в. г.

Пушкинские места в фотографии

К столетней годовщине со дня смерти
А. С. Пушкина десятки фотографов работали над съемкой пушкинских меси для газет, юбилейных изданий, серий и выставок.
Фотосъемка пушкинских мест — большая, сложная тема. Только в Москве и Ленинграде десятки пунктов связаны с жизнью и деятель
ностью поэта. Детское село, где он учился, се
ло Михайловское, где Пушкин провел время ссылки, отцовское поместье Болдино, где Пушкин жил осенью 1830 года, Ярополец и Полотняный завод — владения Гончаровых, наконец, Одесса, Каменка, Гурзуф, Днепропетровск, Минеральные воды, Тбилиси и в более поздние годы, годы полной зрелости поэта, когда он изучал крестьянское движение, — Казань, Оренбург, Уральск.
Все эти места выглядят сегодня по-разному. В одном месте создан музей, заповедник, где сад, комнаты и все вещи в них изучены, занумерованы и лежат в строгом порядке; в ря
де случаев жизнь резко изменила обстановку «пушкинских мест».
Фоторепортер Союзфото Н. К у б е е в провел очень интересную съемку в Полотняном заводе. Конечно, если бы Н. Кубеев был бы лучше вооружен знанием обстановки и пушкинского творчества, его съемка могла бы быть качественно выше. Однако, мы получили неплохой снимок интерьера дома, где рабо
тал Пушкин, дворовые постройки, самый По
лотняный завод и некоторые любимые места прогулок поэта. Снимки сделаны грамотно, тщательно, но, к сожалению, только «Лейкой».
Небольшую съемочную работу провел фоторепортер «Вечерней Москвы» В. Минкевич в поместье Гончаровых Ярополец. Сняты усадебный парк, помещичий дом, где сейчас находится школа, комната, в которой работал Пушкин и в которой сохраняются его рабочий стол, старинное кресло и библиотека.
А. Борисов (Союзфото) выезжал в Каменку (Киевская область), где он снимал ме
ста, памятные по конспиративным совещаниям
южной группы декабристов; во время одного из таких совещаний, там был Пушкин.
Как это ни странно, пушкинские места в Москве сняты слабо, никто серьезно этим не занимался, и лежащие перед нами снимки бригады Игнатовича не поднимаются над уровнем обычного репортажа как по решению те
мы, так и по качеству печати. (О пушкинской выставке Союзфото, открытой 25 февраля 1937 г., придется поговорить особо.)
Вели съемку пушкинских мест Ю. Еремин, П. Клепиков, М.Озерский, Б.Кудоя
ров, Петрокас, Ю. Кун, И. Гущин и др., но судить об этих материалах трудно: большая их часть не была опубликована.
Очень жаль, что мало показаны и, в частности, мы не располагаем ни одним из новых снимков, отображающих Болдино — нижегородское поместье отца Пушкина, подаренное
поэту. Прибыв туда в начале осени 1830 года, А. С. Пушкин из-за холерного карантина застрял там до начала декабря, работая с исключительной плодотворностью. Здесь был за
кончен «Евгений Онегин», написаны «Повести Белкина», «История села Горюхина», «Камен
ный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Са
льери», «Пир во время чумы», явно навеянный
обстановкой карантинной изоляции, и целый ряд стихотворений. Во всех этих произведе
ниях можно найти прямые признаки болдинского их происхождения. Так, в черновом ва
рианте «Метели» прямо говорится, что дело происходит в Нижегородской губернии, такого же биографического свойства моменты заклю
чены и в «Истории села Горюхина». То обсто
ятельство, что здесь написан ряд прозаический произведений, позволяет исследователю в сотрудничестве с фоторепортером произвести очень большую работу громадной ценности. К сожалению, мы пока еще ничего не имеем.
Значительно больше других мест повезло Псковскому «комплексу»: Михайловское, Святогорский монастырь и Тригорское снимались, неоднократно. Очень внимательно, с хорошей техникой (снимал здесь кинооператор т. Ц и
рюльников, давший очерк в «Огонек» с негативов «Лейки», на которой он работал параллельно с киноаппаратом. М. Цирюльников работал, изучив материал под руковод
ством квалифицированного пушкиниста. Его снимки получают особый интерес потому что, в отличие от остальных, делались зимой.
Снимая старые пушкинские места (пейзаж, домик няни, могилу поэта), т. Цирюльников одновременно показывает сегодняшних людей пушкинских мест и раскрывает обстановку в
новом плане — образцовая средняя школа в
прекрасном новом здании, парашютная вышка близ -монастыря и т. д.
Снимал Тригорское и Пушкинские Горы ленинорадский фотоработник М. Муравейский. Он дает пейзаж Тригорского с летним
солнцем и лирикой, дает могилу поэта сквозь решетку окна монастырского собора. Последний снимок навевает грусть, могила поэта по
казана в одинокой изолированности, причем благодаря взятому ракурсу самый памятник становится маленьким, игрушечным.
М. Цирюльников снимал могилу поэта иначе. Он понял, что давать ее одинокой нельзя, на его снимках у памятника стоят мо
лодые внимательные экскурсанты, слушающие руководителя. У М. Муравейского же получается, что к памятнику «народная тропа заросла». Могила поэта с людьми получается на снимке теплее и правдивее (вспомним, что тело поэта было тайно увезано полицией Ни
колая I из Петербурга за сотни километров в глушь, под опеку монахов). Показавшееся М. Муравейскому соблазнительным символи
ческое соединение решетки и могилы на самом деле звучит как холодноватый и рационализированный формализм.
Съездил в Михайловское и Тригррское ле