Начались занятия

в вузах

Первый день занятий в вузах столицы. В Московском государственном ордена Ленина университете им. Ломоносова. Профессор химического факультета В. Спицин читает обзорную лекцию по неорганической химии студентам первого курса. Фото Л. СМИРНОВА.
Вчера закончило работы общее собрание Академии наук СССР. Эхо собрание проходило в решающие дни великой отечественной войны и продемонстрировало всему миру достижения советской науки, готовность ученых отдать все силы делу разгрома гитлеризма, делу пол
ной победы советского народа. Ь памяти участников общего собрания на всю жизнь останется факт, что именно в те минуты, когда обсуж
дался план научной деятельности на 1944 год, столица нашей роди
ны — Москва салютовала о новых блестящих победах героической Красной Армии, освободившей ста
ринные русские города Смоленск и Роелавль.
В течение более четверти века партия большевиков, партия Ленина — Сталина воспитывала наш на
род в духе неустанной борьбы за культуру, за лучшие идеалы чело
вечества. В течение более четверти века партия Ленина— Сталина вела нас, советских ученых, к высотам действительно передовой науки.
В течение двух с лишним лет яароды Советского Союза ведут ио
Беседа с президентом Академии наук СССР
академиком В. Л. КОМАРОВЫМ
подписную борьбу с гитлеровскими ордами, чтобы уничтожить самую главную опасность человечества и его цивилизации — германский фашизм. Мы можем и должны гор
диться тем, что являемся учеными советского народа, являемся члена
ми той академии, которая в период отечественной войны отдает -все свои силы и знания священному делу народа, борющегося не только за свое существование, но и за счастье всего человечества.
Выборы новых академиков, произведенные на общем собрании, —
большое событие в нашей стране.
Штаб советской науки пополнился выдающимися учеными, работающи
ми в самых различных областях. Готовясь к выборам, мы просмотрели сотни дел кандидатов, представленных на выборы. Из числа поч
ти 700 ученых — кандидатов в академики и члены-корреспонденты — избрано 94—те, чьи научные тру

