сква — Волга) потребовала даже от такого настойчивого сторонника мягкорисующей оптики, как Андреев, новых выразительных средств, — с чем его можно только поздравить.
Со старыми мастерами неплохо соревнуются в области пейзажа некото
рые фоторепортеры. Отметим «Озеро Иссык-Куль» у М. Альперта. Мир, потерявший у т. Андреева свою весо
мость, — в снимке М. Альперта реалистичен: вода дана резко, сочно, выпукло. Пейзаж Г. Петрусова «После грозы» воспринимается так же реалистиче
ски, как и пейзажи М. Маркова, А. Скурихина, Н. Кулешова и др.
Тематический диапазон выставки огромен: от изысканности «Концерта» в Ко
лонном зале московского Дома союзов (фото А. Гаранина) до его же чудесной «Отары овец в степи».
Рядом с привычным — неожиданное. Рядом с прокатом металла вы найдете излишне стилизованный портрет Дуси Виноградовой, в праздничном платье (Я. Рейсман), или портрет Героя Совет
ского Союза Михаила Михайловича Громова, в штатском костюме (фото Р. Диамента).
В числе отдельных выдающихся работ надо назвать драматическую «Встречу челюскинцев» М. Маркова, где дано сложное переплетение чувств радости встречи и былого страха за судьбу близкого.
Блестяща по законченности и сюжетной яркости работа П. Новицкого «Урок музыки».
Наконец, в качестве прекрасного образца газетной (маленькой) серии надо
назвать хорошо задуманную тему Г. Зельмы — «Страна учится».
Можно назвать десятки имен периферийных авторов (А. Маклецов, А. Ка
пелюш, А. Тюфяков), ленинградцев
Э. Хаикина, Н. Штерцера, С. Бамунера и других, — и все же темы выставки не будут исчерпаны.
Уходя с выставки, посетитель думает: какая поистине богатая, обильная, счастливая страна — наша родина И какая прекрасная поросль молодых ху
дожников фотографии поднялась за эти годы в Советском Союзе.
В. Г.
летчика Филина — у М. Калашникова, в детской консультации — у Л. Доренского, ясли в Горловке — у С. Гурария, «Мо
лодая мать», «Бабушка и внучка» — у М. Пенсона. и другие.
Политическое и художественное чутье подсказало фотографам громадное значение этой темы, и они, дейст
вительно, сумели показать полнокровность советской жизни, здоровые общественные основы советской семьи.
Несколько слов об отдельных участниках выставки.
К «старикам» относится большой художник А. Штеренберг, выставивший одну из своих лучших работ — портрет известного английского театрального критика Гордона Крега. Портрет Гордона Крега решен без каких бы то ни было внешних эффектов в гамме серых и темных тонов, на которых выступает энергичное лицо крупного мастера театра.
На стенде т. Штеренберга обращают на себя внимание изумительные снимки балета. Но автор, стремясь к тончайшей передаче движения, дает совсем мягкие,
размытые снимки. Эти работы стоят на грани опасного изыска импрессионистического характера.
Обращает на себя внимание стенд А. Родченко. Он выставил немного работ, но все они творчески полноценные: большой, нигде еще не опубликованный портрет Вл. Маяковского, «Скачки», «Физкультурный парад». Последняя тема отличается большой тщатель
ностью в разработке формы — строгие и экономные, горизонтальные и параллельные линии.
К группе старых мастеров надо отнести П. Клепикова, который, к сожале
нию, ничего особенно интересного не показал, хотя и блеснул, как всегда, своей превосходной позитивной техни
кой («Форель» и «Розы»). Ю. Еремин выступил бледно со своими обычными пейзажами. Из нового он показал лишь один снимок канала Москва — Волга, не лучший из числа имеющихся у него.
Н. Андреев (Серпухов) выставил свои пейзажи в свойственной ему импрессионистической манере и несколько новых, сделанных в реалистических тонах. Тема этих снимков (канал Mo