2-й гвардейский авиаполк

В ИСТОРИЧЕСКОМ приказе
товарища Сталина об освобождении Смоленска в числе отли
чившихся в боях соединений и частей назван 2-й гвардейский авиа
ционный полк дальнего действия, которым командует Герой Советского Союза гвардии полковник Балашов.
Лётчики этого полка совершили множество боевых вылетов в район Смоленска. Они бомбили укрепления, старательно возведенные немцами на дальних и ближних подступах п городу, уничтожали склады горючего и боеприпасов, аэро
дромы, скопления войск и техники противника, артиллерийские позиции и коммуникации врага.
Еще не улеглось в полку торжественно-радостное волнение, охватившее лётчиков и штурманов, ра
дистов и стрелков, заслуживших своими боевыми делами похвалу и высокую оценку товарища Сталина. И, выражая единодушное мнение всего личного состава полка, его хомандир Герой Советского Союза гвардии полковник Балашов, заметно волнуясь, говорит.
— На долю полка выпало величайшее счастье отныне называться Смоленским. Лётчики моей части сражались о немецко-фашистскими захватчиками стойко, пе щадя своей жизни, как и подобает гвардейцам. Мы и впредь беспощадно бу
дем бить немцев до полной победы над ненавистным врагом.
В борьбе с немецко-фашистскими вахватчиками лётчики проявляли образцы стойкости, бесстрашия, му
жества. Никакая погода, как бы плоха она ни была, не могла помещать экипажам с честью выпол
нять боевые задания. В тёмную ночь, в грозу, в дождь и низкую
облачность вели гвардейцы грозные свои машины, неуклонно направляя их к цели.
Гвардии полкоепик Балашов рассказывает о подвиге лётчика гвар
дии майора Чумаченко. Еще на пути к цели его машина была силь
но повреждена осколками зенитного снаряда. Правый мотор был выве
ден из строя, но лётчик продолжал иттп только вперёд. Вскоре и левый мотор стал давать перебои. Чу
маченко, этот испытанный в боях воин, всё же долетел до цели, сбросил свой бомбовой груз и на одном, плохо работающем моторе благополучно совершил посадку на своем аэродроме.
В боях за Смоленск особенно отличились дважды Герой Советского Союза гвардип майор Молодчий, гвардии младшие лейтенанты Черкасов и Феклисов, гвардип стар
ший лейтенант Алябьев, гвардии лейтенант Коваль, гвардии капитан Горячкин, гвардии лейтенант Чибисов и другие. Многие из них совер
шали но два и даже по три боевых вылета в ночь.
...Рабочие московского завода «Калибр» хорошо знают и помнят сво
его сослуживца Бориса Чпбиссва, молодого светловолосого парня, до самозабвения любившего авиацию. Он без отрыва от производства закончил курс обучения в Тушинском аэроклубе и с тех. пор навсегда связал свою яшзяь с авиацией.
— Я мечтал стать истребителем, —смущенно рассказывает Чибисов,—
а пришлось сесть на бомбардировщик.
Борио Чибисов — один из лучших лётчиков частп полковника Балашова. Он совершил огромное ко
Командир 2-го гвардейского Смоленского авиационного полка дальнего действия гвардии полковник Балашов (крайний слева) уточ
няет с дважды Героем Советского Союза гвардии майором Молодчим и гвардии младшим лейтенантом Феклисовым маршрут очередного боевого вылета. Фото Ал. ЛЕСС.
личество боевых вылетов в район Смоленска и за боевые заслуги представлен к правительственной награде.
...Это случилось недавно, в одну из тех тёмных дождливых ночей, когда землю скрывали плотные чёрные облака, лишённые «окон», про
светов. Высоко з облаках вёл Бо
рис Чибисов свою машину в район Смоленска, имея задание бомбить
вражеский аэродром. Цель была уже близка, в лётчик напряженно всматривался в приборы, боясь от
клониться от боевого курса. Вот и цель. Вниз летят тяжёлые бомбы. Видны разрывы, всплески пламеаи, очаги пожаров. Пламя пожаров всё
разрастается — то друзья Чибисоьа вслед за ним бомбят хорошо освещенную цель.
— Все, товарищ командир, — докладывает штурман. — Пошли домой!
Чибисов разворачивается и берет курс на аэродром. И вдруг в шлемофоне слышен голос стрелка:
— Товарищ командир, под ламп самолёт...
И в то же мгновение длинная очередь, пущенная снизу, смертельно ранят самолёт. В кабине, развороченной осколками крупнокалиберных пуль, погас свет. Правый мотор охвачен огнём. Отказал механизм, поднимающий н выпускающий шасси. Тяжело ранены стре
лок-радист и воздушный стрелок. Тьма. Чибисов быстро спикировал, и вражеский самолёт оказался пад ним. Воздушный стрелок, преодолевая слабость и превозмогая нечело
веческую боль, уловил момент и выпустил две очереди. Истребитель Покачнулся, неуклюже накренился и, задымив, камнем полетел вниз.
...Сквозь ночную мглу шёл все вперёд гвардеец Чибисов, и вскоре его быстрокрылая стальная птица приземлилась на родном аэродро
ме. Тепло встретили лётчики своего друга, одержавшего в одну боевую ночь две победы.
Ал. Лесс.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Автоматчики взяли в плен 16 гитлеровцев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). На-днях балтийцы-автоматчики под командованием офицера Массальского вне
запно ворвались во вражескую
траншею и захватили в плен 16 гитлеровцев. Доставив их в под
разделение, автоматчики снова пошли в бой.
О том, как 16 гитлеровцев сложили оружие перед советскими бойцами, рассказали сами пленные.
— Когда русская артиллерия открыла огонь, — говорит командир взвода, фельдфебель Ганс Мантвитц, — я вместе с другими сол
датами укрылся в блиндаже. Мы не думали, что так быстро ворвут
ся в траншею ваши автоматчики. Ещё дрожала земля от разрывов, как мы Сказались в мышеловке. Всё это произошло так неожиданно, что мы не успели даже подумать о сопротивлении.
Находившийся в одном блиндаже

