Народный Комиссариат по Просвеще
нию твердо стоит на той позиции, что он обязан хранить лучшие ценности художественной культуры прошлого.
Огульная характеристика этих ценностей, как буржуазных, есть смешная и невольная уступка буржуазии, которой, таким образом, отдается слишком много чести.
В веках создавшиеся сокровища художественной культуры отнюдь не были произведены буржуазией и далеко не всегда производились для буржуазии.
Все классы и все эпохи в разной мере, правда, участвовали в создании этой сокровищницы, и в ней имеется множество революционных ценностей, ибо художники, в особенности, великие, вы
ходя почти всегда из промежуточных классов, очень часто проникнуты были жгучим протестом по отношению к классам господствующим.
Пролетариат сможет сказать свои собственные яркие слова, быть может, бо
лее яркие, чем все прежние в области искусства, лишь усвоив себе это про
шлое и двигаясь дальше с уже достиг
нутых этапов совершенно так же, как это происходит в области науки и техники.
Конечно, культура театра должна пережить резкий излом в наши дни, когда
такой излом неизбежно переживает вся культура, благодаря переходу власти из рук прежде правящих классов в руки пролетариата.
Нет сомнения, что новой жизнью должны будут зажить постепенно и те
художественные учреждения (в первую голову театры, как живые хранители
традиций в отличие от музейных предметов), которые являются носителями этих ценностей прошлого.
Карл Маркс, бесконечно высоко ценивший античную литературу, Шекспира или Бальзака, Карл Маркс, намыливший голову Либкнехту, когда тот не пошел повидаться с Гейне из-за политических разногласий, Карл Маркс, написавший гениальную статью в защиту Гёте и заявлявший, что филистерское и притворное в Гёте было его бедою, навязанной ему извне и лишь слегка изменившей громадную ценность его вели
ких даров человечеству, является лучшим примером подлинно мудрого отношения к художественным ценностям.
Повторяю, эти ценности, вливающиеся в душу пролетария, конечно, преломля
ются в ней совершенно своеобразно. Носители их, в первую голову театры, несомненно, и сами будут проникаться новым духом как в смысле исполнения прежних пьес, так и в смысле постанов
ки на своих образцовых сценах новых произведений искусства, порожденных новой эпохой Они служат местом спай
ки старой, бесконечно ценной культуры и новой, молодой; не оформившейся и носящей в себе гигантское будущее. Прекрасная статья А. И. Южина, поме
щенная в этом номере, свидетельствует о полном понимании руководящими людьми академических театров их задачи
Нам необходимо, чтобы театры эти вопервых, давали в свой репертуар только пьесы, имеющие истинно художественную ценность и давали бы их образцово, во
вторых, чтобы доступность этих театров была максимальной и чтобы их зритель