Советские патриоты

В марте этого года, когда гитлеровцам вновь удалось временно за
нять г. Харьков, они учинили зверскую расправу с лежавшими в одном из домов больными и ранеными воинами Красной Армии. К зданию под’ехали грузовики, на которых находились команды эсэсовцев. Они оцепили дом и бросили в него несколько зажигатель
ных бомб. Дом загорелся, раненые пытались спастись через окна, но их расстреливали дежуривш но внизу фашисты.
В момент этой зверской расправы врач Г. Джинчверадзе производил сложную операцию. Он собрал вокруг себя группу раненых и запре
тил им показываться в окнах. Через некоторое время немцы, решив, что все больные и раненые сгорели, покинули улицу. Полузадохнувшиеся от дыма больные и раненые стали выпрыгивать из окон. Доктор Джинчверадзе и медсестра Н. Малыкина вынесли на руках на
иболее слабых. Не успели ране ные выбраться из горящего дома, как потолки и стены обрушились. *
Веб время, пока Харьков был оккупирован немцами, доктор Джиичверадзе и медсестра Малыкина тайно лечили раненых. Пережитое в дни фашистского разгула напеки спаяло нерушимой дружбой этих людей.
НА СНИМКЕ: доктор Джинчверадзе, находящийся на излечении лейтенант Сазонов и медсестра Малыкина, вынесшая из горящего здания тяжело раненого Сазонова. Фото и текст А. ИЗБУЦКОГО.