ЗАПИСИ

СЕРГЕЯ БАЛАШОВА

Лауреат Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова, заслуженный артист РСФСР С. М. Ба
лашов в дни отечественной войны побывал на мпогих фронтах, на ко
раблях Северного флота. На Урале, на средства, собранные от своих концертов, он приобрёл и передал фронтовикам танк. Экнпада. танка сразил уже немало гитлеровцев. С первых дней войны артист ведёт фронтовые записи. Это заметки о боевых эпизодах, фронтовых встре
чах и впечатлениях, которые дают актёру неисчерпаемый материал для выступлений.
Артист рассказывает о героизме «ветских бойцов, о зверствах гитлеровских захватчиков, о сожжён
ных и разрушенных наших городах я сёлах.
С этими фронтовыми записями С. М. Балашов выехал весною нынешнего года на Дальний Восток Оя побывал в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, на промыслах я руд
никах Сахалина, во Владивостоке. Артист читал стихи Маяковского, Симонова, патриотические произве
дения поэтов XIX века: Языкова, Бенедиктова, Никитина. Но основ
ным в его выступлениях были фронтовые записи.
Фронтовые записи пользовались волыним успехом у аудитории.
Вернувшись в Москву, С. М. Балашов нашёл у себя дома письма и телеграммы о славных боевых де
лах экипажа танка, переданного им в действующую армию.
— Ваша машина громит врага, — писал артисту командир танка Иван Чуканов, — и будет громить фаши
стов до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного гитлеровца.
В телеграмме сообщалось, что танк Балашова уничтожил пять вражеских танков, несколько противотанковых и полевых орудий, автомашин, более ста гитлеровцев.
С тёплыми словами привета обратился С. М. Балашов по радио к Ивану Чукапову и его товарищам:
— Я часто вспоминаю о бесстрашном экипаже танка, который ведёт смертоносный огонь по противнику, — говорил артист, — но слав
ном коллективе рабочих уральского еавода, сделавших такую грозную боевую машину.
Сейчас артист готовится в выступлениям по радио и собирается снова поехать на фронт. На этот раз он Добывает в части, где сра
жается экипаж тапка, построенного на. его средства.

