из людей с потушенной жизнью, художественная тонкость к нюан
сировка не действуют на души здоровые, сильные, мужественный, ко
торым микр0скопическая детализация, как бы она ни была изящна, претит,
ибо мельчит их внимание, мельчит их душу, привыкшую к крупному масштабу и крупному размаху.
Haшa эпoxa, требующая спектаклей для громадных масс, для масс свежих,
вышедших из предразсветных сумерек навстречу бурям и грозам, и зорям, почти совершенно не может примириться с художеством, так сказать, интим
ного типа. Наше время, наоборот, устремлено к художеству монументальному, но во всяком случае и прежде всего именно к художеству.
Наиболее желателен для нас не вообще художественный театр, а худежественно-революционный.
Что это значит? Это значит престо то, что каждая эпоха должна создать свой собственный театр, а отнюдь нe
жить только переживаниями былого. конечно, каждая эпоха носит в себе различные зародыши не только ре
волюционные, но и контр-революционные, и смешанные, в которых самая искренняя субъективная революцион
ность (скажем: условно-демократичесвая) на самом деле приходит в глубочайшее столкновение о революцион
ной практикой подлинно творческих, подлинно способных поднять тяжесть революции практических партий.
Революционный: театр: вообще с этой точки зрения — довольно скользкий. Пьесы, недавно считавшиеся револю
ционными, могут оказаться в наших
условиях контрреволюционными, как пьесы, выдержанные в жирондистском духе, в различные периоды Француз
ской Революции могли казаться то слишком левыми, то слишком правыми. Вот почему именно революционный театр рискует и своей художествен
ностью и своею революционностью, когда ударяется в нарочитую программность, когда детализирует свои постулаты.
Но есть в революции, нечто колоссальное, сразу всякому ощутимое, именно — героизм, огромный порыв к
будущему, переоценка всех ценностей и т. п.
Вот эти то мотивы, потрясающий старый мир. титанизм, пламенные меч
ты о будущем, самопожертвование во имя целого — могут самым естественным образом явиться внутренним огнем для новой трагедии и для новой комедии) большого стиля.
Появление такого художественно-релюцинного театра есть целиком дело. драматурга. Только в некоторой сте
пени можно иным старым пьесам, особо подходящим к новым настроениям, придать совершенно современный ха
рактер, путем новой театральной техники, находящейся в особом созву
чии с темпом и колоритом наших дней [*)].
2. Театр агитационный.
Далеко не совпадает с художественно-революционным театром большого
стиля то, что можно назвать театром агитационным в собственном смысле.
Этим я, конечно, не хочу сказать, что пьесы, указанные в предыдущем, не имеют агитационного значения; они имеют огромное агитационное значе
ние; но под агитационным театром я разумею здесь театр—плакат, театр, в ярких, остроумных образах и сцени
ческих положениях пропагандирующий определенные призывы, раскрывающий смысл происходящих событий, борющийся с предразсудками или контр
революционной агитацией, — словом,
театр, как своеобразное дополнение к устной и письменной агитации—к газете.
Совершенно ясно, что такой театр, как только он становится скучным, вовсе никуда не годится, что простая
[*)]Лично я способствовал, насколько мог, выявлению такого рода театра. Так, моя пьеса „Фауст и город идет, как говорят, не без успеха в петроградском академическом дра
матическом театре (бывш Александринском). В Петербурге жe идет моя чисто коммунистическая пьеса „Канцлер и слесарь . В Москве в театре бывш. Незлобина и в Саратове идет моя пьеса „Народ . Пьеса „Королев
ский брадобрей стала репертуарной для многих театров. „Канцлер и слесарь гото
вится к постановке в театре бывш. Корша. Малый театр готовит историческую мелодра
му „Кромвель , а театр бывш. Незлобина историческую драму „Герцог (вторая часть „Фомы Кампанеллы , первой частью является „Народ ).