Литературные беседы

и лекции

„Соколиный глаз“ ВЕСЬ день лежит снайпер Сер

гей Пампура на огневой позиции, зорко выискивает врага, засе
кает цели и бьёт без промаха. Он наблюдателен, хладнокровен, рас
чётлив. «Соколиный глаз» — так зовёт его командир. Таким он слы
вёт и среди товарищей. Вечером в блиндаже ждут Пампуру друзья. Они с интересом слушают рассказы опытного снайпера, радуются его боеЕым успехам.
Особенно выросли авторитет и популярность меткого стрелка после того, как он уничтожил немецкого корректировщика, заставив тем самым замолчать и немецкие дальнобойные орудия.
Однажды утром немцы обрушили на наши позиции тяжёлый артиллерийский огонь.
— Дальнобойная! — заметил командир роты. Он знал, что подавить этот огонь может лишь тяжё
лая артиллерия или авиация, и, не медля, позвонил ша командный пункт Одновременно он приказал прислать к нему снайпера. Явился Сергей Пампура.
— Выдвиньтесь вперёд, найдите немецкого корректировщика и уничтожьте его. Предполагаю, что он за
маскировался на северо-восточной опушке рощи «Блин».
— Есть! — сказал Пампура п, пригнувшись, вышел из блиндажа.
Впереди лежала широкая лощина, за нею — высотка. Осмотревшись, он припал к земле и пополз.
— Наверное оттуда удобно наблюдать за лесом, — решил снайпер и двинулся в направлении высотки.
Лощина простреливалась противником, и пробраться через нее было
трудно, но Пампура обладал опытом в хитростью старого разведчика. Одетый в особый маскировочный халат под цвет окружающей местности, Пампура осторожно пробирался в густой траве. Трава шеве
лилась при каждом его движении. И вот случилось то, чего он ждал.
НАЛЕТ
НА ВРАЖЕСКИЙ ОБОЗ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1. (Спец. корр. ТАСС). В боях на Черниговщине отличились три танко
вых экипажа и разведывательный взвод под командованием лейтенанта Леганькова.
Немцы на автомашинах и подводах двигались к реке. Три танка— лейтенанта Шаталина, лейтенанта Проценко и младшего лейтенанта Червиченко — с пят
надцатью разведчиками на броне прорвались в тыл противника. Не ожидая удара, гитлеровцы в этот момент сделали привал, намереваясь расчистить дорогу от своих мин. Наши танки и автоматчики откры
ли по немцам огонь. Вражеские солдаты и офицеры, бросая оружие, кинулись в разные стороны. Несколько гитлеровцев пытались раз
вернуть одпу из своих пушек, но танкисты заметили это и тремя вы
стрелами уничтожили вражеское орудие и его расчет.
Танкисты уничтожили 4 пушки, истребили до ста гитлеровцев, разгромили штаб немецкой части и захватили ценные докумепты. Взяты трофеи: 5 орудий, 8 минометов, 30 пулеметов, 20 автомашин, 50 пово
зок, 15 мотоциклов и 20 велосипедов.
П. Баранников.
Над головой засвистали пули, где-то глухо застрочил пулемёт.
— Заметили, — подумал снайпер. Он обождал немного. Пулемётная
стрельба прекратилась. Только попрежнему гремели разрывы снаря
дов да мины назойливо сверлили воздух. Надо было спешить, ибо от него, снайпера, зависело многое в этой суровой схватке.
Когда на пути встретился рулей, Пампура, сняв халат, вместе с вин
товкой приподнял его над головой и вошёл в воду. Без единого всплеска сн выбрался на противоположный берег.
Наконец Пампура поднялся на высоту. Немецкие траншеи и роща «Блин» были отсюда видны, как на ладони.
Отыскав старый окоп — след весенних боёв, снайпер расположился в нем л стал тщательно осматривать указанный командиром участок. До рощи было метров шестьсот, но, смотря через оптический прибор прицела, можно было подумать, что она находилась совсем рядом. Лес был основательно потрёпан в минувших боях, кроны деревьев поре
дели, и Пампура сразу понял, что корректировщика тут нет. Развед
чик направил об ектнв прицела на отдельно стоявшее- густое дерево.
Наблюдая за ним несколько минут, он ничего не обнаружил. А между тем вражеская артиллерия продолжала греметь, снаряды рвались за лощиной в районе нашей части. Пампура терпеливо ждал, продол
жая вести наблюдение. И вот, когда луч солнца скользнул вдруг до половины дерева, зоркий глаз снайпе
ра уловил среди ветвей короткий блеск.
— Бинокль, — пронеслось в голо ве снайпера. Теперь местоположение врага было определено. Пампура уже держал цель на мушке. Он лишь ждал повторения рокового для врага блеска от стекла бинокля, чтобы нажать на спусковой крючок.
Когда приклад легко толкнул плечо, Пампура увидел, как с дерева что-то упало, отогнув нпжние сучья.
— Ну вот и все,—заключил Пампура. Он был уверен, что враг, си
девший на дереве, убит. Оставалось уточнить — корректировщик ли был это? Еще несколько минут снайпер наблюдал за северо-восточной опушкой рощи «Блин». Сосредоточив
шись на одной мысли, он не заме
тил даже, что выстрелы вражеской артиллерии становились всё реже п реже, и только, когда огонь прекра
тился совсем, понял, что задание он выполнил успешно.
— «Соколиный глаз» победил немецкую «Берту», — смеялись вече
ром в блиндаже. И вместе с другими смеялся снайпер Сергей Пампу
ра, готовый утром снова выйти на охоту за немцами.
Александр Елькин. действующая армия.
В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Союз советских писателей систематически устраивает в различных аудиториях столицы встречи писателей с читателями. В течение летнего периода такие встречи происходили в московских пар
ках культуры и отдыха. Помимо бесед и лекций в лекториях, еженедельно по воскресным дням на центральной эстраде в парке им. Горького и в Зелёном театре в Соколь
никах устраивались вечера на темы «Земля руоская», «Украина», вечера,
посвящённые В. В. Маяковскому и А. М. Горькому. Выступали писате
ли и поэты А. Довженко, В. Лебедев-Кумач, В. Ставский, Л. Кассиль и др.
Особое значение союз писателей придает работе в детских аудиториях. В детских городках Сокольни
ческого и Измайловского парков культуры и отдыха устраивались встречи детей с писателями-фронто
виками, рассказывавшими о своих поездках на фронт и читавшими новые произведения. Писатели принимали участие и в детском кино
фестивале, проводившемся в столице накануне учебного года. В 12 кинотеатрах («Юный зритель», «Победа», «Родина» и др.) перед на
чалом сеансов выступали писатели и поэты Л. Никулин, И. Уткин, А. Жаров, А. Барто, В. Ставский,
Р. Азарх. Всего состоялось 96 таких выступлений.
В ближайшее время состоятся творческие встречи писателей-фронтовиков о профессорско-преподава
тельским составом и студентами вузов. Такие вечера, например, устраиваются в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и в Мо
сковском университете им. Ломоносова.
В связи с предстоящими 100-летнем со дня рождения Глеба Успен
ского н 125-летием со дня рождения И. С. Тургенева бюро пропаганды союза советских писателей органи
зует в госпиталях, воинских частях и рабочих клубах вечера, посвящённые жизни и творчеству этих писателей.
Большие литературные вечера будут устроены также в честь 25-летия ленинско-сталинского комсомола.