КНИЖНАЯ

ПОЛКА

* «РАЗЯЩИЕ ЛУЧИ» — книга рассказов инженера В. Орлова о прожтжторах и о применении лучистой анергии в военном деле выпущена «Воен
ной библиотекой школьника* Детгиза. Книга рассказывает о выдающихся
работах в области оптики знаменитого русского изобретателя Кулибина и гениального физика конца XVIII и начала XIX века Василия Петрова. (Ти
раж 15.000 экз., стр. 100, цена 4 руб. 25 коп.).
* В ГОСЛИТИЗДАТЕ вышел сборник стихов «К родным берегамбелорусского поэта П. Бровка в пере
водах Н. Рыленкова, О. Колычева, М. Зенкевича, Д. Бродского и др. (Тираж 10.000 экз., стр. 40, цена 1 руб.),
* В ГОСПОЛИТИЗДАТЕ вышла массовым тиражом брошюра П. Мусьякова «На защите Севастополя — о славных
боевых делах пехотинцев, артиллерис
тов, моряков и лётчиков, участников героической Севастопольской обороны. (Тираж 100.000 экз., стр. 40, цена 50 коп.).
с фельдфебелем унтер-офицер Курт Латса дополнил:
— Нас набилось в блиндаже около 20 человек. Каждая минута казалась вечностью, мы не могли доя:даться, когда закончится этот ад. Внезапно в блиндаже разорвалась граната, брошенная русскими. Когда рассеялся дым, я уви
дел, что убиты командир нашей роты лейтенант Крог, лейтенант Дарупп и несколько солдат. Многие были ранены.
После гибели Крога и Даруппа командование принял унтер-офицер Пауль Гуше, награждённый железными крестами 1 и 2 степени.
— Русские автоматчики предложили нам сдаться, — говорит он, — и тогда я отдал приказ своим солдатам сдаться в плен. Это была моя первая п последняя команда, как командира роты.

Вечер азербайджанского

искусства

и литературы

Вчера в Колонном зале Дома союзов состоялся большой вечер, посвящённый искусству и литерату
ре Азербайджана. Вступительное слово произнёс лауреат Сталинской премии поэт Самец Вургун. Он кратко охарактеризовал азербайджанскую поэзию, историю её развития и подчеркнул влияние русской культуры на рост искусства и литературы азербайджанского наро
да, связанного кровными узами братства и дружбы с русским народом.
Свои стихи на азербайджанском языке читали Мамед Рагим и Ра
сул Рза Поэтессы А. Адалис и М. Петровых ознакомили собравшихся со своими переводами от
дельных произведений Самеда Вургуна, Мамеда Рагима и Расул Рза Литературная часть вечера закончи
лась выступлением артистки Малого театра Белевцевой и артиста Малого театра Любимова.
Прибывшая с фронта концертпая бригада Азербайджанской республи
ки во главе с народным артистом СССР Бюль-Бюль показала разно
обраэную и интересную программу, в которую вошли народные песни я танцы, песни ашугов, отрывки из произведений Гаджпбекова, арии из азербайджанских оиеретт и др.
(ТАСС).

