благородной традиции, и свежесть, независимость того, еще слабого, но бес
конечно нового, что должны принести с собою трудовые массы в лице своих художественно одаренных сынов.
Театры яркие и глубокие одинаково могут служить целью достижений тех и других театров. При этом само со
бой разумеется, театры Главполитпросвета обязаны стремиться только к тому, чтобы пьесы этого порядка толь
ко держались на известном уровне художественного достоинства, не спускались бы ниже среднего, приемлемого (во второстепенных театрах в
провинции, которые мановением жезла в совершенство не превратишь); академические же театры обязаны дер
жаться на гораздо более высоком уровне и заботиться о том, что бы каждый, даваемый ими спектакль, в отношении художественном, мог считаться образцовым и показательным.
B области традиции и исканий нет определенной градации. Конечно, традиции могут хранить только театры, у которых такая традиция установи
лась, а это как раз академические театры. Из этого, однако, не следует, чтобы театры Главполитиросвета ис
кусственно выбрасывали традицию за борт, что среди этих театров не мо
жет быть таких, которые в общем идут в фарватере старых достижений. Лучше такой фарватер, чем неуклюжие искания, определенно раздражающие и отталкивающие трудовую публику.
С другой стороны Главполитпросвет должен весьма озаботиться об исканиях, особенно в области агитационного театра, а также в области вы
разительного, благотворного упрощения постановок.
Но искания всяческие должны быть рекомендованы и академическим театрам.
Академические театральные центры обязаны даже устанавливать, так ска
зать, лабораторные искания новых театральных форм, которыми мог бы потом воспользоваться и Главполитпросвет.
Из всего этого видно, что полного водораздела, повторяю, тут быть не может. В число академических театров включены те, которые имеют об
Еще несколько слов о том, какой же театр нам не нужен.
Нам не нужен театр контр-революционный. Мы не можем допустить по
явление на сцене пьес, явным образом прославляющих религиозные предрассудки, квасной патриотизм, буржуазную мораль и т. п. Нам не нужен театр будничный, хотя бы в нем было очень много психологического анализа.
Такой серый театр, аналитический театр неособенно желателен даже тогда, когда он копается в душе кре
стьянской или рабочей; он становится совершенно несвоевременным, когда
изображает многоцветное разложение интеллигентской души предреволюционного периода, или хотя бы и нынешнего интеллигентского каццен-яммера. Нам не нужен театр блудливого фарса, который лицедействует сквер
ные анекдоты вокруг огромного явле
ния пола и любви. Нам не нужен театр, дешевеньким образом подделы
вающийся под революцию, от которого за версту пахнет желтым журнализмом, или от которого разит революционно - благонамеренной скучищей.
Вероятно, есть еще и другие формы не нужных нам театров, но не очень то приятно разыскивать их в своей памяти и перечислять.
Здесь сказанного на этот раз достаточно.
А. Луначарский.
V.
щероссийкое значение по своей художественной Значительности, театры, которым, в виду их внутренней цен
ности, не ставится на первый план приспособляться к текущей действительности, хотя желательность постепенного приспособления отнюдь не отрицается.
Остальные театры, которые имеют в большей мере просветительное, чем чисто художественное значение, на
оборот, должны властно подгоняться Главполитпросветом в направлении об
служивания культурно-просветительных (в том числе и политико-просветительных) нужд российского населения.