пая зала была всегда наполнена рабочими, красноармейцами и учащейся моло
дежно в первую очередь, в-третьих, чтобы театры эти помогли воспринимать даваемые ими художественные впечатления критически, для чего и должен служить помощью настоящий орган.
Мы резко расходимся с теми, кто шарахается чуть не в ужасе, когда мы го
ворим о воспитательном характере театра. Да, театр прежде всего имеет воспитательную задачу. Если он только развле
кает, он исполняет десятую долю своего предназначения, остальные девять деся
тых падают именно на воспитание. Все на свете имеет ценность лишь постольку, поскольку относится к человеку и помо
гает ему расти, помогает возвышению и углублению жизни на земле.
Искусство есть, с одной стороны, свидетель такого возвышения и углубления, с другой стороны, новый источник его Все остальное есть кимвал бряцающий.
От души желаю, чтобы с этого нового года больше, чем когда-нибудь, выступило культурное значение академи
ческих театров рядом с другими театральными задачами, задачами обслуживания провинций, созданием чисто революционно агитационного театра, созданием театров непосредственно пролетар
ских и крестьянских по самому составу исполнителей и т. д., и т. п., каковые задачи вверены другим учреждениям и другим театрам.

А. Луначарский.

Кремль.

„Культура театра .

«Культура театра» является органом группы московских театров, включающей в себя Государственный Академи

ческий Большой, Государственный Академический Малый, Академический Художественный, Камерный, Государственный Детский дока

зательный театры и Квартет имени Страдивариуса с их как существующими, так и могущими три них обра

зоваться студиями, музеями, курсами, школами—словом, самыми разновидными учреждениями, неразрывно связанными с их внутренней жизнью.

Как видно из этого сухого перечня, в эту группу, несмотря на ее сравни

тельную малочисленность, вошли опе

ра, симфоническая и камерная музыка, комическая опера, балет и, нако
нец, драма самых разнородных основ и устремлений. Из того же перечня определенно выступает и общий коло

рит образовавшейся группы: входящие в нee художественные институты образуют сумму ярко очерченных творче

ских организмов, из которых каждый, на более или Менее длительном протяжении своего существования, путем

преемственно-непрерывной индивидуальной и коллективной работы та

ланта и мысли сумел запастись не только исключительными по богатству
залежами добытых художественных сокровищ, но и огромными силами для дальнейшей культуры искусства. Эти силы кроются, главным образом, в тех программах, которые диктуются самим (существом театра, как художественного отражения жизни во всей ее без

мерной полноте идей и образов, мечты и действительности, во всем богат

стве ее правды и во всем блеске ее поэзии. Такой театр есть отрицание,

всякой окаменелости, очищение жизни ото всего омертвелого, создание вечно обновляемых, все более и более совершенных ее форм. Вот почему те

атр революционен по своей природе и вечен постольку, поскольку он выполняет закон этой природы.

Чем живее и разумнее жизнь, тем она красивее. Красота—это та форма, в которую выливаются разум и петита. В это верят театры, сгруппировавшиеся вокруг настоящего издания