РОМАНСЫ

Д. ШОСТАКОВИЧА и Ю. ШАПОРИНА

КОНЦЕРТЫ
В. А. ДАВЫДОВОЙ
Вечерам заслуженной артистки РСФСР В. А. Давыдовой 2 октября начинаются концерты в Боль
шом зале консерватория. Это первый из серии концертов выдающихся советских вокалистов, орга
низуемых Московской филармонией в концертных залах столицы.
В. Давыдова, создательница многих ярких образов на советской опер
ной сцене, широко известна и по выступлениям на концертной эстраде.
— За последние два года, — сказала В. Давыдова в беседе с на
шим сотрудником, — я много пела в Тбилисском театре оперы и балета. Подготовила несколько новых
партий, в том числе партии Кончаковны из «Князя Игоря», Далилы из «Самсона и Далилы» и Шарлотты из «Вертера».
В концертах предстоящего сезона хочу показать несколько новых программ. Одна из них, уже подготов
ленная мною, целиком состоит и-» произведений С. Рахманинова. В
другую, посвященную советскому вокальному творчеству, предполагаю включить новые романсы Ю. Ша
порина и Д. Шостаковича. Кроме того работаю над программой из со
чинений Дебюсси, Равеля и других западно-европейских композиторов.
В концерте 2 октября я нополню романсы и песни Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Ля
пунова, -Метнера, Листа, Шуберта и Бизе. Некоторые пз этих роман
сов, редко звучат на концертной эстраде, как, например, «Сулимита» Ляпунова и др.
Курск сегодня. Первые трамваи выходят на улицы города.
Фото Н. СИТНИКОВА (ТАСС).
Народная артистка СССР О. Л. Книппер-Чехова. Работа скульптора С. Ле
бедевой.

В Колонном зале

ОТКРЫТЫЕ
РАДИОКОНЦЕРТЫ
В октябре возобновляются выступления Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета в Колонном зале Дома союзов. Оркестр будет давать концерты че
тыре раза в месяц, по субботам и воскресеньям. В числе дирижеров: Н. Голованов, А. Орлов, А. Ковалев, К. Иванов, С. Горчаков. Концерты транслируются по радио.
Сезон открывается 3 октября концертом под управлением народного артиста РСФСР Н. Голованова. Будет впервые исполнена сюита из ба
лета композитора А. Хачатуряна «Гаянэ», исполняются также дуэт Чайковского нз «Ромео ц Джюльетты» и торжественная увертюра Чайковского «1812 год».
В дальнейших программах оркестра — новые произведения выдающихся советских авторов. Будут исполняться сцены из оперы М. Ко
валя «Емельян Пугачёв» с участием М. Максаковой и А. Пирогова, но
вая кантата Н. Мясковского «Киров с нами», вторая симфония Т. Хрен
никова, «Героическая поэма» Н. Чемберджн и другие.
Наряду с этим в концертах Раднокомитета в Колонном зале посетители услышат ц уже известные со
чинения современных композиторов: 22-ю и 23-ю симфонии Мясковского, 7-ю симфонию Шостаковича в ис
полнении оркестра под управлением Е. Мравинекого, давно не исполнявшуюся 6-ю симфонию Мясковского.
Среди произведений русской классики, включенных в программы от
крытых концертов оркестра, будут исполнены «Симфонические танцы» С. Рахманинова (впервые), кантата Чайковского «Москва», «Торжественная увертюра» Глазунова, «Петрушка» Стравинского и много других.
В связи с 50-летием со дня смерти П. И. Чайковского симфо
нический оркестр Раднокомитета выступит с двумя открытыми кон
цертами из произведений великого композитора.
В концертах в Колонном зале кроме оркестра примут участие хор и солисты Радиокомитета, солисты Большого театра СССР, Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а также лауреаты международных и всесоюзных конкурсов музыкантовисполнитедей.
„СУВОРОВСКАЯ
УВЕРТЮРА“
ЛЕНИНГРАД, 29. (По телефону. Наш корр.). Ленинградский композитор Кочуров закончил новую работу, посвя
щенную памяти великого русского полководца А. В. Суворова под назва
нием «Суворовская увертюра». Это — симфоническое произведение, построен
ное на мотивах военных песен и маршей суворовской эпохи. Увертюра будет впервые исполнена в ближайшие дни симфоническим оркестром Ленинградской филармонии.

