Что касается формы, то и здесь можно с определенностью сказать, какие театры нам нужны.
Нужны ли нам традиции? Да. Нам нужны все величайшие достижения искусства прошлого, независимо от того, будут ли они презвойдены, или нет. Важно понять, что пролетариат, вообще массовый зритель ищет под
линного мастерства, не блужданий, не кухонной пачкотни, не лабораторий и художественного дезабилье, а зрелого мастерства.
Говорить, что театр (по правде сказать, сильно растерявший былую актерскую технику) совсем потерял та
кого рода традицию, что в театре нет больше мастерства — может, конечно, только озлобленный новатор, который невольно перегибает палку влево.
Нужны ли нам искания? Еще бы, бесконечно нужны! Я уже говорил,
что и старые пьесы могут сделаться революционными, вследствие того технического, сценического одеяния, в котором они перед нами предстанут.
В области яркости, так же точно, как в области выявления глубины пье
сы, возможны широчайшие новшества, и тут нельзя не обратить внимания на одну очень важную задачу: рядом с повышением мастерства инди
видуального актера, рядом с повышением значения масс на сцене, рядом с устремлением к синтезированию ис
кусства (к актеру-певцу, танцору, ху
Какая же роль отводится в области этих желательных форм театра Главполитпросвету и академическому театру.
Художественно-революционный театр должен быть естественным объектом желаний всех театров Республики.
Совершенно естественно, однако, было бы, если бы академические теа
тры искали прежде всего художественности и выявляли бы ее более всего,
а театры Главполитпросвета искали бы в особенности революционности и обращали бы внимание на подчеркивание именно этой стороны таких пьес.
Агитационный театр целиком должен быть в ведении Главполитпросвета, хотя, само собою разумеется,
ни одному академическому театру не
воспрещается попробовать поставить у себя или в своих студиях агитационно-театральные опыты.
Забота о театре самодеятельном целиком ложится на Главполитпросвет, хотя из этого не следует, чтобы из театров академических в рабоче-крестьянские студии не привлекались пре
подаватели, руководители и т. п., не
пременно, однако, под определенным контролем Главполитпросвета. Это просто потому, что нам одновременно желательно и использование старой
III.
ционных волей неволей превращается в контр-революционное, и не знаешь, как что будет понято, хотя бы и про
летарской массой».—«А чего же вы хотели бы?».—«Давать побольше радости, побольше ярких переживаний».
Это весьма знаменательный ответ хорошего знатока рабочей психики.
Мы не сделаем из этого вывода, чтобы художественно - революционный театр стал для нас на второе место, мы не откажемся, вследствие этого,
ад развития агитационного театра и тем менее—самодеятельного, но кто
ясно показывает, какое важное место в нашем художественном обиходе мо
жет иметь яркий и глубокий театр вообще.
IV.
дожнически (владеющему воем своим организмом) чрезвычайно важно устремиться к упрощению постановов.
Это упрощение отнюдь не должно сводиться к убожеству, но к художественному подходу, который позволил бы выкинуть громоздкую, тяжело
весно-пышную обстановку буржуазного театра и заменить его выразитель
ными штрихами, детализирующими и подчеркивающими спектакль световыми эффектами и т. п. Выразительная упрощенность—это важнейший лозунг.
Я не буду распространяться здесь о вещи, быть может, еще более важной, чем выше перечисленные, имен
но о задачах устройства; спектаклей под открытым небом, являющихся органической частью народных празднеств.
Эта задача уже выходит за пре
делы чисто театральных вопросов.