АННА КАРАВАЕВА

НА другой день, после обеда, ша
гая по широкому пролету цеха, Стенал Данилыч увидел впереди, под высоким сводом арки, свой уча
сток. У его стола, облитый голубым светом июньского полдня, стоял Юрий Панков и что-то делал у тисочков. Он казался маленьким, буд
то нарисованным, но контур его склоненной головы и профиль худенького лица сняли острой стальной чёткостью.
Степан Данилыч против воли засмотрелся на него: само будущее
стояло у его стола, неотвратимое и ясное, как это уральское небо в начале июня.
Юрий работал, забыв о о всем, н в равномерности его движений чув
ствовалась знакомая Карпову собранность всего существа, когда человек знает, что делает всё правиль
но и удачно. Вот, значит, почему Юрий так торопился в столовой; кто-то из молодёжи даже посмеялся: «Что, на свиданье торопишься?»
От налитого голубизной окна, от худенького профиля и тонкой фигу
ры у лекального стола веяло как бы воскресшим ароматом и светом далёкой ЮНОСТИ. НО ЭТИ ВОСПОМИНАНИЯ ещё прибавляли горечи и жара обиде.
«Пусть я ближе, чем ты, к смерти стою, но не смей меня на гла
зах у всех с моего святого места снимать!» — сложилась было в нём гневная мысль, но тут же привыч
ное любопытство к работе другого заставило Степана Давилыча осто
рожно подойти к своему столу: чем же в самом деле занят этот упрямый мальчишка?
Юрий, стоя спиной, не замечал никого. Перед ним, в безупречном порядке, были разложены инстру
менты Степана Данилыча. Лёгким движением Юрий сменил притир и пустил в работу другой. Степан Данилыч ревниво взглянул на смугло
ватые пальцы Юрия О, как знакомо ему это глазом, сердцем, всем доггупнмм человеку чутьём рассчитан
ное касанье металла к металлу. Пальцы Юрия. умные, нервные
алъпы лекальщика, уже не только очным, но п вдохновенным движением обрабатывали притиром вмггуп калибра. Степан Данилыч узнал его: это был один из крупнокалиберных мерительных инструментов для нового типа танка.
Юрий развинтил тиски, вынул оттуда новенький, сияющий калибр, и лицо его вспыхнуло горячим ру
мянцем. Будто не веря себе, он большими искрящимися гордостью н победой глазами смотрел на свер
кающий металл, который только-что получил жизнь в его руках.
— Откуда катибр достал? — оурово спросил Степан Данилыч.
Юрий вздрогнул. Румянец его словно с-мыло матовой бледностью.
— Я... у шлифовальщика выпросил. Мне мастер разрешил. Я... хо
тел себя испытать, думал — до вас успею.
— Ты думал,,— горько повторил Степан Данилыч, — а вот, что я о тебе подумаю, о том у тебя заботы не было. Ты уже до того дошёл
что тайком-бочком калибры таскаешь...
— Вы обо всем скоро узнаете, почему я так делаю... Сейчас я не могу об этом сказать.
— О хорошем во всякое время можно заявить, — холодно возразил Карпов, всем своим видим показывая, что не верит ни единому слову своего ученика. — Поди к своему месту и делай, что тебе указано.
Юрий отошёл, подавленный, но не сражённый. Его пологие брови хму
рилась, будто даже расступились от упрямства, которое искрой сверкнуло из-под опущенных ресниц.
«Ишь ты — раз’ярился, что я ему помешал!» — ело и насмешли
во подумал Карпов и украдкой, став к Юрию спиной, принялся рас
сматривать калибр, оставленный на
столе. Калибр был ещё не совсем доведён до требуемой точности — тут учитель действительно помешал
ученику, но и в таком виде он мог принять эту работу, и ему, «старому королю», незазорно было бы за
кончить её. Несколько раз Степа-н Данилыч бросал потом взгляд на работу, сделанную юношеской, но уверенной и строгой рукой, и серд
це его всё сильнее ныло, словно от незаслуженного оскорбления и несправедливости. Что же это такое? Он собирал. копйл опыт по крупинкам, как золото, тратил на это годы.
Тайна мастерства приобреталась, словно редкий дар, и открывалась скупо, как створки раковины, кото
рую одолевают исподволь, терпели; ,» действуя остриём ножа, а тут мальчишка — сразу подходит к мастерству. как завоеватель.
...Когда, по обычаю чуть не за час до начала смены, Степан Данилыч пришёл к себе на участок, его встретили оживлённо и даже поздравительно:
— Ученнчок-то твой как шагает: вчера четыреста пятьдесят процентов загнул!
— Молод чина-парень!
— Что говорить — нынешнее, военное поколение растёт быстрей быстрого!
— Да эначлтт н учитель хорош. — Радоваться можешь, Степан Да
нилыч: славного богатырька воспитал!