Массовое уклонение населения Австрии

от трудовой повинности

ЖЕНЕВА, 30. (ТАСС). В гитлеровской газете «Нейес винер тагблат
опубликовано распоряжение властей о проведении вторичной регистрации лиц в возрасте от 16 до 65 лет, ко
торые подлежат мобилизации «для выполнения заданий по обороне государства». В распоряжении указы
вается, что приказ о регистрации был издац ещё в январе этого года,
однако он не был выполнен, так как большинство подлежащих реги
страции не явилось в отделы труда, В связи с этим власти назначили вторичную регистрацию, которая должна быть закончена 10 октября. На
селение предупреждено о том. что силами полиции будет проведена всеобщая проверка лип, подлежа
щих мобилизации, и тех, кто до 10 октября этого года не явится на регистрационные пункты, ожидает строжайшее наказание по законам военного времени.
Убийство
лавалевсксго
чиновника
ЖЕНЕВА. 30. (ТАСС}). По сообщению швейцарокой газеты «Трибюн де Женев», в городе Валяно (Франция) французскими патриотами убит начальник местной лавалевской полиции.
Постройка дороги на восточной
границе Индии
ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Как передаёт корреспондент агентства Рейтер из Дели, на восточной границе Ин
дии в дикой и труднопроходимой местности прокладывается дорога, которая начинается в Ассаме и сольётся со старой Бирманской дорогой или с дорогой Лашно—Чунцин.
Строительство этой дороги началось в декабре прошлого года под руководством американских инженеров.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Штаб соединённого командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что авиация союзников произвела интенсивный налёт на район Уэйвейка (Новая Гвинея). Уничтожено около 50 находив
шихся на земле японских самолётов.
На складах с горючим и военными материалами возникло много пожаров. Причинён крупный ущерб. В гавани
бомбардировке подвергся только что прибывший караван японских судов. На трёх танкерах возникли пожары. Уничтожено 4 торговых судна. Помимо этого потоплено или серьёзно повреж
дено 29 барж. В воадушном бою сбито 3 и. вероятно, сбито ещё несколько самолётов.
Действующие в районе гавани Финта войска, союзников улучшают свои позиции. На южном берегу реки Буми возникли ожесточённые бои. Японцы понесли тяжёлые потери. Потери союз
ников незначительны. Во всем секторе отмечается активность артиллерии союзников.
Авиация союзников произвела налёт на японский аэродром на островах Кай (юго-западнее Новой Гвинеи). У берегов острова Новая Британия уничтожено два японских каботажных судна. Авиация союзников атаковала ар
тиллерийские позиции и аэродром в Вила (остров Коломбангара).
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение морского министерства США о том, что 4 сентября части американской морской пехоты заняли остров Наномеа (острова Эллис).

Антигерманские

диверсии 1 в Дании
СТОКГОЛЬМ, 30. (ТАСС). Как сообщает стокгольмское радио, 25 сен
тября в Ютландии был совершён ряд диверсионных актов, в связи в чем гитлеровские оккупационные власти ввели в Ютландии усилен
ное чрезвычайное положение. На железнодорожной линии близ гер
манской границы было произведено 20 диверсионных актов. Близ одной станции произошла перестрелка ме
жду гитлеровской железнодорожной охраной н группой датских патриотов.

Сессия национальнополитического

совета Китая

ЧУНЦИН, 30. (ТАСС). По сообщению агентства Сентрал Ньюс, сессия национально-политического со
вета Китая 27 сентября рассмотрела и одобрила предложенную прави
тельством программу послевоенного промышленного строительства. Сессия в принятой резолюции обязалась оказывать правительству пол
ную поддержку в реализации этой программы.
ОТОВСЮДУ
* В ТЕЧЕНИЕ шести дней, начиная с 21 сентября, в Чунцине демонстри
ровался с большим успехом советский кинофильм «Сталинград». За шесть дней кинотеатр, где демонстрировался этот фильм, посетило более 16 тысяч зрителей. Кинофильм направляется для демонстрации в ировинцуи.
* АГЕНТСТВО Рейтер передаёт, что в Бухаресте арестовано 37 румын, за
нимавших до прихода к власти клики Антонеску видное положение. Им пред’явлено обвинение в попытке организовать в Румынии партизанскую борьбу против немцев.
АГЕНТСТВО АФИ передаёт сообщение алжирского радио о том. что восстановлена почтовая связь между Северн* и Африкой и Корсикой.
* ПО СООБЩЕНИЮ агентства Рейтер, генерал Жиро приехал в Тунис, где оп будет инспектировать Французские части.
*НА ЮГЕ ТУРЦИИ сделал вынужденною посадку английский транспортный военный самолёт с 16 пассажирами на борту.

