на Красной площади. Боролись две «точки зрения»,—одна: нельзя каждый год одного и того же фоторепортера ставить на одну и ту же точку, он неизбежно будет повторяться; другая: нуж
но одного и того же ставить на ту же точку, предъявляя ему требование—не повторяться; на прежнем месте фоторепортер будет работать увереннее, будет лучше продумывать кадры и, в конечном счете, сможет сделать снимки более высо
кого качества. В результате, из 8 фоторепортеров
Союзфото, снимавших на Красной площади 1 Мая, 6 получили прежние точки съемки, и как раз эти 6 повторялись меньше, чем двое, снимавших с новых для них точек. Много творческой инициативы проявили товарищи, снимавшие с верхних то
чек, — со здания ЦИК, с Кремлевской стены. А. Погосткий снимал с крыши ЦИК четвертый раз. Уверенностью и законченностью отличаются кадры, сделанные им 1 Мая. Вместе с тем он дал несколько совершенно новых положений, превос
ходно по-новому обыграв точку съемки. К числу лучших из такого рода съемок следует отнести снимок парада в момент торжественного марша, сделанный им сквозь ряд флагов на самой верхней точке здания. Один из флагов величественно развернулся от порыва ветра и превратил снимок в подлинно художественное произведение. Фоторепортер прилежно ловил этот момент, ждал его, о чем свидетельствует сделанный им вариант того же сюжета. Этот яркий но содержанию, без
укоризненный в композиционном отношении кадр фоторепортер не случайно «поймал», а сознательно и с большим вкусом сделал. В этом же сти
ле, приближающем фотоснимок к фотокартине, сделаны несколько снимков тт. Блохиным и Кисловым с Кремлевской стены. Они умело обыграли выступы и линии стены, своды и колонны башен. Благодаря этому они достигли не только худо
жественности, но и высокой документальности снимков,— сразу видно, что эти снимки сделаны именно с Кремлевской стены, а не с какой-либо неопределенной «верхней точки».
Очедь интересен и содержателен снимок Блохина, аде в нижнюю основу вертикали положен узорный и в то же время стропий каменный ква
драт кремлевской стены. Этот квадрат тут же
повторяется й живых квадратах красноармейских частей, придавая им особую суровость и незыблемость.
Из только-что приведенных немногих примеров, далеко не исчерпывающих весь материал первомайских съемок, видно, что некоторые фоторепортеры не только сумели подчеркнуть основное содержание, важнейшие политические черты перво
майского парада и демонстрации, но и сделали это в хорошо продуманных, высокохудожественных формах.
Одна из серьезных принципиальных установок, принятых на подготовительных производственных совещаниях Союзфото, к сожалению, не была проведена на практике. Было решено снимать 1 Мая «меньше, да лучше», считая лучшей работу тех фоторепортеров, которые снимут все, что задано тематической путевкой, дадут ряд ярких
кадров по своей инициативе, и, в конечном счете, из всего представденного ими материала редакция примет наибольшее в процентном отношении количество снимков. Большинство не выполнило эту установку, забыло о ней, сделало гораздо
больше снимков, чем требовалось (один товарищ снял 14 катушек «Лейки», не считая фильмпаков). Это затормозило и проявку и отбор материала редакцией. В дальнейшем, во всех случаях подробной съемки, правильная установка на качест
во, на высокий процент приема негативов при ограниченном и определенном количестве негатив
ного материала должна быть жестко обусловлена и проводиться со всей настойчивостью.
Следует повести кампанию против съемки исключительно «Лейкой». При съемке «Лейкой» оста
лись неиспользованными превосходные световые и фоновые эффекты, которые представляло 1 Мая, исключительное по своей «фотогеничности» небо,— с ярким солнцем, с разнообразными кучевыми облаками. «Лейка» давала мало глубины, стушевывала солнечные блики, лишала их мягкости перехода от света к тени. «Лейка» с оуперспитовым не
гативным материалом незаменима при съемке в закрытом помещении без искусственной подсветки (как это показал опыт съемки недавнего процесса вредителей электростанций), при съемке в пасмурную и туманную погоду (как это было, например, в октябрьские дни 1931 г.), но при съемке в световых условиях 1 Мая этого года «Лей
ка» во многих случаях принесла больше вреда, нежели пользы.
Опыт съемок 1 Мая показал, что надо еще научить быстрее работать наши редакции и произ
водство: комплекты снимков парада, сделанные до 11 час. 30 М Ин. — были готовы и доставлены ва Красную площадь лишь к 15 час., а следовало их выпустить к 13 час.
Из опыта съемки гражданской демонстрации в районах надо сделать вывод о необходимости обеспечить такого рода съемки небольшими вышками и, обязательно, автомашинами. Фоторепор
теры научились, находить и осваивать верхние точки, с них неплохо показывают массовость людских потоков на улицах и площадях, но крупные планы, сделанные среди демонстрантов, в большинстве своем невысоки по качеству. Пляски и игры, снимаемые «в лоб», оказываются довольно однообразными.
Таковы первые, еще весьма беглые впечатления и выводы из материалов московских первомай
ских съемок Союзфото. Эти впечатления и выводы будут дорабатываться и дополняться на пред
стоящих итоговых производственных совещаниях, на собраниях и выставке в Доме печати. Обоб
щить опыт этой очередной ответственнейшей съемки необходимо как можно глубже и шире, чтобы, на основе его, советские фоторепортеры учились как можно лучше снимать не только будни, но и большие праздники пролетарской революции, — снимать соответственно их величию и пафосу, целиком вытекающих из грандиозности осуществляемых нашей страной задач социалистической стройки.

ГОТОВЬТЕСЬ К СЪЕМКЕ УБОРОЧНОЙ!

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗОСЛАН СОЮЗФОТО ВСЕМ ФОТОКОРАМ, СОБКОРАМ И
ОТДЕЛЕНИЯМ СОЮЗФОТО.