На танках „Москва“

От столицы—к берегам Днепра ПРОШЛОЙ зимой на средства,
собранные трудящимися столицы, была построена танковая ко
лонна «Москва». Мощные и грозные боевые машины, на башнях ко
торых было начертано слово «Москва», москвичи передали Н-ской танковой части. Для передачи ма
шин на фронт выезжала делегация трудящихся столицы.
Принимая танки, фронтовики заявили делегации: «Спасибо; това
рищи, за заботу о Красной Армии! Мы клянемся, что гордое имя на
шей родной Москвы не посрамим, о честью пронесём его в боях».
Танковая колонна «Москва» ушла на фронт.
В десятках ожесточённых сражений с врагом побывали уже тан
кисты. Слово, данное москвичам, огни держат крепко. Бесстрашно и мужественно сражаются танкисты с немцами. Сотни километров прошли они за это время, освободили мно
го городов и сёл, истребили тысячи гитлеровцев.
В перерывах между боями, в короткие часы отдыха неизменно вспоминают танкисты родную Москву. На предприятия и в учреж
дения с фронта приходят десятки писем. Вот одно из них:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Мы только-что получили ваши письма. Спасибо за хорошие вести. Нао радуют ваши успехи, ваши победы на производстве. Не отстаём и мы от вас.
День вручения нашей части танков «Москва» надолго останется в памяти каждого воина. Мы крепко
держим слово, что дали вам в тот день. В последних боях мы уни
чтожили 35 вражеских таиков, из них 7 — типа «Титр», подбили 35 орудий, раздавили 29 пулемётных гнёзд с их расчётами и уничтожи
ли более 1.200 немецких солдат и офицеров».
«Мы открыли лицевые счета, — сообщают в другом письме отваж
ные танкисты. — Наш командир танка, комсомолец лейтенант Шестаков уже имеет на своём счету два подбитых вражеских танка, четыре орудия и пятьдесят уничтоженных эсэсовцев. Экипаж танка лейтенан
та Гончарова только во вчерашнем бою раздавил два орудия, один пу
лемётный расчёт, одну миномётную огневую точку, зажёг та.нк врага-и уничтожил 25 солдат и офицеров».
Каждое письмо с фронта вызы
вает у москвичей огромную радость, стремление еще упорнее трудиться, чтобы в едином усилии с фронтом быстрее изгнать оккупантов с родной советской земли.
Замечательными трудовыми подвигами отвечают рабочие и работницы на боевые дела своих подшефных. В письмах в часть моск
вичи рассказывают о том, как они работают и помогают фронту.
Взволнованно говорит старшинатанкист тов. Кравченко, водительмеханик одного из танков «Москва»:
«Если бы вы только знали, как ралы наши бойцы вестям из род
ной столицы! Ваши письма обходят все подразделения, и каждый тан
кист, читая их, гордится вашими успехами».
Мы долго беседуем с приехавшим из танковой части старшиной
Кравченко. Он рассказывает о замечательных машинах «Москва.» и их экипажах, о. славном пути своей части. За этот год танки «Мо
сква» побывали в десятках сражений. Они прошли путь от Москвы до берегов Днепра. Не раз немцы
бросали против них колонны своих мощных «Тигров» и «Фердинандов». Но ничто не могло остано
вить советских танкистов. Они шли вперёд, верные своей клятве родине и москвичам.
Велико число героических подвигов отважных танкистов. Когда в
ожесточённом бою пал смертью храбрых один из танкистов, его товарищи поклялись отомстить врагу. В тот же день танк майора Гребенникова смело бросился в атаку на двух «Тигров». Ои с хо
да поджёг один из них, а другой расстрелял из пушки. Экипажи были уничтожены.
За время летних боёв с врагами 70 процентов личного состава части за мужество и отвагу награждены орденами и медалями.
Александр Кравченко уехал обратно на фронт. В его полевой сумке лежат десятки писем от трудя
щихся Краснопресненского района Москвы. Он везёт их своим товарищам. Накануне от’езда тов. Кравченко говорил на собрании работниц Трехгорной мануфактуры им. Дзержинского:
«Товарищи работницы! Слово, которое мы дали вам, выполним. Гор
дое имя «Москва» горит на башнях наших боевых машин. Оно вдохнов
ляет каждого танкиста, зовёт его к подвигам, к беспощадной борьбе с врагом».
А. Северный.
ды получили наиболее широкую известность и всеобщее признание. Как уже известно, академиками избраны 36 человек, а членами
корреспондентами — 53. Все это люди, обогатившие науку перво
классными трупами, отдающие все силы я знания процветанию нашей родины, усилению ее оборонной мощи.
Как подготовка к выборам, так л сами выборы ярко продемонстриро
вали неуклонный рост науки и культуры в советской стране. Это является еще одним свидетельством
того исключительного внимания и той заботы, которые оказывали и оказывают советской науке партия и правительство. И в дни войны для советских ученых созданы все условия для успешной и благотворной работы.
Я уверен, что наше новое пополнение поможет разрешить те гигантские задачи, который- выдвигаются перед нами сегодня, и те, ко
торые в еще большем масштабе будут выдвинуты завтра, когда придется осуществлять грандиоз
ную программу восстановления раз
рушенного немецкими варварами хозяйства.
Мы с огромной радостью встречаем новое пополнение. Я привет
ствую новых академиков и новых членов-корреспондентов. Я призы
ваю их с еще большей энергией двигать вперед науку, с еще большей силой и любовью работать для
фронта, для победы над врагом, для процветания родины.
СЕГОДНЯ В АВИАЦИОННОМ
ИНСТИТУТЕ
Раздался звонок, быстро заполнялись аудитории, и занятия в авиационном институте им. Орджоникидзе начались.
В этом году асе лаборатории пополнились новыми приборами, механизмами я образцами новейшей техники. Аэродинамическая лаборатория закончила установку аэродинамической трубы, применив впер
вые в лабораторией практике вме
сто вентилятора самолётный винт изменяемого шага. В лаборатории самолётоконструкции установлены
новейшие образцы отечественных и зарубежных машин. Лабо
ратория тепловых двигателей также хорошо подготовилась к занятиям и к научно-исследователь
ской работе. И в каждой мелочи сквозит желание коллектива создать наилучшие условия для продуктивной учебы и практических занятий.
Новый состав студентов также полон такой решимости. В институт поступило свыше 12 тысяч заявлений. В числе принятых — 75 процентов комсомольцев, много фронтовиков.
Вот фронтовик-комсомолец тов. Линда, награждённый двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя медалями. Вот Гришаева, добровольно ушедшая в начале войны с первого курса «а фронт, заслужившая три медали. Они, как и все остальные молодые люди, пришли в этот инсти
тут не случайно, а в результате серьезного выбора будущей профессии.
Летом многие из студентов работали в подсобном хозяйстве института и за успешную работу награ
ждены, как студентка Маслиева, значком «Отличник социалистиче
ского соревнования авиационной промышленности». Некоторые полу
чили почётные трамоты МК ВЛКСМ за работу на лесозаготовках.

