(пограничник Лебедев у С. Фридлянда, Султанов Мукум — у Ф. Кудоярова, Кузембаев — у Е. Лангмана и др.).
Тема индустриализации страны представлена очень сильно, хотя и в относительно небольшом количестве снимков.
Здесь мы находим блестящие работы С. Альперина (Днепрострой, Запо
рожье и др.), А. Скурихина (Кузнецк, Магнитогорск, Челябинск), портреты знатных людей индустрии (Макар Мазай — Ел. Игнатович, Алексей Стаханов — у ряда авторов, Никита Изотов — у Маркова и т. д.).
«Солнечных цехов» на выставке несколько, но сильнейший снимок пред
ставлен все же А. Скурихиным. В его снимке цех буквально залит солнцем, густыми снопами падающим через стекло крыши.
Разнообразно и внушительно показана тема коллективизации сельского хозяйства.
У А. Шайхета Мы находим прекрасный снимок уборки колхозного поля комбайном. У него же — «Колхоз-миллионер», облучение опытного поля ака
демика Лысенко, у Г. Петрусова — исключительный снимок громадного колхозного поля, отягощенного обиль
ным урожаем. У него же — известный
снимок «Обед в поле». У А. Скурихина— «Земля колхозам»: вручение акта на вечное пользование землей.
М. Пенсон показал сложную тему — «Прием единоличника в колхоз». Она решена композиционно очень ярко — колхозники сидят в кругу, на земле. Внутри круга, с краю, без халата, в глубоком раздумье, стоит старик-единолич
ник. Снимок по убедительности — один из наиболее значительных на тему о коллективизации.
Отражая колхозную зажиточность, фотографы (В. Чемко, М. Марков, М. Озерский, С. Шиманский и др.) в очень большом количестве снимков показывают колхозные праздники, пляску, веселье.
Большая работа проводится партией и правительством в области упрочения семьи. Это нашло свое отображение в ряде снимков. «Киргизская юрта» у М. Альперта, семья доменщика Орлова— у А. Скурихина, в семье стахановца — у Н. Штерцера, колхозный родильный дом в Киргизии — у С. Фридлянда, семья
показ многонационального состава армии. Все народы СССР считают своим священным долгом, своей почетной обязанностью служить в армии, все наро
ды СССР одинаково ее любят. В этом отношении любопытен снимок М. Пенсона (Ташкент) — «Проводы в Крас
ную армию»: старик-узбек в присутствии земляков трогательно прощается с молодым парнем.
Другой яркой и художественной характеристикой отношения народа и ар
мии являются снимки В. Мусинова
(тт. Ворошилов и Егоров беседуют с колхозниками) и Луценко (т. Блюхер на тактических учениях ОКДВА). В этих
снимках показана близость народа к Красной армии и ее работе, теплота от
ношений между руководством армии и народными массами.
Из всех снимков, изображающих руководителей партии и правительства, руководителей армии в их общении с массами, вытекает сильная, художественно подчеркнутая мысль о глубокой, орга
нической демократичности советского строя.
Большая тема, хорошо отраженная выставкой, — это многонациональный
характер страны и содружество народов СССР, строящих социализм.
Десятки национальных областей и республик выступают в экспонатах выставки. У М. Альперта и С. Фридлян
да мы видим прекрасные снимки из жизни Киргизии, Е. Лангман и С. Бамунер показывают Казахстан, М. Пен
сон — Узбекистан, Д. Дебабов и Н. Штерцер — Север. Множество сним
ков показывают Украину, Таджикистан, кавказские республики, Чувашию, Карелию, Белоруссию и т. д.
В этих снимках отображены новые отношения между народами, новое хо
зяйство и новая культура народов, некогда сплошь неграмотных, зверски эксплоатировавшихся и вымиравших при царизме.
Работа фотографов в национальных республиках велась в течение нескольких месяцев. Материал тщательно изучался, в снимках показывались, действительно, лучшие люди республик. Неудивительно, что среди портретов, экс
понированных на выставке, немало людей, избранных в Верховный Совет