Степан Данилыч неопределённо усмехался, облачаясь в с-вежевыгла. женную серую сатиновую спецовку.
— Что же. глядишь, на шестой разрядёц такой парнишка вытянет? — продолжали приставать к нему.
— Шестой разряд!.. Эко. шутники выискались право! Вам бы разря
ды эти. как яблочки спелые наземь сшибать — больно скоры вы, уважаемые! Разряд — дело священное, над ним попотеть надо.
— А если нет времени для того, чтобы потеть? — раздался вдруг голос Юрия Никто нр заметил, когда он занял свое место в самим конце длинного стола, против углового окна. Он смотрел на всех
РАССКАЗ
светящимися глазами, его голос звучал медлительно, веско, и только пятнышко румянца, смешно рдею
щее почти у самого уха,- выдавало его волнение.
—- Я вот хочу вас всех спросить: чья дорога к мастерству была кру
че: ваша или наша? Вы скажете, ь нечно. что наша дорога куда легче и шире.
Кто-то ввернул:
— Время для вас, детки, дорожку укатало.
— Вот именно! — благодарно’ подхватил Юрий. — Время! Позор нам. молодым, если мы по укаташной-то дороге еле-еле да еще в поту будем плестись,..—и он даже прервал себя хохотком, направленным, как понял Степан Данилыч, на его. учителя, седую, еще ничем пе опороченную голову. Это был вызов. Сте
пана Даншлыча бросало, то в жа.р. то в холод, вот как отблагодарил его этот хитрый тихоня!
До обеденного перерыва он работал. нгг разу не взглянув в сторону Юрия, будто и не было у него уче
ника. Этому дерзкому мальчишке вообще не бывать больше его уче
ником. так он и ск.’.жет сегодня же его отцу!
Перед окончанием смены Степэрп Данилыч, не глядя на Юрия, приказал:
— После работы поведу тебя к отцу. Будем тебя судить — оба!
Юрий только молча наклонил голову.
Выйдя из проходной. Сте-ппн Данилыч холодно приказал Юрию не отставать от него.
— Еще убежишь! — презрительно фыркнул ом.
— Нет, зачем же,—спокойно возразил Юрий и послушно пошёл рядом.
Степан Данилыч исподлобья следил за юношей, ища в лице ею следов смущения и стыда. Но странно: Юрий шагал рядом с такой спо
койной готовностью, что, казалось, именно такой развязки он и хотел.
— Стой! — вдруг крикнул Степан Данилыч. — Ты что так ходко шагаешь?
— Шагаю, как и вы, — чуть улыбнулся Юрий.
Степан Данилыч совершенно вышел из себя, затопал и застучал об асфальт сваей кизиловой палкой.
— Ты меня улыбками не дразни!.. Ты своих мыслишек от меня и отца всё-равно не скроешь!
— И не собираюсь скрывать, — твердо сказал Юрий и вдруг пошел совсем близко, почти касаясь Карпова плечом.
— Скажите, Степан Данилыч, ~— спросил он вдруг требовательно, — почему вы хотите, чтобы я подражал только вам? Ведь вы этого хотите?
— Стой! — и Карпов даже остановился от неожиданности. — Пого
ди. к чему ты это? Ну, допустим, я этого хочу, что худого -— подражать мне?! Что худого, ну?
Юрий серьёзно усмехнулся:
— Не в этом дело. Вы мне всё хорошее давали, спасибо вам за эти. Но. подумайте: неужели наши двад
цать пять лет прошли для того, чтобы подражать тому, что было... сорок лет назад.
— Что же, тебе ученпком быть неохота?
—- Зачем вы так говорите? Без ученичества невозможно. Однако вы ученик и мы — ученики, это — совсем разные люди.
— Вот те на! Я не рабочий класс, что ли был тогда?
— Рабочий класс, да. Но, вспомните, Степан Данилыч. тогда рабо
чий класс в Верховный Совет не выбирали, и у вас тогда ордена Прудового Знамени и быть не могло.
— Ну... верно.— неохотно согласился Степан Данилыч. — Тогда над нашим братом хозяин сидел.
— Дга! — торжествующе воскликнул Юрий. — А теперь мы сами хо
зяева. Я хоть и ученик, а тоже хозяин. Я тоже для фронта как можно больше сделать хочу — и быстрее.
Он передохнул, вскинул голову,— и Карпов вдруг увидел его строгое, повзрослевшее лицо с упрямыми бровями.
— И мне мало того, чтобы только вам подражать — мало! Мы ещё хотим бойцам подражать,- полководцам... фронту. Нас таких очень много, мы ждать не хотим...
— Погоди. — вдруг хмуро прервал его Степан Данилыч, — куда мы идём? Мы же к моему дому повернули?
— Туда и нужно, — опять потребовал Юрий. — H v с ва.мч сейчас Таля ждёт. Я с ней уже созвонился.
— Таня? — опешил Степан Данилыч. — Да вы что задумали, ребята. черти вы этакие!
— А вот и Тятя бежит навстречу. — увидела нас. Таня-я-я! — ь Юрий, как флагом, замахал ей кепкой.
игец увидел её взгляд, выражающий нападение, к которому он совершеччэ не ПЛИ ГОТОВИЛСЯ.