ПЕРВЫЕ ЧАСЫ

В ШКОЛЕ

За несколько дней до начала занятий ученики, собравшиеся сего
дня в большом зале 273-й мужской школы, рассказывали о железнодо
рожной ветке, проложенной их руками. Поезда повезли но пей лес в районы, освобождённые от нем
цев. Учащиеся старших классов работали на строительстве три месяца. С сознанием хорошо выпол
ненного долга (начинают они новый учебный год.
Теперь их долг — отлично учиться. Эб этом говорит директор школы Л. В. Луцкова. Она знако
мит школьников с новыми задачами мужской школы.
После собрания директор знакомил учеников с их классными ру
ководителями. На первом уроке классные руководители рассказы
вают ученикам о новых правилах поведения. Следующие уроки идут по расписанию.
Сегодня же во всех классах будут происходить выборы классных организаторов. Школьники заключа
ют договоры на социалистическое соревнование.
Организованно, по-деловому начала школа учебный год.
Москва сегодня. У памятника Тимирязеву.
Фото Л. КАСАТКИНОЙ. ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО
УСПЕШНО
Ордена Трудового Краснчго Знамени вагоноремонтный завод «Сварз» добился отличных результатов во Всесоюз
ном социалистическом соревновании предприятий Наркомхоза РСФСР. Завод досрочно выполнил важное задание.
Нарком коммунального хозяйства тов. Макаров премировал руководителей завода и выделил 30.000 рублей для поощрения особо отличившихся рабочих.
ОВОЩНЫЕ
КОНЦЕНТРАТЫ
Завод концентратов, где директором тов. Дорофеев, изготовил первую пар
тию овощных концентратов — супа, щей, борща.
На Кубани. Моряки-артиллеристы отправляются на фронт.
Фото М. АЛЬПЕРТА и Е. ХАЛДЕЯ (ТАСС).
ДЛЯ СПАСЕНИЯ
ЖИЗНИ РАНЕНЫХ
Вчера в Колонном зале Дома союзов состоялось собрание актива доноров столицы. Народный комиссар здравоохранения РСФСР тов. Третьяков сде
лал доклад о донорском движении в дни отечественной войны.
Переливание крови стало одним из самых эффективных средств, с помощью которых советские хирурги со
храняют жизнь и возвращают здоровье раненым бойцам и командирам. В РСФСР насчитываются сотни тысяч доноров. Отлично работают многочисленные станции переливания крови, соз
данные во многих городах страны, в частности московские — при больнице имени Боткина и институте неотложной помощи им. Склифасовского. Передвижная станция, где начальником тов. Ки
селев, за время войны отправила во фронтовые лечебные учреждения 28 ты
сяч литров крови. 205 тысяч литров крови послали на фронт доноры-москвичи.
Горячими аплодисментами встретили участники собрания выступления активистов-доноров — правнучки великого полководца М. И. Кутузова орденоносца Н. А. Скачковой, -орденоносцев Е. И. Бакулиной, Т. В. Малыгиной, М. И. Курочкиной.
Исполнение
восьмой симфонии
Шостаковича
Государственный симфонический оркестр Союза ОСР под управле
нием заслуженного артиста РСФСР Е. Мравинского на-днях приступает
к репетициям нового произведения Дмитрия Шостаковича — это восьмой симфонии.
Первое исполнение симфонии состоится 4 ноября в Большом зале консерватории.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

