с. евгенов

не повторяться,

уметь находить новое!

К XVI годовщине Октябрьской революции Советский союз пришел с новыми гигантскими побе
дами социализма. В первом году второй пятилетки вступили в строй новые мощные заводы и фабрики, в том числе такие гиганты, как Уральский машино

строительный завод — «завод заводов», Челябинский тракторный завод, Азовсталь, новые электростанции (Рионгэс, Свирьстрой и др.), открыт ве

ликий Беломорско-Балтийский водный путь им. т. Сталина. За этот год одержаны огромные успе

хи и в области организационно-хозяйственного укрепления совхозов и колхозов под руководством
созданных партией политотделов МТС и совхозов. На деле проводится в жизнь лозунг вождя о том, чтобы «сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными». В стране победившего социализма выкорчевываются последние остатки капиталистических классов. На базе индустриализации страны выросла мощь Красной армии, при
званной вместе со всей страной, если потребуется, решить ту задачу, о которой т. Молотов в своем докладе на торжественном пленуме Моссовета 6 ноября сказал: «В случае нападения на СССР мы будем видеть нашу задачу только в одном — эта задача: полный разгром противника и победа Красной армии».
Под знаком этих новых побед социалистического строительства прошло празднование XVI годовщи
ны Октября в Москве, и первейшей задачей _фоторепортеров и фотокоров являлось — наиболее ярко и выразительно зафиксировать самые характерные черты празднования XVI годовщины, ее важнейшие моменты и ведущие лозунги.
В какой мере фоторепортеры и фотокоры Союзфото справились с этой задачей?
Октябрьские съемки начались 6 ноября съемками торжественного заседания Моссовета в Большом театре и съемками вечернего оформления Мо
сквы. В Большом театре тт. Кислову и Тулес у удалось зафиксировать важнейшие исторические моменты заседания и сделать ряд новых и выразительных по композиционному построению кадров. Серия их снимков открывается показом внешнего и внутреннего праздничного оформления Боль
шого театра, причем т. Тулес, снимая оформление сцены Большого театра, впервые и весьма удачно применил прием вертикальной панорамы; им же на горизонтальной панораме удачно сняты президиум и зрительный зал. Тов. Кислов, пользуясь телеобективом, сделал из первого ряда партера весьма удачный репортерский портрет т. Молотова на трибуне, во время доклада об итогах нашей между
народной и внутренней политики за год и наших очередных задачах. Тот же фоторепортер, пользуясь тем же техническим приемом, зафиксировал момент бурной овации т. Сталину, когда зрительный зал и президиум горячими и долго несмолкавшими ап
лодисментами вотировали приветствие московского пролетариата т. Сталину.
По съемкам вечерней Москвы работали две бригады фоторепортеров, каждой из них удалось сде

лать по несколько высокохудожественных снимков. К числу таких снимков надо отнести снимки оформ

ления площади Свердлова (макет метрополитена и макет Беломорского канала) работы т. К у б е е в а, оформление ЦДКА, Комсомольской площади (стра
тостат) и площади Электрозавода работы тт. С в и- деля и Чернова. Основные композиционные задачи при съемке вечернего оформления; дать наи
более полное представление о гигантских размерах макетов, о разнообразии световых эффектов, показать все это в заполненном и художественно постро
енном кадре. Эти задачи полностью разрешены в перечисленных снимках, часть которых печатается в настоящем номере.
Световые условия не благоприятствовали съемкам парада на Красной площади и демонстрации — эти условия были лучше, чем в день XIV годовщины, но значительно уступали световым условиям прошлого года.
Тумана не было, но погода весь день была пасмурная и периодически начинал итти дождь. Плохо удались съемки перед началом парада и, отчасти, его начала,— это объясняется тем, что фоторепорте
ры в дни, предшествующие октябрьским съемкам,
не практиковались в съемках при пасмурной погоде и дожде, хотя это и было рекомендовано руководством, и тем, что н е-
достаточно проверили полученный ими материал. Все же некоторым фоторепор
терам и в первом периоде парада удалось сделать несколько ярких и выразительных кадров. К числу таких относится оригинально сделанная верти
кальная панорама частей Красной армии, вы
строившихся от Исторического музея вдоль всего фасада здания ЦИК СССР (быв. ГУМ)—работа т. Кубеева с крыши Исторического музея. Тому же т. Кубееву удалось сделать высокохудожественный, хорошо заполненный и построенный по диа
гонали снимок окончания объезда частей Красной армии т. Тухачевским.

В этот же начальный период парада т. Марков- Г ринберг художественно сфотографировал знаменосцев корпуса вооруженного пролетариата, вклю

чив в кадр скульптурную группу (на Лобном ме
сте). Не менее удачно снял он краснознаменцев, ворошиловских стрелков, в энергичном повороте по команде «смирно». Тов. Б. Кудоярову удалась съемка молодых краснофлотцев, отвечающих дружным «ура» на речь т. Калинина. Все же этот кадр является для такого опытного съемщика, как Кудояров, слишком примитивным по композиционному построению.
В съемке правительственной трибуны соревновались тт. Кудояров и Кислов. К сожалению, нн тому, ни другому не удалось сделать образцового снимка трибуны. Несколько принятых от них вариантов имеют те или иные свои достоинства, но ни один из этих вариантов, к сожалению, нельзя признать вполне удовлетворительным. Если судить по снимкам этой, одной из важнейших, тем парада, помещенным в центральных газетах, то придется констатировать, что лучших снимков не удалось сде
лать и другим фоторепортерам, т. к. газетам пришлось прибегать к довольно сложному фотомонтажу.
Ряд новых удачных портретов т. Сталина на трибуне сделал кинооператор т. Ошурков.
Из большого количества вариантов снимка «Реввоенсовет у мавзолея» наилучшим следует признать снимок, сделанный т. Кудояровым; на этом снимке Реввоенсовет представлен полностью, в момент приветствия частям Красной армии, проходящим тор