Вечера камерной

музыки

ПРОГРАММЫ МОСКОВСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
В концертных программах Московской филармонии в предстоящем се
зоне значительное внимание уделяется камерной музыке. Будут исполняться произведения, написанные для певцов, пианистов и камерных ансамблей — квартета, фортепианного трио и т. д. Основное ме
сто в репертуаре занимает камерное творчество русских композиторов.
На первом вечере камерного цикла, который состоится сегодня в Малом зале консерватории, исполняются вариации на шотланд
скую тему Глинки, восьмой квартет Н. Мясковского, камерные произве
дения Виельгорского, Трутовского, Жилина, Титова, Ляпунова, Даргомыжского, Стравинского, патетическое трио Глинки.
В дальнейших концертах будет представлено камерное творчество Бетховена, Мусоргского, Рахманино
ва. В ноябре исполняются камерные произведения Бородина (к 110-летию со дня рождения) и Чайковского (к 50-летшо со дня смерти).
В этом же сезоне посетители камерных концертов услышат выступления фортепианного трио в составе Л. Оборина, Д. Ойотраха и С. Кну
шевицкого. квартета им. Бетховена, в программе которого—многие новые сочинения советских авторов и редко исполняемые произведения русской классической камерной музыки.

КОНКУРС

КОНЦЕРТНЫХ

ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

СПЕКТАКЛИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО

ДЕТСКОГО ТЕАТРА

Вчера в Москву вернулся коллектив Центрального детского театра, находившийся два года в Кузбас
се. За это время театр дал для взрослых и детей свыше тысячи
спектаклей и концертов. Артисты
систематически оказывали помощь коллективам художественной само деятельности.
В Кузбассе были возобновлены спектакли: «Сказки» Маршака, «20 лет спустя» Светлова, «Проделки Скапена» Мольера, «Воспитанница» Островского и др. Кроме того театр показал пять новых постано
вок: «Русские люди» Симонова, «Любовь Яровая» Тренева, «День
живых» Бруштейн, «Шутники» Островского, «Роковой час» Одетса и эстрадную программу для детей.
В ближайшее время театр возоб
новит свою работу в Москве.
АРТИСТЫ ТЕАТРА им. С. М. КИРОВА В ЛЕНИНГРАДЕ
В Ленинград приехала бригада артистов Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, находящегося в гор. Молотове. В составе бригады 11 человек: народный артист РСФСР П. М. Журавленко, за
служенный деятель искусств Е. В. Вольф-Израель, заслуженный артист РСФСР Б. В. Шавров и др. По пути в Ленинград бригада дала несколько концертов для бойцов и офицеров Вол
ховского фронта. В Ленинграде бригада пробудет две недели и выступит е концертами в частях Ленинградского Фронта и у моряков Балтийского флота.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
* БЕЛОРУССКИЙ композитор А. Клумов написал для симфонического ор
кестра увертюру, названную им «Бела
русь». Сейчас композитор заканчивает работу над новым симфоническим произведением для оркестра.
* ВЕЧЕР русской сказки, песни и пляски состоится 4 октября в Большом
зале Дома актера. В вечере примут участие народные артисты РСФСР Е. Д. Турчанинова и Д. Н. Орлов, солисты Большого театра Союза СОР, Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И- Немировича-Данченко, Всесоюзного радиокомитета.
28 ПРЕМИЙ
Управление по делам искусств при СНК РСФСР объявляет республиканский конкурс концертных исполнителей. Задача конкурса — выявить новые кадры молодых квалифицированных исполнителей — вокалистов, чтецов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, баянистов и др.
Конкурс проводится в три тура. Первый отборочный тур будет про
ходить в областях, краях и автономных республиках с 15 по 20 ноября 1943 года. Второй и третий, заключительный, туры состоятся в Свердловске , о 10 по 25 декабря.
Для организации и проведения конкурса в Москве создан республиканский оргкомитет.
Для участников конкурса установлено 2S премий, из них семь первых по 5.000 рублей, восемь вто
рых по 3.000 рублей и тринадцать третьих по 2.000 рублей.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