Витебск, Орша, Могилев, Джанкой

В ночь на 30 сентября наша авиация бомбардировала скопления немецких воинских эшелонов на же
лезнодорожных узлах Витебск, Орша, Могилёв, Джанкой. Наблюдени
ем отмечены прямые попадания бомб в железнодорожные составы и
в военные склады. В результате бомбардировки возникли многочи
сленные пожары, сопровождавшиеся взрывами.
Все наши самолёты вернулись на
свои аэродромы.

Борьба населения Северной Италии

против гитлеровских оккупантов

ЖЕНЕВА, 1. (ТАСС). Швейцарская газета «Газетг де Лозанн» со
общает, что германские войска, находящиеся в Северной Италии, наталкиваются на большие трудности вследствие растущего сопротив
ления итальянских промышленных и транспортных рабочих мероприятиям немцев. Большое число рабочих в городах, расположенных в до
лине реки По, присоединилось к итальянским частям, продолжающим борьбу против германских войск.
Остальные рабочие дезорганизуют транспорт в тылу немецких войск, разрушают _ коммуникацип, совершают вооружённые нападения на не
мецкие патрули, срывают работу предприятий. Газета подчёркивает,
что это сопротивление итальянских рабочих носит массовый характер. Большинство предприятий в доли
не реки По, пишет она, прекратило свою работу ш, несмотря на все старания немцев, не возобновляет
.её. Вследствие этого немецкие военмые снабженческие- организации вынуждены работать в исключительно тяжелых условиях.
По сведениям той же газеты, германское командование и фашистские марионеточные власти пы
таются восстановить фашистскую
милицию, ибо германским войскам приходится воевать против италь
янских частей и они не в силах справиться одновременно с саботажем в тылу. Население, пишет газета, разрушает немецкие коммуникация, уничтожает и портит всё оборудование, которое может оказаться полезным для немцев. Охрана Бреннерского прохода, через который производится переброска во
енных грузов для немецких войск в Италии, возложена на итальянских фашистов-чернорубашечнйков. Трое итальянекпх патриотов, пытавшихся взорвать железнодорожное полотно в райне Больцано, были схвачены и расстреляны чернорубашечниками на центральной площади города. Недавно военным трибуналом в Турине были приговорены к длительному тюремному заключению около 30 рабочих — организаторов забастовок, проводивших среди ра
бочих агитацию против немцев и клики Муссолини.