— Ну! Но какой статье будешь Юрку судить? — зло крикнула Таня и, вл:луг стиснув отцовский ло
коть, сказала скороговоркой, с ещё незнакомой страстью и азартом:
— Слушай, папа, вот если ты и после этого разговора будешь упря
миться и мешать нам. я... я прямотаки, вот на глазах у тебя, лучше зарежтеь. чем от своего отступлюсь!
— Фу ты. батюшки! Что ты меня пугаешь. Танька. — почти взмолил
ся Стенал Данилыч. вдруг поняв, что эти двое сильнее его.—Что ты мелешь. Тпня?
— А вот то. — и она сверкнула глазами, — что ты нам воевать мешаешь!
— Воевать? — Да!
Степан Данилыч посмотрел на серьезно» и важное лицо Юрия — и вдруг донял, почему тот был так
уверенно спокоен и совсем не походил на виноватого.
Пообедали торопливо, будто на вокзале между звонками.
— Мы — комоомол, организуем молодежные фронтовые бригады, или, как их ещё называют, бригады мстителей, — рассказывал Юрий,
— но... (он значительно встряхнул кулаком) условия у нас строгие: только тот считается достойным, кто даёт постоянно от двухсот до трёхсот процентов...
— А ты во й уже четыреста пятьдесят, — ввернул было Степан Данилыч. но Юрий спокойно пресёк:
— Мне иначе нельзя: комитет комсомола метит меня в бригадиры.
— II ты, папа, конечно, понимаешь. какое это бригадирство, — до
бавила Таня с таким .напором, что огцу только осталось кивнуть головой: да, конечно, он понимает.
Степан Данилыч, слегка оторопев, смотрел на молодые лица, освещенные золотым солнцем позднего полдня, — и будто только теперь по
нял их выражение. Все. к чему привык его взгляд, будто улетучилось с этих лиц, как дымная плен
ка, и острая, взрослая новизна глядела на него, как неожиданно яркий узор.
— Какого же чорта вы мне до сих пор ничего не сказали? — рас
терянно и сердито спросил он. Юрий с упрёком взглянул на него:
— Сначала я верил, что вы сами свободно, без всяких напоминаний... а потом, когда увидел, что вы не хотите об этом подумать...
— Да. не хотел подумать. Это тоже верно, — смутился Карпов.
— Потом я стал торопиться ещё по одной причине. Сразу я боялся её открыть...
Юрий передохнул и добавил просто:
— Степан Данилыч, наш Сережа убит на фронте.
— Сережа? Убит? — сражённый, .повторил Карпов. — Но ведь письмо получили!
—- А. письмо. Оно дошло, когда Сережи уже не было на свете. Вот я и решил только тогда папе об этом горе сказать, когда будет... чем его заслонить. Не теряйся, мол, па
па. вот я тебя на заводе заменили
вот, смотри, чего я достиг. И ему легче будет перенести.
— Конечно, легче, — подхватил Степан Д&нильгч. — Так оно, Юрка, ц будет.
«Трудно же ему было, бедняге!» — с той же совестливой нежностью подумал он. И вдруг почувствовал себя зрителем, который опоздал ла сеанс и смотрит картину с конца. Ему стало стыдно. По натуре добрый и немало попытавший в жиз
ни человек, он из-за упрямства своего не присмотрелся с самого начала, как трудно было Юрию стремиться вперёд страдая и за брата и за отца. Никогда ещё Степан Да
нилыч с такой ясностью не прелст. о.тял себе, что он должен делать.
Значение своего многолетнего труда оц увидел сейчас предельно-чётко, как зерно, лежащее на ладони. И зерно, словно тут же пышно одевшись зеленью ростков, засияло могучим светом, как вечная весна труда. в наступлении и расцвете которой властен прежде всего он, человек-мастер.
— Так. оно и будет. Юрка! — с ещё большим под Смом повторил Степан Данилыч и, с какой-то ему самому незнакомой удалью разгладив пропыленные сединой усы, добавил властно:
— Я тебя, братец ты мой. до шестого разряда дотяну! У меня вось
мой разряд, а тебя я до шестого
доведу! Я его годами добивался, а ты в месяц-д-ва дорогу пробежишь —- ладно, получай, воюй. Только ты у меня держись, старайся!
И Степан Данилыч стал рассказывать, как это произойдет и что потребуется от Юрия, чтобы «испытание на разряд прошло С блеском».
Ему казалось, что в нём распахиваются все мысли, все знания, все его желания, и чем большр он жаждал отдавать их, тем легче и радостнее становилось ему.
Он видел устремленные на него влюбленно-внимательные глаза Та
ни и Юрия, и. казалось, богатству его, которое не боится ни бурь, ни
тлена, ни злой руки, — не будет
1<онца.
СВЕРДЛОВСК—МОСКВА, 1943 г.
Малый театр работает сейчас над постановкой пьесы Леонида Леонова «Нашествие». Надиях писатель закончил новую пьесу «Алёнушка».
На снимке: Леонид Леонов за работой.
Фото Ал. ЛЕСС.

