инсценировка передовиц есть нелепость.
Совершенно ясно также, что такой театр должен быть тоже художествен
ным, но ясно и то, что от плаката не требуют достоинства картины, что от газетного фельетона, даже блестя
щего, не требуется совершенства ху
дожественной повести. Одна крайность —думать, что всякая дребедень, малограмотная, хотя бы и хлесткая, раз она имеет благие цели и сверху по
мазана красным, уже агитационный театр и другая крайность—думать, что
агитационного театра быть не может и не должно.
Наоборот, коммунистическая партия и Советская власть крайне заинтере
сованы в широком расцвете агитационного театра и уже первые опыты показывают, что в этом направлении можно добиться ве
ликолепных успехов. Да и кто может сомневаться в этом из людей,
умеющих оценивать хотя бы значение хороших юмористических и сатирических журналов в различные револю
ционные эпохи истории культуры? Разве не ясно, что сцена: может быть гораздо более могуча, чем такие журналы?
3. Самодеятельный театр.
В огромной степени желательно развитие самодеятельного театра рабочих, красноармейцев и крестьян. По
ка этот самодеятельный театр выра
жается, с одной стороны, в десятках тысячах разных кружков, любительских сцен, которые передразнивают
профессиональные театры, с другой стороны —в еще несовсем дозревших, но серьезно обставленных тенденциях в студиях при пролеткульте и т. п.
С одной стороны мы слышим голоса, чуть ли не злорадствующие тому, что пролетарский и крестьянский театры еще ничего внушительного не дали, с другой стороны—порою требования передать большие театры театру самодеятельному и т. п.
То и другое в корне неправильно. Самодеятельный рабочий и крестьян
ский театр, действительно, пока еще создал мало, по он нужен, нельзя уменьшать его значения, так как оно огромно, и даже первые ростки его свидетельствуют о вполне возможном
и даже неизбежном дальнейшем расцвете, не надо и преувеличивать его значения. Опыт с передачей центральному Пролеткульту, наиболее могуче
му, большого театра (Эрмитажа), в сущности говоря, пока не увенчался успехом. Эрмитаж использован так, как можно использовать любую не
театральную залу и это является луч
шим доказательством правильности моего утверждения, что пока еще пролетарский и крестьянский самодеятель
ный театры не могут выйти на арену
широкого театрального дела, должны еще пережить пару лет интенсивной студийной работы. Однако, эта работа должна быть обставлена со всяческой любовью, для нее нельзя жалеть средств и надо помнить, что отсюда мы можем ждать особенно интенсив
ного и важного обновления театра в духе грядущего.
4. Яркий театр.
Помимо художественно - революционного театра для нас желателен, но уже в меньшой степени, несомненно, более доступный нам яркий театр.
Под этим я разумею героический, романтический репертуар, изображающий сильные страсти, сильные поло
жения и перепетии, острую комедию характеров или полный бурного смеха фарс.
Под эту рубрику я подвожу и глубокий театр, т.-е. театр, изнутри освещенный большими благородными философскими идеями.
Сюда относится и лучшая опера, как по романтическому подъему своих либретто или по интересному историческому анализу (оперы Мусоргского), так и по силе впечатления, получаемого от музыки.
Сюда относится всякого рода хорошая пантомима и наш балет, ко
торый очень нуждается в обогащении и подновлении, но представляет со
бою превосходнейший элемент яркого театра.
Очень знаменательно то, что мне было рассказано на-днях одним из руководителей нашей театральной жизни. Выдающийся пролетарий, комму
нист, в ответ на обещания поставить балет с политической окраской, зая
вил: «Очень боюсь я этого, сейчас многие политические темы из револю