Кровавая расправа гитлеровцев

в совхозе Стеховка

Эти жуткие события произошли 21 сентября в Стеховском совхозе, что на шоссе в 7 километрах от Полтавы. Вечером двадцатого сюда прибыл большой обоз жителей гор. Чутово и Чутовского района. Насильно выгнанные из своих селений с детьми и стариками, колхоз
ники четверо суток шли к Полтаве под конвоем жандармерия.
Рано утром обоз был оцеплен немецкими солдатами. Гитлеровцы приказали запрячь лошадей в повозки, коров, телят и жеребят привязать. Людей отогнали в сторо
ну. Затем отобрали восемь мужчин л увели их в здание школы, откуда вскоре послышались выстрелы и

В

ОСКРЕСШИЙ» с помощью не
мецких парашютистов и окончательно превратившийся в нахлеб
ника Гитлера Бенито Муссолини недавно выступил по берлинскому радио с речью, обращенной к «верным друзьям в Италии». В этой ре
чи, призывавшей итальянский народ
к возобновлению войны на стороне Гитлера, бывший дуче истерически требовал «всеми мерами помогать германской армии, сражающейся на территории Италии».
Неизвестно, сколько друзей осталось у Муссолини в Италии, но несомненно одно: их нет среди итальянского народа, с ненавистью подымающегося на борьбу с захват
чиками. Сообщения, поступающие из Италии, говорят о том, что гитлеровцам, хотя и захватившим значитель
ные территории в Италии, далеко не везде удалось сломить сопротивление итальянцев, и что это сопро
тивление растёт с каждым днём, несмотря на зверские условия окку
пационного режима, каким ознаме
новался новый «немецкий порядокв Италии.
Сравнительная быстрота, с которой немцам удалось овладеть рядом
крупных промышленных центров и железнодорожных узлов в Италия, обусловливалась отнюдь не отсут
ствием вооружённого сопротивления итальянских частей, подвергшихся неожиданному нападению со сторо
ны своих бывших «союзников». Малочисленные и плохо вооружён
ные итальянские гарнизоны не смогли, конечно, противостоять крупным соединениям германских
бойск, давно уже с благословения Муссолини хозяйничавшим в Ита
лии. Как пишет в лондонской «Дейди телеграф энд Морнинг пост» бывший корреспондент «Джоряале