К 25-летию КРАСНОЙ АРМИИ

В Москве Главное управление музыкальных учреждений Комитета по делам искусств организует ^большой концерт-композицию «Русские воины» с участием симфонического ор
кестра, хора и вокалистов. В его программе три тематических разде
ла: «Знамя предков» (Дмитрий Дон
ской, Суворов, Кутузов, Нахимов, Брусилов), *В боях рождённая(эпоха гражданской войны) и «Священная война» (героическая борьба советского народа с фашистскими оккупантами).
На фронт направляются а.ртиств ческне бригады, концертные ансамб
ли, ведущие мастера искусства, композиторы. Наряда с художест
венным обслуживанием действующей армии в тыловых воинских частях, местных гарнизонах и госпиталях будут даны выездные спектакли я концерты.
С 5 по 25 февраля состоятся творческие рапорты ведущих -мастеров искусств, композиторов, поэтов. Мо
сковской государственной филармонии, Всесоюзного гастрольно-концертного об единения и государст
венных музыкальных коллективов.
Мастдра художественного слова В. Яхонтов, Д. Орлов, Д. Журавлёв
и Э. Камин к а выступят с чтением новых произведений.
Во всех зрелищных предприятиях с 20 по 25 февраля будут показаны спектакли об отечественной войне, о доблести н славе русского ору
жия. 22—23 февраля театры дадут бесплатные спектакли для бойцов и командиров. В фойе устраиваются выставки «Наш театр в дни отечественной войны».
Театральный музей им. Бахрушина совместно с Всероссийским театральным обществом организует вы
ставку «Работники искусств в дни великой отечественной войны советского народа».
23 февраля в ЦДКА откроется художественная выставка «Красная Армия в борьбе с немецкими оккупантами». Кроме того, организуются передвижные художественные вы
ставки для госпиталей и Домов Красной Армии.

