И как труппа не может выполнить задач, возлагаемых на полк или плотничью артель, так и эта артель в своей массе может выделить из себя ряд талантливых людей, но не осуществить задач театра рядовым зачи
слением в него не подготовленных или неспособных единиц.
Вот три главнейшие традиции художественного творчества Малого театра.
И раз навсегда, надо отказаться от мысли, что Малый театр требует ка
ких-то повторений задов и грамофонных воспроизведении старых напе
вов, а тем меньше установленных из
стари мест расположения актеров на сцене и т. д. Я имел счастье играть на сцене. Малого театра Чацкого с И. В. Самариным, непосредственно получившим роль Фамусова после Щепкина, с А. И. Ленским после Сама
рина, с В. Н. Давыдовым—хотя и не артистом нашего театра, но по его
подлинным словам «выросшим на нем»; играл Репетилова с К. Н. Ры
баковым и теперь играю его сам— я ни один из всех этих исполнителей ни одной нотой не повторял своего предшественника и не напоминал его, каждый создавал свое - более или ме
нее яркое, но все были в тоне Малого театра, построенном на основах тех трех главных традиций, o которых я говорил, и которые, были оди
наково слиты и с трагиком Мачало
вым, и с комиком Цепкиным, и с бытовиком Провом Садовским, и со
всеми их современниками, преемниками и преемницами, начиная с Ермоловой, и будут слиты с будущими носите
лями тех же бессмертных начал. Об этом тоне Малого театра нет места теперь говорить. Но я должен здесь указать на то, что этот общий тон бесконечно варьируется, чужд всякого трафарета и, будучи построен на общих требованиях правды, силы и простоты, - сохраняет свою гармонию везде, но иначе звучит в пьесах Шек
спира и Шиллера, чем у Грибоедова, иначе у Гоголя, чем у Пушкина, иначе в Мольере, чем в Островском.
Это - первое условие подлинной жизненной правды.
Второй отдел наших традиций, репертуарный, также определяется в большинстве случаев да простят мне
это, далеко не академическое выражение — с кондачка.
Традиция Малого театра никогда не была и не будет традицией ложно понимаемого музеизма. Малый театр прежде всего—живой и жизнеспособ
ный, вечно обновляющийся организм, и никогда он не уходил в пыль му
мий и раскопок, как бы ценны они ни были. Еще меньше он был исклю
чительным театром, например, того же Островского. Сам А. Н. Островский, бывший недолго, едва полгода, упра
вляющим его труппою, поставил за этот короткий срок пьесу Шиллера, свою пьесу и четыре пьесы современных авторов. Как мудрый руководитель и гениальный драматург, он пре
красно понимал, что если бы не да
вать простора человеческому уму, то после Софокла или Эврипида уже не видать бы сцены Шекспиру или Ло
нпе-де-Вега, после них—Шиллеру и Ге
те, и т. д. Короче, Омар, сжегший Александрийскую библиотеку потому, что если в ней книги повторяют Ко
ран, То они излишни, а если говорят новое — вредны, - вряд ли годился бы в директоры театра, как, его ни расхваливали бы современные ему муллы и правоверные за поджог.
Этого взгляда держался и держится Малый Театр. Охраняй драгоцен
нейшие произведения былого, он обязан отражать настоящее. Не дело ху
дожественного института сцены заграждать путь свободного творчества писателей, и мы знаем на том же Остров
ском, что ряд его пьес, снятых по неуспеху при его жизни, десятки лет наполняли театр после его смерти, что никто не делается классиком при
жизни, разве ему особенно повезет по части газетной рекламы.
Репертуарная традиция Малого те атра — определенная и неизменная на
почти вековом протяжении требует прежде всего, конечно, основного репертуара, включающего в себе отдель
ные образцы величайших писателей прошлого, без различия направлений
строго классического, романтического, реального, философского репертуара, трагического и комедийного, хотя бы мелодрамы и форса, раз они талант
ливы и дают разумное волнение и оздоровляющий смех, раз они не игра