щих успехи стройки, документирующих всепобеждающий ход сталинской индустриализации, стало очень весомым.
Для того чтобы сделать оружие фотографии более организованным, летом 1931 г. было соз
дано крупнейшее в мире фотоагентство и фотоиздательство—Союзфото, которое выступи
ло как организатор широкого обслуживания всей прессы СССР, как крупный издатель серий открыток и портретуры. В различных частях страны стали создаваться отделения, корреспондентские пункты, усилилось руководство массовым движением любительства.
Новая тематика внесла много нового и в технику съемки. Мягкорисующая оптика, совсем недавно служившая для многих начина
ющих предметом мечтаний, оказалась при съемке машин и оборудования непригодной.
«Неттель» с Теосаром, «Лейка» с Эльмарам становятся основным вооружением фоторепортеров. В решении темы все чаще выступает значение крупного плана. В снимках этого периода нетрудно проследить новые приемы по
строения кадра. Этому надо было учиться, Кое-что фоторепортеры перенимали у так на
зываемых «левых», которых возглавлял А. М, Родченко — мастер необычного ракурса, формообразующего света, иногда грешивший нарочитостью в композиции кадра. Наиболее последовательными его сторонниками выступали B. Грюнталь, Б. Игнатович, Е. Лангман.
Группа эта характерна тем, что в ее работе доминировала проблема формальных приемов ракурса, диспропорции планов, фактуры, заполнения кадра. Вопросы содержания и соответствия между формальным приемом и темой отодвигались на второй план.
Другая группа фоторепортеров во главе с C. Фридляндом, М. Альпертом, А. Шайхетом, Р. Кармен и другими отличалась меаее изо
щренной композиционной техникой, избегала перекоса кадра и обычно снимала вещи и явления так, как их видела. Это часто приводи
ло к ослаблению композиционной целостности снимка, упрощению, натуралистическому примитивизму. Эта группа (РОПФ) считала себя идейно близкой РАПП, что получило свое выражение в попытках найти готовое решение всех проблем в вульгаризаторских рассуждениях «о диалектическом методе в фотографии», в стремлении к нелепым и вредным апо
логиям между ошибками в фотоработе и ошибками и уклонами в партии и т. д.
Обе группы («Октябрь» и РОПФ) отличались друг от друга и по приемам работы и по ошибкам. Сейчас это видно вполне отчетливо.
Выученики Родченко (группа «Октябрь») при решении темы отправлялись от внешних элементов явления и «вгоняли» тему в узкое ложе своих канонов (ракурс, крупный передний план, заполнение кадра, углы). Композиционно такой снимок казался крепким, но это
часто было произведение рационалистическое, и за ним всегда чувствовалось равнодушие ав
тора, бравшего «кусок живой жизни» оторванно от советской действительности.
Главными пороками в работах группы «Октябрь» были формализм, безыдейность, без
различное отношение к тому миру, который изображался.
Ропфовцы стремились к обобщениям и хотели множество явлений собрать и показать как живой и единый процесс. Это не удава
лось им в отдельных снимках, и они начали делать ряд серий, в которых вместо обобщений получалась инсценировка, слащавое и потому фальшивое приукрашивание действительности.
Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. о ликвидации РАПП по существу ликвидировалась и группа РОПФ, вожаки кото
рой некоторое время все же размышляли на тему о том, — относится ли к ним постановление ЦК ВКП(б) или нет, так как РАПП, де
скать, администрировал и был всесоюзной организацией, а РОПФ представлял-де собой небольшой кружок, без филиалов на перифе
рии. РОПФ просуществовал с осени 1931 г. до лета 1932 г. Почти одновременно ликвидировалась и группа «Октябрь».
После ликвидации группировок в дискуссиях и статьях еще продолжал дебатироваться во
прос о тех условиях, которые делают фотографию искусством. Решила этот вопрос богатая живая практика последних лет.
Наши лучшие фотокорреспонденты развернули перед глазами десятков миллионов совет
ских граждан грандиозное социалистическое
строительство. Дебабов и Скурихин, Кислов и Марков, Кулешов и Лангман, Калашников и Петрусов показали стране Магнитку и Ста
линой Запорожье и Березники, Дэорагэс и Свирьстрой, десятки и сотни других предпри
ятий, колхозов и совхозов, дружбу народов, расцвет национальных республик. Огромная армия ударников труда прошла перед нами. Снимки отображали мощь и силу страны, заражали радостью, верой, энергией всех участников социалистического строительства.
Тот, кто сомневался в художественных возможностях фотографии, увидел на страницах «Правды», «СССР на стройке» и других изданиях прекрасные работы.
Особенно развернулись силы фотографии после исторических указаний, данных товари
щем Сталиным о сущности социалистического реализма. Фотография—по своей природе ис
кусство, отправляющееся от реального мира, естественно, должна была сделать овладение стилем социалистического реализма своей глав
ной задачей. О сущности социалистического реализма говорил секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов на Всесоюзном съезде писателей в 1934 г.:
«Во-первых, знать жизнь, для того чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоласти
чески, не мертво, не просто как «объективную реальность», а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность худо
жественного произведения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма».
Решение этой задачи лежало в соединении действенного и политически зрелого знания жизни с совершенным владением выразитель
ными средствами своего искусства, и потому лучшие мастера добивались в своих работах обобщения и притом такого, которое раскры
вало бы социалистический характер развития нашей страны.