Обстрел шведского теплохода

немцами

СТОКГОЛЬМ, 1. (ТАСС). Стокгольмские газеты сообщают, что 24 сентября был обстрелян из орудий береговой обороны вблизи немецко
го побережья шведский . теплоход, шедший из Германии в Швецию. Теплоход подвергся обстрелу, несмотря на то, что он придерживал
ся курса, указанного немецкими
властями, и, несмотря на то, что на нём были ясно видны шведский национальный флаг н опознавательные знаки.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Штаб обвинённого командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что действующие на Новой Гвинее войска со
юзников потеснили японцев в районе гавани Финша. Авцация союзников совершила интенсивный налёт на склады военных материалов в районе Уэйвейка. В воздупгном бою сбито 8 и вероятно уничтожено 3 японских самолёта. Все самолеты союзников вернулись на свои базы.
Авиация союзников произвела налёт на остров Манус (острова Адмиралтей
ства), а также на японские позиции на острове Новая Британия.
Тяжёлые и пикирующие бомбардировщики,. а также самолёты-торпедоносцы в сопровождении истребителей атаковали аэродром и артиллерийские по
зиции на острове Бугенвиль. Отмечены прямые попадания в районе склада и артиллерийских позиций. Возникло много пожаров. Сбито два японских самолёта. Авиация союзников потеряла 1 истребитель. Разведывательные само
лёты союзников атаковали японские баржи у острова Шуазель. У острова Бука сбито два и вероятно сбит третий японский истребитель.
Стимсон о потерях
американской армии
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер из Вашинг
тона, военный министр Стимсои заявил вчера на пресс-конференции, что потери американской армии вплоть до 15 сентября включитель
но составили около 85.042 человек, в том числе 10.692 убитыми, 26.666 ранеными, 23.743 пропавшими без вести и 20.451 пленными. В указан
ную общую цифру включены также потери в битве при Салерно, которые составили 3.500 чел.
Новый бюджет
Австралии
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Как передаёт корреспондент агентства Рейтер из Канберры, министр финансов Ав
стралии Джозеф Чпфли представил в палату представителей новый бюджет в сумме 715 млн. фунтов стерлингов. Чифли заявил, что из этой суммы 570 млн. предназнача
ются на военные нужды и 145 мля. фунтов — на остальные расходы. Поступления от налогов намечены в сумме 273 млн., в то время кап доходы из других источников за
проектированы в сумме 39 млн. Остальные 403_ млн. предполагается покрыть за счёт займов.
Выпуск офицерсного
училища в Тегеране
ТЕГЕРАН, 1. (ТАСС). Состоялся двадцать первый выпуск офицерского училища. Выпущено 515 офи
церов, в том числе 182 пехотинца, 98 кавалеристов, 36 артиллеристов, 23 лётчика и другие. Молодых офицеров принял шах Ирана.
ОТОВСЮДУ
* АНГЛИЙСКОЕ министерство авиации сообщает, что в ночь на 30 сентября самолёты английской бомбардировочной авиации совершили ожесточенный налёт на Бохум, в централь
ной части Рурской области. Кроме то
го, были подвергнуты бомбардировке другие об екты в Руре и продолжалось минирование вод противника. Восемь английских бомбардировщиков не вернулись на базы.
* ПО ПОЛУЧЕННЫМ в Женеве сведениям, в департаменте Нор были гильотинированы молодые французы Луи Карон и Роже Крепаж, приговоренные к смертной казни за антигер
манскую деятельность. Старший брат Луи Карона был расстрелян немцами по такому же обвинению.

