В чем сила

изобразительности фотоискусства

Много восторженных отзывов мы слышали и читали о Всесоюзной фотовыставка. Фотоработники, участвовавшие и не) участвовавшие в выставке, заслуженно гордятся новой победой советского искусства.
Выставка 1937 г., заполнившая два просторных зала Государственного музея изо
бразительных искусств им. А. С. Пушкина, еще раз продемонстрировала высокий уровень советского фотоискусства.
В книге отзывов особенно ярко отражены мысли зрителей о выставке. Вот на первой странице студентки Соловьева и Николаева записали:
«Светлое и радостное впечатление оставляет выставка. Силой, молодостью и жиз
нерадостностью веет от многих снимков, и душа переполняется чувством гордости за нашу страну, за нашу чудесную молодость».
Эта запись является лейтмотивом высказываний, собранных в объемистой книге.
Пусть зрители восторгаются произведениями фотоискусства. Пусть снимки заражают их оптимизмом, стремлением к подвигам, это — наша цель. Пусть те, кто желает овладеть фотоискусством, обогащаются опытом, собранным на выставке.
Успех выставки, однако, не должен убаюкивать авторов выставочных работ. От выставки надо извлечь все ценное. Прислу
шиваясь к критике зрителей, мы должны глубоко проанализировать отдельные ра
боты, чтобы знать, по каким произведениям мы должны равняться, критикуя справед
ливо, трезво, чтобы и автор был уверен, что избранный им путь правилен.
Выставка — огромный наглядный, поучительный учебник.
Для фотокорреспондента важно не только найти интересный объект для фотосъемки, но и суметь так его заснять, чтобы отобразить самое существенное, чтобы второстепенное не заслоняло главного.
Мы знаем, что от политического и творческого мировоззрения фоторепортера, от того, как он понимает социальные явления, зависит художественная убедительность заснятого им общественного факта.
Довольно редки случаи, когда у фоторепортера сразу получается удачное разрешение темы, зрелая, законченная компо
зиция снимка. Большей частью его снимки — это эскизы, варианты, схваченные на ходу, но от которых в будущем отталки
вается автор для создания полноценного произведения.
Жизненная правда в снимке — его величайшая сила. Можно привести множество фактов, когда посредственный снимок, отображающий волнующее событие, производит впечатление независимо от своих художественных достоинств, — факты на
столько ярки, что даже и в сыром виде они заинтересовывают, агитируют, организуют,
хотя автор выступает в данном случае в роли регистратора, а не художника.
Для создания значительного художественного произведения требуется не только совершенное знание техники, но и умение глубоко понимать социальную сущность изображаемых явлений. В этом — путь к показу художественной правды.
В этом смысле метод социалистического реализма ставит задачи показа художе
ственной правды, тогда как примитивный натурализм — скороспелое выхватывание случайных фактов — в лучшем случае может дать лишь некоторое правдоподобие.
Советское фотоискусство совершенно не имеет теоретических исследований, и мо
лодой фоторепортер работает ощупью. Правда, отдельные фотоработники в совер
шенстве овладели техникой и отчетливо представляют себе «тайны» своего мастер
ства, но они не делятся своим опытом, и
каждый начинающий фотокорреспондент с мытарствами постигает элементарные истины. А ведь фоторепортеру подчас приходится быть виртуозом в области фототехники для осуществления своего замыс
ла. Наше искусство иногда требует такой мобильности, что для создания произведе
ния дается 1/500 секунды на размышление. Это и есть кульминационная точка его ра
боты. Если поспешил или прозевал, то осуществление замысла безвозвратно упущено. Уметь уловить вот эту кульминацион
ную точку в съемке и есть самое важное качество в работе фоторепортера.
На выставке обращают на себя внимание снимки, где с меткостью снайпера схвачены движения (кульминационные точки съемки) — «Торпедный выстрел» Э. Хаи