Народная война против немцев в Италии

д’Италиа» Франзеро, «легкость, с какой немцы захватили северные районы страны, подтверждает, что с 1941 года Муссолини преступно позволял им держать под своим контролем крупнейшие узловые центры Италии. Захватом Гима под
тверждается тот факт, что в городе с 1942 года находилось 40—50 ты
сяч немецких солдат, которые на холмах, господствующих над Гимом, построили ряд укреплений с батареями, направленными на город».
Захват Милана был подготовлен предательством начальника италь
янского гарнизона генерала Гудя; пе
ри, принявшего все меры для того, чтобы пропустить немцев в город без боя. Население Турина к момен
ту подхода немецких войск оказалось фактически безоружным, за
исключением нескольких отрядов партизанской «национальной гвардии», героическое сопротивление ко
торых доставило захватчикам немало хлопот. Аналогичное положение наблюдалось и в других пунктах Италии, где отсутствие крупных контингентов итальянских войск обеспечило немцам сравнительно лёгкий успех.
Однако и при этих благоприятных условиях гитлеровским войскам всё же не удалось сломить сопротивленце даже тех итальянских частей, какие оказались в сфере немецкой оккупации. Как сообщает «Дейли телеграф энд Морнинг пост», италь
янцы всё еще держатся в районах Болоньи, Комо, Вероны и Венеции и в провинции Тоскана. За ис
ключением районов Неаполя, Рима и Генуи почти все северо-западное побережье Италии находится в ру
ках итальянцев, По сообщению швейцарской газеты «Ди таг» части
4-й итальянской армии, недавно возвратившейся из Франции, ведут ожесточённые бои с немцами в районе Кунео. В Тренто итальян
ские войска дерутся против немцев в районе железной дороги, ведущей к Бреннеру. Продолжаются сражения и на нтало-французской границе и в Венецианских и Доломитовых Альпах, где оперируют отдель
ные отряды итальянской армии под руководством офицеров, не подчи
нившихся ультиматуму германского командования.
Группы итальянских солдат, которым удалось избежать разоруже
ния, создают- вместе с крестьянами партизанские отряды, активно оперирующие в тылу оккупантов. Осо
бенно много таких отрядов на итало-французской границе, в райо
не Комо, в отрогах Альпийских гор. Итальянские патриоты нападают на немецкие обозы, поджигают немецкие оклады, взрывают коммуникации. Лишь на-днях взорван важный железнодорожный мост на ли
нии Пиза—Флоренция, по которой гитлеровцы перебрасывали войска в район Флоренции, где местный гарнизон до сих пор не сложил оружия. Подожжены два крупных военных завода в окрестностях Турина. Близ Милана уничтожен немец
кий обоз с военными материалами. Железнодорожная линия Модан— Мон-Сени, по которой немцы подво
зят подкрепления из Франция, разрушена во многих местах. Диверсионные акты на линиях между Северной и Южной Италией за по
следнее время стали столь частыми, что немцы были вынуждены взять на себя обслуживание свыше 2 ты
сяч километров железнодорожного пути.
До сих пор продолжаются уличные столкновения населения с нем
цами в Милане, в Турине, во Флоренции, в Аоста и в Алессандриа.
Как сообщает швейцарская «Газетт де Лозанн», в Транстевере (рабочий район Рима) население соору
дило баррикады. В Неаполе царит настолько напряжённая обстановка, что немцы применяют против насе
ления города лёгкую артиллерию и танки.
Фактически вся Северная Италия обявлена немцами на осадном по
ложении. Прохожие, появляющиеся на улицах после 8 часов вечера, расстреливаются без предупрежде
ния. На предприятиях введен такой же режим, как и в оккупирован
ных странах. Стачки запрещены под угрозой смертной казни. И тем не менее забастовки в захваченных немцами городах не прекращаются. 22 сентября лондонское радио сообщило о всеобщей забастовке желез
нодорожников в Северной Италии. Бастует и ряд крупных промышленных предприятий в Милане и Ту
рине. По улицам, прилегающим к этим предприятиям, днём и ночью патрулируют немецкие тапки.
Но террор захватчиков лишь усиливает ненависть итальянского народа. Но всей Италии распространяются нелегальные газеты и листовки,
призывающие к вооруженной борьбе против немцев. «Мы, миланцы, — пленники, — говорится в одной из таких листовок, — но мы чувствуем себя свободными, так как истин
