О задачах театра в связи с реформой Наркомпроса.

I.
Реформа Наркомпроса выделила театральное образование, а. также теа
тральную педагогику, т.-е. вопросы детского и школьного театров в осо
бые подсекции при Главсовосе и Главпрофобре.
Вместе с тем она разделила остальные, так сказать, чисто театральные задачи на два раздела, создав два театральных центра: в Главполитпросвете и в Академическом центре.
Я сейчас не хочу говорить о взаимоотношениях всех этих отдельных театральных учреждений; взаимоотношения эти теоретически установлены совершенно четко и будут теперь по
степенно проверяться и уточняться жизнью. Я хочу говорить в этой статье о соотносительных задачах обоих главных театральных ведомств.
С самого начала считаю нужным указать, что никакого абсолютного водораздела между задачами этих теа
тральных центров нет. Главполитпросвет вовсе не должен преследовать только цели чисто политического театрального просвещения, создавать чисто агитационный театр и больше ни
чего. Наоборот, к нему перешли, за исключением небольшой группы теа
тров в Москве и в Петрограде, все остальные.
Естественно поэтому, что широкое художественное, литературное, историческое, психологическое просвещение, какое несет с собою здоровый театр,
что все те виды возвышающих душу развлечений, которыми он богат, несо
мненно, будут играть большую роль в заботах ТЕО Главполитпросвета.
С другой стороны было бы чрезвычайно неправильным думать, что академическим театрам поручается
роль почетных музейных мумий для обслуживания какого то «чистого» искусства. Наоборот, является в выс
шей степени желательным, чтобы ре
пертуар и театральные формы этих театров, чем далее, тем более, приходили в некоторое созвучие с переживаемой нами эпохой, чтобы высокое исскусство, которое гарантируется сильными традициями, большим мастерством почти всех этих коллективов, служило также на потребу под
нятия общего культурного уровня населения в духе тех высоких идеалов, которые сейчас взошли над страною.
Поэтому-то, вместо того, чтобы делить театральные задачи на две рубрики— главполитпросветские и ака
демические — я предпочитаю просто коротко определить, какие же театры нам нужны и какие театры нам не нужны, указывая попутно и на то,
какие из желательных форм театра особо должны заинтересовать тот или другой из центров.
Какой театр нам нужен?
II.
Художественно-революционный театр.
Самым желательным театром для нас является художественно-революционный. Почему художественный? Вопрос, конечно, смешной. Художественный — это значит сильнейшим обращаем действующий на душу зрителя. Все условия художественности в конце-концов сводятся к этому сильному воздействию на душу зрителя. Конечно, самая душа его может быть раз
лична и то, что действует сильно на одного, вовсе не действует на дру
гого. Художественная яркость, еще по замечанию Гете перестает действовать