истории, с вопросами техники (при оборудовании сцены, декораций, и осве
щения), благодаря чему пытливость школьника будет разбужена и он получит всестороннее развитие через ак
тивное участие в трудовых процессах единой школы. Нечего говорить, что соприкасаясь с искусством, принимая участие в творчестве, школьник на
учится понимать создание мировых ху
дожников и из каждого не может не выработаться чуткий зритель который
наполнит театр будущего отзывчивой массой, и она властно продиктует свои требования новому актеру, который, на
ходясь в теснейшем взаимодействии с публикой сможет дать новые и яркие образы соответствующие высокому худужественному вкусу зрительного зала.
Этой большой задачи можно достичь лишь в том случае, если работа ве
дется со ноем коллективом и дается широкий простор творческой самодеятельности учащихся, при чем возраст
ные интересы и запросы их приняты во внимание, принято во внимание и все многообразие и сложность школь
ной жизни. Спектакль, проработанный таким образом не может не дать чрезвычайно ценных в педагогическом от
ношении результатов, разовьет сверх того критическое отношение к себе и другим и поможет выработаться новому человеку.
Не говоря о повышении интереса к школьной работе, драматизация творче
ски развивает речь, воображение, память, наблюдательность, внимание, технические и художественные способно
сти, двигательный ритм, пластичность и т. д. и благодаря этому расширяет творческую личность ребенка,—ведь, первые уроки жизни ребенок получает в подражательных и драматических играх. Знакомя ею со свойствами и предметами окружающего мира, драматизация даст ребенку огромное количе
ство разнообразных практических навыков развивая способность перевопло
щаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе, этим обогащает и утончает личность, бла
годаря развитию эмоциональной и аф
фективной сферы. Сложный, соответ
ствующий активной природе ребенка творческий процесс драматическог воспроизведения в котором принимает уча
стие его ум, чувство, воображение и воля облегчит восприятие знаний, и не будет сухого усвоения проходимого.
Драматизация ценна не только как метод преподавания: она, играет суще
ственную роль в деле эстетического воспитания; она приучает воспринимать пластический образ событий; способствует, как вид художественной актив
ности, созданию нового, выразительного человека, гармонически развитого, че
ловека активного переживания и яркого выражения своего «я» в жизни и работе. Драматизация не только дает возможность выверить сценические данные и работоспособность детей и под
ростков, благодаря чему при, приеме в профессиональные театральные учи
лища не будут совершены пагубные, (теперь часто имеющие место) ошибки, но и способствует созданию самостоя
тельных творческих ценностей, которые не могут не послужить примером для подлинных мастеров, сцены.
При правильном подходе к работе, верится в возможность создания подлинного детского театра, в котором ре
бенок будет не только зрителем, как во всех детских театрах наших дней, но он же будет и актером, и драматургом, в коллективной творческой работе вы
явившим и свою психологию, и свое мировоззрение, и свои запросы. Педагогам не придется тогда расплачивать
ся за свои ошибки, которые выражались в том, что или губилось творче
ство в самом зародыше, или развивал
ся диллетантизм и все отрицательные стороны любительства.
В наши дни, при невозможности доставать материалы и литературные пособия по драматизации, не все указан
ное может быть выполнено немедленно. Но если, мы согласимся с тем, что ценность школьного спектакля обусловливается не близостью к работе актеров, не сходством сцены и декора
ций с театром профессиональным, а проявлением творческой самодеятельности учащихся, которые сами най
дут материал для воспроизведения на сцене, сами изыщут новые и ни кем не предугаданные способы упрощенных постановок, то к работе по драматизации можно приступить немедленно.
Думается, что больше не смогут иметь место недопустимые с художе