ный враг Италии сбросил наконец маску союзника». Другая листовка гласит: «В этот трагический час ло
зунг миланского_ населения — это «Милан не сдаётся». Аналогичные прокламации распространяются, по
словам швейцарских газет, и в других городах оккупированной Италии.
Корреспондент агентства Юнайтед Пресс, тайно побывавший недавно в районе Комо (Северная Италия), сообщает, что оя повсюду наблюдал нескрываемую ненависть итальянского народа к немцам. Эта нена
висть вызывает явную тревогу в лагере оккунантов. Недаром в Берлине поспешили выпустить к микрофону Муссолини с его обраще
нием к «верным итальяноким друзьям».
Но не найдёт кровавый тиран друзей среди обманутого и предан
ного им народа Италии. Его имя на родине давно уже произносится с ненавистью, его бюсты разбиты вдребезги, портреты изорваны в клочья. А на его обращение итальянский народ ответит новыми ударами по врагу, сбросившему нако
нец маску «союзника». «Пусть знает предатель, что Италия поднимает брошенную перчатку и устами 45 миллионов своих граждан кля
нётся взяться за оружие, чтобы навсегда и с корнем вырвать все остатки фашизма, — заявила под
польная итальянская радиостанция Милано-Либерта в ответ на обраще
ние Муссолини. — Борьба будет жестокой, но благотворной. Немцы будут выброшены за пределы Ита
лии, предатели будут уничтожены, и никогда больше тирания не сможет пустить корни в нашей стране».
В этих словах отражены стремления итальянского народа, готового соединить свои удары о ударами союзных войск по гитлеровским за
хватчикам. И чем шире и быстрее будут развертываться операции союзников в Италии, тем сильнее бу
дут разгораться в стране и огни антигитлеровской народной войны.
Ал. Абрамов.
крики. Громадная толпа людей начала разбегаться. Тогда озверелые фашисты стали стрелять в каждо
го, кто отделялся от толпы. Тут же началось уничтожение скота. Гитлеровцы стреляли по коровам, лошадям. поджигали повозки с утварью.
Одновременно другая команда гитлеровцев расправлялась с людьми. Из толпы брали по 8—10 человеа и вели в школу. Перед входом от
бирали документы, деньги и все ценности. Загнав всех в классы, фа
шисты начали стрелять в окна иа автоматов, бросать гранаты. Когда все люди были уничтожены, школу облили бензином и подожгли.
Спастись удалось лишь двум человекам. Вот рассказ одного из них
— колхозника хутора Фаленьковспого, Чутовского района, Григория Павловича Потапенко:
— 17 сентября староста нашего хутора приказал всем собрать свои пожитки, взять худобу и уходить на Полтаву, потом на Кременчуг. Никто не хотел покидать своей ха
ты, но жандармы наставляли на людей ружья и велели сейчас же собираться. Колхозница Анастасия Бутина собралась как-раз рожать, но даже ей не разрешили остаться в хате, она родила в кустах у дороги. Четыре дня гнали нас под ружь
ем, как арестантов. 21 сентября возле Полтавы в совхозе Стехов
спом всех зверски побили. Было нас свыше 400 душ. Нас привели к шко
ле, обыскали, отобрали все доку
менты, завели в классы и стали расстреливать из автоматов, забра
сывать гранатами. Очнулся я, когда школа уже горела. На мне все бы
ло в крови. Кто-то рядом застонал. Я говорю: «Есть ли живые, давайте тикать, сгорим». Вместе с другим раненым я выполз через обгоревшую дверь на улицу и притаился. Очнулся в хате, грудь пере
вязана, рука в колодке. Не приведи бог никому пережить этот смерт
ный ужас. В школе сгорела моя семья — пятнлетний сынишка То
ля и жена Дарья Никитична. Там же погибли односельчане, среди них много детишек и женщин.
Бойцы, освободившие совхоз Стеховка, застали следы кровавого злодеяния — на дороге валялись уби
тые лошади, коровы, повозки, а в сожженной школе лежа
ла груда обгоревших человеческих Трупов. Трупы еще дымились. Бойцы поклялись отомстить палачам.
А. Малибашев.
ПОЛТАВА, 29. (Спец. корр. ТАСС).

Телеграммы из-за границы

Бои между итальянцами и немцами

в Северной Италии

ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Как сообщает лондонское радио, в Милане, Турине и Новаре продолжаются бои между немецкими и итальянскими частями. Многие итальянские рабочие примкнули к итальянским вой
скам. В Новаре против немцев дралось много женщин.
Гитлеровские военные власти в Риме издали приказ, угрожающий смертной казнью всем гражданским лицам, ае сдавшим имеющееся у них оружие.