Театр гражданской войны

ТРУДЫ МУЗЕЯ им. БАХРУШИНА
Издательство «Искусство» выпустило сборник «Труды Госуда;рственного центрального театрального музея им. Бахрушина».
Большой интерес представляют опубликованные в нём материалы М. Андриановой «К истории театра на фронте в период гражданской войны».
Передвижные и стационарные театры, агитпагроходы и агитпоезда подучили широкое раоироецрапение в эпоху гражданской войны. В 1918 году театральный отдел Наркомпроса сформировал 36 трупа для выступлений на фронте в дни празднования первой годовщины Октябрьской революции. В 1919 году началась плаломерн.-.я работа по организации фронтовых театров. Боль
ше 10 театров постоянно играли в воинских частях Петроградского военного округа. По инициативе Фурманова был создан театр в Чапаев
ской дивизии. К середине 1919 гола трудно уже было найти часть, в которой не устраивались бы спектакли и концерты для красноармейцев.
Одновременно с щюфееснональнымитеатрами во время гражданской войны широкое развитие получила красноармейская самодеятельность.
В конце 1919 года 150 талантливых бойцов были направлены в Петроград в красноармейскую. драматургическую мастерскую, которая
вскоре показала инсценировку «Свержение самодержавия». Этот спектакль за 9 месяцев прошёл 150 раз.
В 1919 году политуправление Петроградского военного округа об явило конкурс на лучшую пьесу, на
писанную красноармейцами. Жюри, в которое входил М. (Горький, при
судило первую премию бойцу И. Новожилову за пьесу «Классовая борьба в Вятской губернии».
Эта материалы, воскрешающие славные традиции профессиональ
ного и с. .модеятрльного искусства эпохи гражданской войны., в наши дни борьбы с фашистскими оккупантдш представляют особенный интерес.

„ГЕНЕРАЛ ДОВАТОР

навистных оккупантов. Мчится генерал Доватор на коне, выхватив шашку, за ним гвардейцы, м-стко разящие фашистов. Под одним из воинов пала лощадь, но боец не растерялся: припав на колено, он строчит из автомата.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

★ ПОСМЕРТНУЮ ВЫСТАВКУ работ художника ГГ. Староносова организует в
ф-вряле Московское товарищество художников,
★ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ руководителем Московского государственного цирка назначен ly. С. Юрский.
Кадр из нового художественного фильма «Непобедимые». (Постановка режиссёров — заслуженного деятеля искусств С. Герасимова и М. Калатозова).
ПАРТИЗАНЫ ОТБИЛИ АТАКУ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК
НА ОСВОБОЖДЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ
ЖЕНЕВА. 29. (ТАСС). Согласно сообщен нам, полученным из Югославии. 20 января немецко-фашист
ские оккупанты при поддержке итальянских н усташеких отрядов
предприняли крупное наступление
на районы, освобожденные партизан,чин от оккупантов. После дли
тельной подготовки оккупационные войска начали наступление на ос
вобожденную территорию с нескольких сторон одновременно. Из Кар
тона ца вышла крупная намецко-усташская колонна в направления го
рода Слунь, находящегося в руках партизан. Ob стороны местечка Грачац двигались колонна итальян
цев. Из Прнедара в направлении Сански-Мост выступили тмецко-усташокие части, из городов Глина и Петри ня—павеличевокие легионеры. Кроме того, оккупанты сосредоточили крупные резервные части в городах Баня-Лука и Книн.
Ожесточенные бон начались па лиши и Карловац—Г липа—Костя й«и- ца—Санеки-Мост. После двухдневных сражений партизаны почти вез
де отбросили противника, нанеся ему большие потери. Между городами! КостаЙ1»иц Я и Глина был полно
стью разгромлен отряд уста.шей. На поле боя осталось свыше 30 трупов солдат и офицеров. Парт я даны захватили 30 пленных и большие тро
феи, в том числе два противотанковых орудия, много снарядов, ю автоматов, 3 миномёта, и другое вооружение. Около города Глина после
упорного боя партизаны отбросили противника на исходные позиции. В районе Сански-Мост уничтожено 50 немцев.
В ряде мест партизаны, отразив атаку противника, перешли в на
ступление и сейчас успешно теснят в-рага. В районе Теслич—Добой пар
тизаны. разбив крупный отряд усташей, захватили миномет, 7 пуле
мётов. а также 4 вагона сухих фруктов. которые немцы хотели отпра
вить в Германию. Один крупный паютизанокий отряд уничтожил бронепоезд и после ожесточённых боёв освободил местечки Приявор, Влах и Теша и. В этой операции взяты в плен 400 уста.шей с 10 офицерами и много вооружения, в том числе 300 винтовок. 3 станковых и 20 ручных пулемётов, а также две грузо
вые автомашины и автобус. Между городами Грядишка и Брод парти
заны. тесня противника, вышли на реку Саву.
21 января немецкие самолёты подвергли бомбардировке город Дрвар. а. 22 января—местечко Не
ти и-Гряд. Убито несколько женщин и детей.
ЛОНДОН. 29. (ТАСС). Каирский корреспондент агентства Рейтер со
общает. что. по сведениям местных югославских кругов, гитлеровские оккупанты за последний год истре
били четверть взрослого мужского населения Белграда. Только в дека
бре прошлого года было зверски убито 13 тысяч человек.

