ши того, что в своей творческой действительности он может только заставлять угадывать и, как мы толькочто сказали, с постоянным риском быть не только непонятным, Но просто искаженным в дурную или хорошую сторону кем угодно, о дурными или самыми лучшими намерениями - это без
различно, но искажен даже без права, чем-нибудь исправить это искаже
ние. Пока... он был лишен слова и, как Фрина, спасался только своей красотой. Но при той роли, которую ему отводит современная жизнь, ему неизбежно надо себя выяснить полнее и — главное, определеннее, чем од
ной своей внешней формой. Этому и хочет служить «Культура Театра».
Ряд задач ставит театру обновленная жизнь, особенно в ту эпоху, когда, происходит великое брожение мы
слей и действий, брожение, в котором едва-едва проглядывают очертания реального будущего. Театр обя
зан внести свою долю в процесс его создания. Но его, средства воздействия
на жизнь исключительной сложности и не похожи ничем на те мощные ма
шины, которыми; добываются реальные
ценности, как чисто материальные, так и социальные, общественные политические или даже научные. Театр, пожалуй, сильнее и интенсивнее, чем другие виды искусства, влияет на ду
ховную сторону человечества, если он не уходит в область только зрелища. Он создает ту повышенную атмосфе
ру, в которой и смех, и слезы, и всякое восприятие или волнение не
отразимо, влияют на внутренний мир человека. Он кует души своими лег
кими с виду, но мощными ударами. Он готовит тот духовный материал, ко
торый выдержат тяжесть любых форм
социального здания и скрепит его тверже всякого цемента.
Мы знаем, как неизгладимы в человеческом сердце молодые сценические впечатления. С годами изменяются общественные, религиозные, мо
ральные, политические симпатии. Но образы, навеянные на молодого зри
теля со сцены, не изглаживаются в нем до могилы. Стоит вдуматься в эти постоянные жалобы пожилых людей на то, что театр их молодости был выше и лучше театра, который пришел ему
на смену, в эти личные воспоминания об актерах, которых они видели тридцать-сорок лет назад. Если вдумаемся, то мы убедимся в том, что ме
сто, завоеванное в душевной глубине зрителя первыми впечатлениями сцены, прочно занято неизгладимыми образами, против которых бессильно не только время, но и духовный рост вну
треннего человека, и расширение его сознательной критической мысли.
Теперь, когда новый зритель сплошь молод, будь он хоть 50 - летний рабочий или пожилая женщина из де
ревни, театр обязан учетверить свою культуру.
Великое преступление против святой святых искусств давать этим довер
чивым, открытым и жаждущим душам второй, третий сорт искусства, его макулатуру.
Театр обязан поднять требовательность и запросы нового зрителя до сво
ей художественной высоты, ни на одну линию не опускаясь ниже высшей ступени своих достижений в ни на минуту не приостанавливаясь в своем
дальнейшем развитии, не поступаясь
Ничем из своих суровых требований к своей задаче. Временной розни сце
ны и зрителя бояться нечего: народ быстро догонит ход художествен
него процесса, и не простит театру. если он, применяясь к современному нам уровню его художественной восприимчивости, ради дешевого успеха
или каких бы то ни было важных, но лежащих все его сферы задач и це
лей, станет на путь приспособления к этому уровню или приостановит, хотя бы временно, вечное движение творчества все вперед и вперед.
Вот почему «культура театра», разработка всеми доступными средствами его организма — дело неотдожное и живое. !
Вопросы, возникающие при этой сложной, долгой работе над ценностя
ми, хотя и невесомыми, но могучими,
как электрические искры, требуют не только, непрерывного напряжения та
ланта, знания, мысли, творчества и техники, но и возможности, широкого освещения и самых задач, и процессов их разрешения. Это необходимо наладить самим театром.
Только тогда, когда они могут на