* «СТИХОТВОРЕНИЯ 1941—1943 ГО ДА» эстонского поэта Иоганнеса Барбаруса в переводах Д. Кедрина, М. Пет
ровых, П. Антокольского, В. Казина, Л. Шнфферса и др. выпустил Гослит
издат. В сборник вошли циклы стихов «На эстонской земле», «Звериный лик фашизма», «Мобилизация муз», «Партия кует победу». (Тираж 10.000 экз., стр. 32, цена 1 р. 25 коп.).
Театральная студия московского Дома пионеров готовит к XXV го
довщине ВЛКСМ пьесу Каверина «Большие надежды». На снимке: репетиция пьесы; впереди — школьники Н. Унтилова и А. Коршунов.
Фото С. ЛАРИЧЕВА.
КОНЦЕРТЫ
В КОЛОННОМ ЗАЛЕ
В концертах Всесоюзного радиокомитета в Колонном зале Дома союзов примет участив ансамбль песни
ВРК под руководством композитора Б. Александрова. Главный хормейстер ансамбля — И. Кувыкин.
Созданный год с лишним назад, ансамбль этот в прошлом сезоне ча
сто выступал в Колонном зале. В
его концертах принимали участие выдающиеся советские певцы, в том
числе народный артист СССР И. Козловский, который будет выступать и в предстоящих концертах ансамбля с исполнением народных песен.
В репертуаре ансамбля песни — несколько концертных программ, со
стоящих из русских народных песен и произведений советских авторов. В свое время ансамбль явился активным пропагандистом многих песен советских композиторов, завоевавших затем огромную популяр
ность, как, например, песни лауреата Сталинской премии В. Соловьёва- Седого «Вечер на рейде» и других.
Среди новых советских вокальных сочинений, исполняемых ансамблем в ближайших концертах, — «Песня Тараса» В. Белого, «Заветный ка
мень» и «Песня о Сталинграде» Б. Мокроусова, «Ильмень-озеро» М. Коваля.
В программе, посвящённой русской народной песне, исполняются такие произведения народного творчества, как «Жигули», «Вечерний звон», «Не велят Маше», «Жили двенадцать разбойников», «У ворот, ворот» и т. д.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Витебск, Орша, Могилев, Джанкой

и на аэродромы противника

В ночь на 1 октября наша авиация бомбардировала немецкие воин
ские эшелоны на железнодорожных узлах Витебск, Орша, Могилев, Джанкой. Разрывы бомб наблюда
лись на железнодорожных путях, в жестах стоянки вагонов с боеприпа
сами и военной техникой, цистерн с горючим и паровозов. Возникли по
жары и произошло несколько взрывов большой силы.
В ту же ночь наша авиация произвела налёты на аэродромы противника, на которых было установ
лено скопление немецких самолётов. В результате бомбардировки уничто
жено и повреждено значительное число самолётов противника. На одном из аэродромов прямым попаданием бомбы подожжён крупный склад горючего.
Два наших самолёта не вернулись
на свои базы.

Положение в Италии

ЖЕНЕВА, 2. (ТАСС). Гитлербвское агентство — германское ин
формационное бюро опубликовало 30 сентября (т. е. до занятия войсками союзников Неаполя) сообщение о том, что в Неаполе имели место крупные антигерманские вы
ступления населения. В сообщении
указывается, что с тех пор, как англичане и американцы высадили десант в Салернском заливе, «враждебные элементы нарушали поря
док и спокойствие в Неаполе и мешали германским войскам в их борьбе против англо-американских войск». В городе совершались ночные нападения на немецкие транспорты и немецких солдат. Итальянцы окопались на улицах, построили баррикады и другие загражде
ния. Немецким войскам, говорится в сообщении, пришлось вести про
тив этих итальянцев настоящие атаки.

Репрессии гитлеровцев против

итальянских солдат в Греции

НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ТЕАТРЫ СССР
Москва сегодня. У кинотеатра хроникальных фильмов «Новости дня». Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
ДОКЛАДЫ В ВТО
Национальные театры в дни отечественной войны показали много новых постановок: грузин
ские театры — пьесу Л. Готуа «Царь Ираклий», рисующую осво
бодительную борьбу грузинскою народа против иноземных захватчиков, Татарский оперный театр в Казани — оперу «Эльдар» Н. Жиганова, посвящённую отечественной войне. На сцене Армянского
театра оперы и балета в Ереване ставят оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Данси» Палиашвили,
«Кер-оглы» Гаджибекова. Чувашский театр драмы показал «Отеллои т. д.
Изучением работы национальных театров СССР в дни отечественной войны и их истории занимается специальный кабинет, созданный во Всероссийском театральном общест
ве. На заседаниях кабинета уже были заслушаны доклады о спектаклях, осуществлённых в национальных театрах Узбекистана, Ка
захстана, Киргизии, Туркмении, Грузии, Армении, Татарии, Дагесга на и др.
СТАМБУЛ, 2. (ТАСС). По сведениям, полученным из Греции, гит
леровские оккупационные власти совместно с командующим 11-й итальянской армией и итальянским комендантом Афин, оставшимися на стороне немцев, осуществляют суровые репрессии против итальянских солдат, отказывающихся вы
полнять приказы германского командования. В Афинах казнено много итальянских офицеров. Издаю
щаяся в Афинах гнтлеровокая газе
та «Дейче нахрихтен ин Грихенланд» опубликовала приказ коман
дующего германскими оккупационными войсками, обязывающий лиц, в квартирах которых проживают итальянские военнослужащие, сооб
щить об этом в течение 3 дней в ближайшую немецкую комендатуру. Этим приказом грекам категориче
ски воспрещено предоставлять итальянским военнослужащим убе
жище или сдавать им квартиры. Виновные в нарушении этого требо
вания, говорится в приказе, будут подвергаться тюремному заключению.