НАПАДЕНИЯ БЕЛЬГИЙСКИХ ПАТРИОТОВ

НА НЕМЕЦКИХ ОККУПАНТОВ

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Издающаяся в Бельгии иод контролем немцев газета «Фольк эн стаат» сообщает, что 8 января перед зданием гости
ницы «Централь» в Антверпене было совершено нападение на не
мецкого солдата. И тот же день бельгийские патриоты обстреляли двух солдат германской охраны. В
виде репрессии, но распоряжению оккупационных властей, с И по 24 января в Антверпене были закры
ты все. театры, кафе и рестораны. Жителям было запрещено покидать дома после 22 часов. На главных улицах были установлены патрули. Немецкие власти об явили награду
в полмиллиона франков за задержание «террористов». Та же газета сообщает, что вечером 11 января быЛ убит в своем доме германский подданный Губер, а его жена получила ранение.
Бельгийскими кругами в Лондоне получены сообщения о том. что гер
манские оккупационные власти в Бельгии продолжают массовую на
сильственную отправку бельгийцев в Германию; мужчин и женщин хва
тают на улицах и в общественных местах, вытаскивают из домов, са
жают в вагоны и отправляют под конвоем в Германию.

Гитлеровский террор в Чехословакии

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Выходящая в Лондоне газета «Чехословак» сообщает, что за последние дни немцы казнили 51 чеха. С ноября прошлого года по 14 января в Чехословакия казнен 271 чех. Согласно офи
циальному немецкому сообщению, недавно в Праге и Брно гитлеровцы кязншли еще 35 человек. Всем каз
ненным было П ред явлено обвинение в участии в подпольных чешских организациях, распространении ан
тигерманской литературы, а также в храпении оружия и взрывчатых веществ.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИИ

В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). В очередном коммюнике штаба союзных сил в Северной Африке говорится, что легкие бомбардировщики и истребители союзников продолжали атаковать посадочные площадки неприятеля. В ночь на 27 января бомбардировщики атаковали об’екты про
тивника в Бизерте. 27 января была сброшены бомбы на два неприя
тельских эсминца в районе между
Тунисом и Сицилией. На одном из эсминцез вспыхнул пожар. Из этих операций не возвратился на свою базу один самолёт. По дополнительным сведениям, во время воздуш
ного налета на Алжир в ночь на 27 января было всего сбито шесть вражеских бомбардировщиков.
ДЕЙСТВИЯ

АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что 27 января аш.тийокне бомбардиров
щики «Москиго» атаковали завод дизельмоторов для подводных ло
док на судостроительной верфи «Бурмейстер or Райн» в Копеигагенс. Налёт был совершён при благоприятной погоде, в условиях прекрасной видимости. Бомбы, сброшенные с небольшой высоты, вы
звали на верфи многочисленные взрывы. Из этой операции не вернулся один английский бомбардировщик.
27 января самолёты береговой авиации «Мустанг» и истребители «Гпитфайр» вновь атаковали желез
нодорожные об екты противника в Бретани и Северной Франции. В результате налёта повреждено большое количество паровозов.
Утром 27 января самолеты береговой авиации «Хадсон» атаковали суда противника, у побережья Гол
ландии. Уничтожен один гидросамолет противника.
ПОСЛЕДСТВИЯ НАЛЕТА АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ
НА КОПЕНГАГЕН
ЛОНДОН. 29. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, копенгаген
ское радио передало вчера, что во время налета, английской авиации на Копенгаген бомбы упали на сахарные заводы я другие предприя
тия, а также »а верфи. Главный цех сахарного завода в южной части го
рода разрушен. Другой крупный сахарный завод совершенно уничтожен. Большой завод, находящийся в центре Копенгагена, полностью сгорел. Поврежден также мост.

