ственной и педагогической точки зрения случаи, когда школьным работ
никам предписывается на. местах ста
вить спектакли раз в неделю, когда в репертуаре попадаются пьесы вроде «Месть Брамапутры», «Именины Колчака» и др., и когда малышей заста
вляют выступать перед аудиторией взрослых в платном спектакле. И тогда, замолкнут голоса противников театра, устраиваемого самими детьми и школьниками, и в руках педагога будет мо
гучее средство, как эстетического, так И социального воспитания нового, гармонического человека.
Вл. Филиппов.
Проблема детского театра есть проблема, прежде всего, педагогическая, а затем художественно-театральная.
Разъединение этих двух точек зрения —педагогической и эстетической—ни
когда не приведет нас к правильной постановке и разрешению вопроса.
Детский театр, прежде всего, должен быть театром детским. Это значит, что он должен быть построен на при
стальном и глубоком изучении детской психологии. Когда мы говорим о дет
ском театре, то мы должны различать театр собственно-детский, созданный самостоятельным драматическим
творчеством детей, и театр для детей,
созданный театральным творчеством взрослых. Для правильного подхода к собственно-детскому театру, мы долж
ны добросовестно и серьезно исследовать особенности детского художествен
ного творчества вообще и театральнодраматического детского творчества в
частности, Для правильного подхода, к театру для детей, мы должны изучить психологию театрального детского за
ла, понять психологию детей-зрителей. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с одним из основных вопросов педагогики. Но, чтобы понять пси
хологию детей-зрителей, сущность их ожиданий и требований, их представле
ний о театре, их впечатлений от театра, мы должны знать, из каких элементов слагается их собственное, худо
жественное, самобытное, театральное творчество. Всякое понимание художе
ственного произведения есть повторение процесса художественного творчества, вслед за непосредственным творцом его слушателем, читателем, зрителем. Чтобы судить о психологии воспринимающего зрителя, надо иметь представле
ние о психологии производящего творца. Одним словом, чтобы судить о теа
тре для детей, надо, прежде всего, понять особенности театрального детского творчества.
Пора ясно и четко усвоить, что детская художественная культура, не есть недоразвившаяся художественная куль
тура, взрослых, а самостоятельная, са
мобытная культура, имеющая свою эстетическую самоценность. Не дети должны учиться у нас и подражать
нам, а мы должны учиться у детей их непосредственной цельности и красоч
ной выразительности всех проявлений их души. До сих пор педагоги, ученые и, поэты судили о детских переживаниях и потребностях —по своим соб
ственным душевным движениям. Для них ребенок был таким, каким он казался их тусклому представлению взрослых людей, а не таким, каков он был на самом деле в своем детском своеобразии. Взрослые оторвали детей от их детства, заменили потребности ребенка своими потребностями, убили, раздавили детскую душу. Мы спешим скорее ввести детей в наш мир, плоской взрослой культуры, поскорее сделать их взрослыми, убить их детство научным, опытом и страданием. Мы не можем избавить детей от нашего присутствия, мы с ними играем, с ними ра
ботаем, мы ими руководим, мы даем им картины, нарисованные взрослыми, книги, написанные взрослыми; мы по
правляем их речь и их примитивный словарь заменяем словарем взрос
лых людей, мы не даем им остаться самими собой. Между тем, детям надо жить в мире, наиболее свойственном их детской душе. Дели долж
ны. остаться детьми. Они должны быть само,произвольными творцами своего собственного детского мира, своей соб
ственной детской игры, своего собственного детского искусства, своего собственного детского, театра.
Поэтому педагогика детского худо

Принципы детского

театра.