В октябрьском приказе-плане Союзфото отмечалось:
«Точность и четкость в выполнении заданий, живая инициатива, подлинно ударные темпы ра
боты, единодушное стремление всех работников
Союзфото к высокому качеству работы должны обеспечить выполнение нашего плана, поднять со
ветскую фотографию на высшую ступень. Надо учесть опыт прошлых массовых съемок, в частности опыт съемок 7 ноября прошлого года; фоторепортеры, в связи с этим, должны так подготовиться к съемкам, чтобы при всех условиях пого
ды дать снимки лучшего качества. Образцовую работу должно показать производство, обеспе
ченное на 1 -й фабрике фотопечати наилучшим техническим оборудованием».
Этот призыв не остался на бумаге — план был выполнен.
В Москве подготовка к октябрьским съемкам была начата за месяц до 7 ноября. Уже 10 ок
тября была проведена разбивка на съемочные бригады и разработана «дислокация» съемщиков. Все московские фоторепортеры СФ были разбиты на две группы: 1) снимающие парад и демонстрацию на красной площади и 2) снимающие демон
страцию в районах Москвы. Последняя группа была разбита на бригады, по числу московских районов, причем в эти бригады впервые не в порядке любительства, а с определенными ответственными заданиями было включено несколько наиболее активных и подготовленных фотокоров. Некоторые из этих фотокоров только зимой 1931 — 1932 гг. впервые вышли для съемок на улице, приняв участие в фотокоровских вылазках Союзфото и газеты «Фотокор».
На этот раз были разработаны не только подробные тематические задания для отдельных групп, но и сюжетные задания для каждого от
дельного съемщика. Каждая бригада, снимавшая в районах, заблаговременно связывалась с район
ным руководством, проработывала план движения демонстрации в своем районе. Каждой бригаде
было предложено своевременно выбрать и освоито верхние точки съемки по маршруту демонстрации.
Было проведено несколько подготовительных производственных совещаний — общих, по груп
пам по бригадам; совместных — фотоработников и производственников, руководителей отдельных участков съемки, связистов и т. д.
Заранее был точно расписан «регламент» работы:— обусловлены сроки начала съемок, часы и минуты явки со съемки, сдачи негативов в редакцию, сдачи негативов из редакции на производст
во выпуска материалов производством, рассылки снимков за границу и по СССР, передачи по радио и т. д. Вся проявочная и редакционная рабо
та была сосредоточена на новой фотофабрике Loюзфото, весь ход работы протоколировался. До
кументы подготовки и проведения октябрьских съемок — планы, протоколы производственных со
вещаний, приказы и распоряжения, съемочные путевки, протокол хода работы и т. д. — являют
ся интереснейшим материалом по организации и руководству массовой съемкой, массовым произ
водством и быстрым, широким распространением ее результатов. Интерес и ценность этих материалов особенно значительны потому, что никакого опыта, никаких других руководящих материалов на этот счет (кроме опыта поошлых массовых съемок того же Союзфото) не имеется. Наибольший и широкий интерес представляют фотографические результаты всей этой работы — сни
мки, сделанные 7 ноября в Москве фоторспортерами и фотокорами Союзфото.
Приступая к разбору этих результатов, необходимо отметить, что световые условия съемки 7 ноября этого года в Москве были далеко не блестящими. Был обычный пасмурный, но к счастью не туманный день.
СЪЕМКА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
Съемки на Красной площади производились на этот раз не только внизу, на самой площади, но и со всех возможных верхних точек — с Кремлев
ской стены, с крыши Исторического музея, с крыши ГУМа. Это обеспечило яркий и разнообраз
ный показ общих видов парада и демонстрации в самые различные моменты.
С Кремлевской стены снимали два фоторепортера: один со Спасской башни и стены от башни до мавзолея Ленина, другой — от мавзолея до Никольских ворот. Опыт этой съемки доказал правильность такой «дислокации». Охват силами од
ного съемщика всего пространства от Спасской башни до башни Никольских ворот не обеспечил бы нормальных условий работы.
Тов. С. Блохин, работая в первом секторе Кремлевской стены, мог тщательно заснять богатую перспективу, открывающуюся со Спасской башни на площадь с мавзолеем слева, интересную точку с перспективой на Лобное место, украшенное скульптурной группой, развернуть панораму площади с опорой на Лобное место слева и памятник Минину и Пожарскому справа. Работая на Спас
ской башне и Кремлевской стене слева и справа от башни, т. Блохин сделал ряд разнообразных снимков различных моментов парада и демонстра
ции, исчерпывающе «обыграл» опорные детали башни, впервые сделал снимки массы демонстран
тов, спускающихся с Красной площади к Москвареке (в перспективе на Замоскворечье).
Наиболее интересными вышли снимки движения первых колонн знаменосцев на линию: мавзолей— центральный вход ГУМа и дальше, — когда вся площадь кажется заполненной знаменами. Удалось тов. Блохину снять эффектный момент , выпуска тучи почтовых голубей, взлетающих над пло
щадью. Поскольку фоторепортер не был связан с большими изменениями точки своего нахождения, он смог воспользоваться разнообразной фотоаппаратурой. Снимал т. Блохин дорожной камерой 13X18 с объективом Тессар 1 : 4,3, за
твор Компур, фокусное расстояние 210 мм, пластинки Фокхт, чувств. 170 по X и Д; тропиче
ским Неттелем 6,5 X 9, с Тессаром F: 3,5 и фокусн. расст. 120 мм на пластинках Эфтэ, чувст. 250 по X и Д и фильмпаках Цейсс-Икои, чувств, 170 по X и Д, и «Лейкой» мод. № 1 с объекти
вом Эльмар F: 3,5, фокус 50 мм, пленка Гуверт- Су перспид.
Тов. Ф. Кисло в, снимавший во втором секторе Кремлевской стены, сделал превосходные отдельные снимки и панорамы, не уступающие по качеству его панорамам Днепровской плотины. Лучшей из них является премированная по Ок
тябрьскому конкурсу и печатаемая в настоящем номере «Пролет, фото» на меццо-тинто панорама, опирающаяся слева на угол Никольской башни и Исторического музея и справа на обомшелые зубцы Кремлевской стены. Панорама из 4 звеньев дает небывало полную общую картину октябрьского праздника на Красной площади, массовость демонстрации, оформление площади, пестрое оформление демонстрирующих колонн.
Такая панорама является результатом большого искусства, тренировки, выдержки. Тов. Кислов сделал ее, несколько выдвинувшись над Кремлев