С

ГЛУБОКОЙ сердечной радостью
встретила вся наша страна Указы Президиума Верховного Сове
та СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда с вруче
нием ордена Ленина и золотой ме
дали «Серп и Молот» Вячеславу Михайловичу. Молотову, Лаврентию Павловичу Берия, Георгию Максимилиановичу Маленкову, Анастасу Ивановичу Микояну, Ивану Тевадросовичу Тевосяну, Павлу Ивано
НА БЕЛОРУССКОЙ
ЗЕМЛЕ
УСПЕШНО продолжая победонос
ное движение вперед, Красная Армия в трех направлениях —- Го
мельском, Могилевском и Витебском, перешла рубежи Белоруссии.
Уже освобождены от немецких захватчиков районные центры и города Хотимск, Тереховка, Мстиславль, Климовичи, Костюковичи, Ветка и Кричев, а также тысячи населенных пунктов.
С величайшей радостью встречает исстрадавшийся белорусский на
род свою освободительницу — Красную Армию. Более двух лет наша родная белорусская земля стонала под тяжелым игом немецко-фашистских захватчиков. Тяже
лую неволю, грабежи ц надругательства претерпели наши люди за вре
мя немецкого господства. Кажется, нет ни одной белорусской семьи, где бы проклятые Немецкие изверти не оставили своего кровавого следа. Каждого немпы обидели, обесчестили, всем причинили горе и страда
ния. Немецкие вандалы и убийцы день за днем истребляли белорусский народ.
В Белоруссии немцы рассчитывали найти безвольных и послушных рабов. Они стремились превратить Белоруссию в немецкую колонию.
Но немцы просчитались. Они не нашли себе здесь в народных массах ни политической одоры для сво
его фашистского «нового порядка», ни послушных рабов для немецких баронов. Они нашли здесь для себя народную ненависть и встретили решительный отпор. От мала до велика поднялся весь белорусский народ -прети» завоевателей-немцев.
Гитлеровская газета «Дейтше альгемейне цейтунг» в мае 1943 г. писала по этому поводу: «Террито
рия, расположенная вдоль верхнего течении Западной Двины. Берези
ны, Припяти и Днепра, окаймлена городами Минск, Пггнск, Гомель, Брянск. Смоленск п Витебск. Здесь свили гнездо большевистские пар
тизанские отряды, -развернувшие в тылу нашей армии ожесточенную борьбу. Многие из них прекрасно вооружены и снабжены радиоаппаратами, автомашина,ми и всевоз
можными в-оениымн материалами. Они ведут ожесточенную борьбу с немецкими оккупационными войсками, угрожая подвозу, железнодорожному движению и нашей восстановительной работе».
Ненависть! — вот чем Ответил белорусский народ немецким йалача.м.
Наместник Гитлера в Белоруссии кровавый палач Вильгельм Кубе признавал, что «в Белоруссии мы не нашли себе позитивных элементов для создания «нового порядка».
Гитлеровский сатрап Кубе оказался прав. Немцы нашли неугаси
мую ненависть и сопротивление, а вскоре сам Кубе испытал иа собственной шкуре эту ненависть народа,. — он был убит партизанами.
Преследуемые Красной Армией немецкие войска вынуждены ухо
дить на запад. Но, уходя, гитлеровские банды в своей бешеной злобе
стараются выместить свои военные неудачи на мирном населении. С
хладнокровием профессиональных убийц гитлеровцы превращают белорусские деревни и города в пе
пелища и развалины. Население утоняют на запад, конвоируя жите
лей впереди своих отступающих войск. Население подвергается без
жалостному истреблению. Кровавые следы повсеместно оставляет за со
бой гитлеровское чудовище. За два года оккупации немцы истребили более миллиона человек населения Белоруссии. Около одного миллиона белоруссов они отправили на каторгу в Германию.
Злодеяния немцев неисчислимы. Но настал час решительной расплаты, и преступникам не мино
вать сурового возмездия. Десятки тысяч замученных и заживо погре
бенных наших братьев и сестер, наших родных и близких зовут к беспощадной мести врагу. Стоны мучеников фашистских застенков несутся по порабощенной белорусской земле. Они взывают о помощи. о спасении их из лап озвере
лых врагов. Близится время оовобождеиия.
Это освобождение белорусскому народу на своих победных знаменах шесет героическая Красная Ар
мия. Настало время расплаты с врагом. Наступили дни, когда сами немцы пожинают в полной мере то, что посеяли. Горит обагренная кровью белорусская земля под но
гами немецких оккупантов. Пламя партизанской войны полыхает из края в край по родной Белоруссии. Седые волны древних рек—Немана и Днепра, Припяти и Березины, густые леса сказочного Полесья и пущи Беловежья и Августова таят в себе несокрушимую силу, несущую смерть фашистским захватчикам. Тысячи, десятки тысяч партизан помогают Красной Армия, ве
дя смертельную борьбу с немцами. Пламя партизанской войны растет изо дня в день. Смерть подстерегает немцев на каждом шагу, и нигде они не могут свободно ни пройти, ни проехать. Всюду их подстерегают партизанская пуля и граната.
Народная партизанская война в тылу у немецких захватчиков сли
вается воедино с оевоболителыгым продвижением Красной Армии. В эти исторические дня, когда вслед за родной сестрой Украиной настало время освобождения от врага и Бе
лоруссии. особо призывно гордо звучат боевые слова пламенного народного трибуна, белорусского поэта Янки Купала, обращенные к белорусским партизанам:
Партизаны, партизаны, Белорусские сыны.
Бейте ворогов поганых,
Режьте зверей окаянных,
Зверей, черных псов войны! За сестер, за братьев милых, За сожженный хлеб и кров Рвите гитлеровцам жилы,
В пущах ройте им могилы. Смерть эа смерть и кровь за
кровь!
Смерть немецким захватчикам, пробравшимся на нашу землю!
Время освобождения наступило. Слушай, родная Белоруссия! Все громче раздаются звуки победного освободительного марша советских войск по бело-русской земле. Хо
тимск и Тереховка, Мстиславль и
Климовичи, Костюковичи и Ветка, Крнчев и С-ветцдовичи — это только первые предвестники восходящего солнца свободы, засиявшего над родной Белоруссией.
На Гомель, Могилев и на Витебск прокладывают путь советские воины, несущие избавление белорусскому народу от немецкого рабства
Слава вам, бойцы Красной Ар
мии, героически сражающиеся за освобождение Белоруссии, за освобождение всей советской земли!
Советской Белоруссия — слава!
И. Кравченко, зам. зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КП(б) Белоруссии.
вичу Коробову и Василию Васильевичу Вахрушеву. «Правда» в пере
довой статье «Славные Герои Социалистического Труда» пишет: «Переданная вчера вечером по ра
дио весть о награждении боевых соратников нашего великого вождя и полководца товарища Сталина,
выдающихся строителей советского государства и большевистской пар
тии, крупнейших государственных деятелей и организаторов социали
стического хозяйства вызвала ог-ромшое удовлетворение у всех советских людей. Этой наградой стра
на отмечает величайшие успехи в области укрепления хозяйственного и военного могущества нашей ро
дины, достигнутые героическим, са
моотверженным трудом советского народа, отдающего все свои силы делу победы над врагом».