РАССТРЕЛ НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ

И ОФИЦЕРОВ В НОРВЕГИИ

СТОКГОЛЬМ, 29. (ТАСС). Шведско-норвежское пресебюро передает
из Кристалнсанда (Норвегия), что та.м расстреляны 19 немецких военных «за дезертирство и сотрудничество с врагом». В числе расстрелянных несколько офицеров.
Недавно в Братиславе была проведена крупная облава в целях «выявления социально опасных и укло
няющихся от работы на германских предприятиях элементов». Все арестованные направлены в концентрационный лагерь. В за.явлении, опу
бликованном по этому поводу, говорится, что «большинство арестованных — чехословацкие рабочие, самовольно покинувшие работу на военных заводах в Германии или от
казавшиеся ехать в Германию, а также лица, подозреваемые в антигерманской деятельности.

БОРЬБА ГОЛЛАНДСКИХ ПАТРИОТОВ ПРОТИВ ГИТЛЕРОВСКИХ

ЗАХВАТЧИКОВ

ЖЕНЕВА, 29. (ТАСС). По сообщениям из Гааги, голландские па
триоты в течение шести недель в результате организованных актов са
ботажа уничтожили не менее 300 железнодорожных вагонов, использовавшихся гитлеровцами для военных перевозок.
КВИСЛИНГОВЦЫ НАСИЛЬНО ЗАГОНЯЮТ НОРВЕЖСКУЮ
МОЛОДЕЖЬ В СВОИ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Норвежскими кругами в Лондоне получены со
общения о том, что КВИСЛИНГОВЦЫ
преступили к созданию в Норвегии «молодежной организации» фашистского тина с целью подчинить свое
му влиянию норвежскую молодежь. Предвидя заранее, что им не удаст
ся добровольно завербовать даже минимальное число норвежских юно
шей и девушек, гитлеровские лакеи решили провести принудительную запись в организацию. Квислинговцы об явили, что «родители, которые откажутся записать своих детей в создаваемую организацию, будут подвергнуты тюремному заклю
чению, а их дети будут завербованы в принудительном порядке».

ОТОВСЮДУ

★ ВЫСТУПАЯ на пленарном заседании межамериканского совета обороны, министр иностранных дел Уругвая Гуани призывал к усилению бдительности и сотрудничества между американ
скими странами в обороне западного полушария.
★ МИНИСТР торговли США Джонс 8ЯЯВИЛ, что стоимость валовой продук
ции американского производства в 1942 гоДу составила 121 млрд, долларов про
тив 1)4 млрд, долларов в предыдущем юду. Джонс указал, что в 1943 году стоимость валовой продукции достигнет 145 млрд, долларов. В 1942 году 54 uponeffTa всей продукции приходилось на долю тяжелой промышленности.
★ ПО ДАННЫМ министерств обороны и труда, в канадскую армию, флот и аниапию до 31 декабря 1942 года было мобилизовано 732.922 человека, или 33 процента мужского населения Канады в возрасте от 19 до 45 лет.
★ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ кругов, близких к министерству обороны Мексики, в штате Оахака строится аэродром, кото
рый будет крупнейшим в Латинской Америке.
★ В МЕКСИКО официально об явлено о том, что мексиканское правительство намерено открыть прямое пасса
жирское и грузовое сообщение между Лиссабоном и Вера-Крус.
★ ПО СООБШЕНИЮ агентства Ассоишзйтед Пресс из Лиссабона, пролетав
ший над португальской территорией американский истребитель загорелся в воздухе. Пилот погиб.
★ СЕЙСМОГРАФ Фордамского университета (США) зарегистриров«тл сильные подземные толчки 27 января в 2 часа Г»Л минут и в 3 часа 05 минут по грин
вичскому времени в 4.«ГК) милях от Нью-Йорка в неизвестном направлении. Сейемогр«зф Вестонского колледжа яарегистрировял землетрясение в северозападном направлении, возможно в районе Алеутски^ островов.
Сквозь леса дремучие с песнею
веселою, С острыми клинками на лихих
конях Движутся кубанцы, казаки
гвардейцы, Чтоб сразиться доблестно с
немцами в боях.
Эта. песня, написанная политруком И. Кармазиным, приведена на лубке «Генерал Доватор», выпущенном издательством «Искусство».
Художники 6р. Лляджаловм изобразили Доватора во главе бесстрашных воинов, сокрушающих не
ЛУБОК ИЗДАТЕЛЬСТВА «ИСКУССТВО
В КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ОЖЕСТОЧЕННЫЕ БОИ

В ЮГОСЛАВИИ