Позитивная печать в работах выставки

нообразием приемов позитивной печати. Почти все остальные работы, если бы их поместить на общий стенд, ни
чем не отличались бы одна от другой в отношении позитивной обработки— так они однообразны по манере печати.
Этой общей серости печати способствовала еще крайне неудачная закантовка работ в серой рамке, без белых полей вокруг отпечатка. Такое оформление совершенно не присуще монохромным фотографическим отпечаткам, близким к произведениям графи
ческого искусства (гравюре, офорту), а не к живописи. Помещенные к тому же на серые щиты, фотоснимки рассматри
ваются как общие серые пятна, а не как отдельные картины. Требуется значительное усилие для того, чтобы со
средоточить внимание на каждой из них.
Помимо этого, некоторые экспонаты выставки имеют еще и недостатки позитивной печати.
Так, излишне контрастны, без деталей в светах и тенях, некоторые работы у М. Альперта — оба портрета
колхозницы-киргизки; у Я. Халипа — «Парашютист»; у Г. Петрусова — «После грозы»; у Д. Дебабова — «В Туруханской тайге», «Разлив чугу
на» и «Выплавка металла»; у А. Скурихина — «В калмыцкой юрте»; у Г. Зельма — «По секрету»; у В. Ша
ховского — «Девушки Карелии», «Лагерь» и «Командиры на отдыхе».
Слишком темны отпечатки: Г. Петрусова — «Танки в дымовой завесе»;
Е. Лангмана — «Натюр-морт»; М. Пенсона — «В узбекской школе» и ряд других.
Крупное зерно (крупнозернистый негатив) можно было устранить при пе
чати. Зернистость оказалась в работах Д. Дебабова «В Туруханской тайге», «Концерт на Чукотке» и «Лыжница».
Не всегда цвет подложки бромосеребряной бумаги соответствует сюжету. Как на примеры, можно указать на работы С. Бамунера— «За игрой», где,
Посетители выставок изобразительных искусств выносят свое суждение о том или ином произведении искусства не только по его содержанию, но и по целому ряду других признаков. Здесь играют роль композиция (линейная, световая и т. д.), использование техни
ческих средств, которыми располагает данный вид искусства, внешнее оформление экспонатов, их экспозиция на выставке.
На зрителя производит впечатление совокупность всех этих признаков, из которых в произведениях фотографи
ческого искусства одним из важнейших является позитивный процесс. Нередко по позитивному отпечатку зритель су
дит о достоинстве работы фотографа. Поэтому роль позитивного процесса, как завершающего момента при созда
нии фотографического произведения, является весьма значительной и ответственной в работе фотографа.
Правильно подобранный как по сюжету, так и по техническому качеству негатива материал в том или ином позитивном процессе может в значительной степени усилить впечатление у зрителя; и, наоборот, контрастный, вялый, тем
ный, светлый или серый отпечаток, как бы ни был интересен сюжет снимка, не всегда привлечет должное внимание.
Все ли благополучно обстоит в этом отношении на Первой всесоюзной выставке фотоискусства?
Главное внимание мы сосредоточим на втором отделе выставки, в художественном отношении наиболее значительном.
Прежде всего поражает обилие однообразных черно-серо-белых отпечатков на бромосеребряной бумаге, в подавляющем большинстве не вирированных, преимущественно на белой под
ложке и выполненных однообразным приемом профессиональной печати. И
только работы П. Новицкого, А. Штеренберга, М. Альперта, Я. Халипа, Г. Петрусова, Н.Андреева, И.Бохонова и Ю.Еремина выделяются среди других и мастер
ством выполнения и некоторым раз