П

ЯТЬ лет назад, 1 октября 1938
года, вышло в свет одно из крупнейших произведений совре
менности — «Краткий курс истории БКИ(б)», представляющий собой энциклопедию основных -знаний в области марксизма-ленинизма. Вы
пуск этого классического труда, в котором воплощен гений Сталина, явился выдающимся событием в жизни большевистской партии и всей нашей страны. «Пятилетие «Краткого курса истории ВКП(б)», — указывает «Красная Звезда» в статье Л. Гатовского «Могучее идейное оружие победы», — мы отме
чаем в дни славных побед Красной Армии; Родина вновь обрела Донбасс. Красная Армия, непрерывно
нанося врагу один сокрушительный удар за другим, отбросила его на широком фронте за Днепр. Эти выдающиеся победы наших войск знаменуют собой триумф советского патриотизма, триумф тех идей, которыми насыщен «Краткий курс» Наша Родина непобедима, ибо непобедимо великое, овеянное славой знамя Ленина—Сталина!».

Двигать вперед науку

Телеграммы из-за границы Результаты налетов
на Берлин
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, изучение фотоснимков, произведенных после последнего налёта на Берлин, показа
ло, что за время трёх последних ночных налетов на этот город, произведенных 23 и 31 августа, а так
же 3 сентября, было повреждено около 100 фабрик и промышленных предприятий, в том числе 30 маши
ностроительных и электротехниче
ских заводов. Данные фотос’емки показывают также, что второму по величине газовому заводу в Бер
лине причинён особенно сильный ущерб. Отмечены также попадания в 3 других газовых завода в Берлине.
СПЕКТАКЛИ НАЧИНАЮТСЯ
В 7 ЧАСОВ
Комитет по делам искусств, при СНК СССР установил с 3 октября начало опектаклей во всех театрах Москвы в 7 часов вечера.
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
* СЕГОДНЯ в клубе писателей открывается сессия бюро республикан
ских комиссий, посвященная вопросам художественного перевода с языков народов СССР. С докладами и сооб
щениями выступят: П. Скосырев, П. Антокольский, А. Адалис, Д. Брод
ский, Б. Турганов, М. Зенкевич и др. Сессия продлится шесть дней.
ХРОНИКА КИНО
* ЛЕНИНГРАДСКАЯ объединенная киностудия приступила к съемкам короткометражного фильма «Ленинград
ский комсомол в дни отечественной войны». В фильме будет показана жизнь молодежных фронтовых бригад, подразделений ПВО, ремесленных училищ и школ ФЗО.