ют на низменных и чувственных струнах, раз они освежают силы усталых трудовых людей. Затем вторая, не менее важная и значительная часть
репертуара — отражение современного театру литературного творчества
включение произведений, отмеченных драматургическим талантом. Без это
го театр не может существовать, не рискуя стать музейным хранилищем. Пусть он делает ряд ошибок, но одно достижение загладит их все. Не ошибается тот, кто лежит в гробу.
Значит, эта традиция Малого театра выражается в богатстве, разнообразии, полноте и художественной

жизненности его репертуара, и, конечно, в соответствии его с арти

стическими запросами крупнейших та
лантов, так как всякий театр есть прежде всего объединенное сотрудни
чество поэта и актера, направленное на воплощение мечты первого в жизнь второго.

Третья и последняя часть наших традиций заключается в многообраз

ных и сложных внешних формах его непрерывного труда. Культ личностей, сумма которых составляет художественный коллектив, всегда ле

жал в основе деловой жизни Малого театра. Пусть иногда этот культ, например, актера, вызывал неудачи от

дельных проб,—по Малый театр сберег актерское мастерство в то тяж

кое время, когда под давлением той страстности, о которой я говорил выше, и под влиянием нахлынувшей волны исканий и дерзаний, перенесших и самые плодотворные результаты, в театре стал заметно перемещаться центр тяжести с исполнителя на nature morte, на обстановку.
И гораздо раньше, чем освобожденная Россия признала рабочего чело
века властелином своей жизни, между трудящимися на сцене Малого театра артистами и техническими служащими установилась прочная и друже
ская связь. Талантливый парикмахер, машинист, технический рабочий, портной, служащий в администрации, гардеробе, на билетном контроле так же любят и берегут свой театр, как и любой артист. Этот отбор произошел именно в силу основной традиции те
атра—в свою очередь беречь и охра
нять тех, кто любит театр деятельной любовью, не на словах, а делом, высоким качеством своего труда.

Вторая традиция этого порядка,— страстная любовь к свободе этого те

атра. Малый театр от Щепкина, и

Мочалова до нашего столетия был всегда, пасыником бюрократии и до
бился двух крупных результатов к началу 900-х годов. Прежде всего, каждая попытка, так называв
шейся «Конторы» руководить ходом
внутренней работы Малого- театра ей дорого стоила: труппа вставала про тив каждого ее поползновения изъ
ять из Малого театра кого - либо из ее ценных работников любой категории, а артисты сплошь да рядом фак
тески боролись против всякого вмешательство Кого - либо извне в ее ху
дожественную жизнь. Пусто это не всегда даже было нужно, и еще реже—успешно, но это было точно невысказанная Анибалова клятва, завещанная нам Мочаловым и Щепки
ным, Садовским и Щумским, который не задумался императору Александру II на, его вопрос «Есть ли хорошие пьесы?» ответить—«цензура не пропускает, в. в.»—чего, конечно нисшее начальство ему никогда не за
было. Второе достижение этой борьбы с прошлым чиновничьим управлением
выразилось в том, что уже к первым годам нашего века руководство ху
дожественной жизнью Малого театра не могло быть поручено кому-либо, кроме членов его труппы, в виде ли совета или отдельных управляющих
Не всегда, эта борьба велась одинаковым способом, точно также как и все традиции художественного порядка
не всегда могли проявляться во всей их силе и полноте. Ее формы можно рассматривать исключительно в исто
рической перспективе. Надо учесть все факторы, из которых слагалась окружавшая театр атмосфера разных эпох, предшествовавших великой революции. Но нет мало-мальски значительного

артиста, который не стоял бы за

художественную волю театра, как за единый высший закон его существования. Мятежный дух великого тра
гика Мочалова и едкий сатиризм Ми
хаила, Садовского на протяжении трех четвертей века сближались друг