Наступление Красной Армии

порождает острую тревогу в Румынии

СТОКГОЛЬМ, 2. (ТАСС). Шведская газета «Стокгольме тиднинген», ссылаясь на швейцарскую «Базлер нахрихтен», сообщает, что тревога в Румынии, порождённая наступлени
ем русских войск, усиливается с каждым днём. За последнее время состоялось несколько чрезвычайных
совещаний военных властей. Произведено большое число арестов, которые ставятся в связь с тем, что полиция напала на след широкой организации, целью которой являет
ся свержение правительства Антэнеску.

Бесчинства гитлеровских оккупантов

во Франции

ЖЕНЕВА, 2. (ТАСС). Как сообщает швейцарская газета «Журналь де Женев», в департаменте Верхняя Савойя во Франции немецкие сол
даты проводят систематическую охоту на людей, гестаповцы органи
зуют засады в семьях французских офицеров, которых они ищут. Целые кварталы окружаются, и всякое сообщение на улицах прекращается до тех пор, пока производятся обыски в домах.
В Клермон-Ферране немцы нашли большое количество гражданской одежды, предназначавшейся для скрывающихся французских офице
ров. Когда немцы пытались увезти эту одежду, в вагоне с одеждой вспыхнул пожар, и вся одежда была уничтожена. В связи с этим бы
ло арестовано много французских железнодорожников
СТОКГОЛЬМ, 2. (ТАСС). Шведская газета «Стокгольме тиднингенпишет, что, по сведениям, полученным в Берне, оккупационные власти во Франции в связи с ослаблением германских гарнизонов на
сильственно мобилизуют 16-летних французских мальчиков и зачисляют их в части, несущие охрану железных дорог, мостов и проч.

Стойкость ОРУДИЙНЫЙ грохот сливался в

сплошной гул. Артиллеристы батарей гвардии капитанов Срывкова и Горелова работали у орудий с неослабевавшим напряжением. Сот
ни снарядов выпустили они в этот день по вражеским укреплениям.
— Немцы контратакуют нашу пехоту, — передал наблюдатель.
— Усилить наблюдение за лощиной, — приказал гвардии капитан Горелов, — следить за немецкими танками.
Лощина вела к траншеям, которые были отбиты у врага бойцами подразделения гвардии лейтенанта Че
репанова. Вскоре, переваливаясь с боку на бок, в лощине показалась немецкая самоходная пушка.
— «Фердинанд»! — крикнул наблюдатель-корректировщик.
— Орудию гвардии сержанта Шеболтаса, — приказал офицер От
ливщиков, — приготовиться к стрельбе по отдельной цели.
«Фердинанд» подошёл ещё ближе и остановился. Наводчик орудия Кайчубаев, поставив точный прицел, доложил:
— Готово!

ПАРТИЗАНСКАЯ ЗАСАДА

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 1. (Спец. корр. ТАСС). Группа ленин
градских партизан численностью в 10 человек под командованием тов. Е. устроила засаду на большаке, по хсторому часто курсируют немец
кие автомашины. Вскоре показался мотоцикл, а за ним легковая машина. В ней ехали 6 высших офице
ров германской армии. Начальство сопровождали две грузовые машины о солдатами.
Пропустив мотоциклиста, партизаны открыли дружный огонь из
пулемета и автоматов по легковой машине. Первыми же выстрелами были убиты генерал и три офицера. Другие три офицера были тяжело ранены. Когда немецкая охрана, открыв стрельбу, ринулась к кустар
нику, было уже поздно. Партизаны успели скрыться, не потеряв ни одного человека.

Встречи

у экрана

О

Н участвовал в походах Чапаев
ской дивизии, в боях за Перекоп, его видели на первых субботниках, на стройках сталинских пятиле
ток, в колхозах, на исторических с’ездах, в далёких экспедициях. Он упорно и последовательно запечат
левал на киноплёнке жизнь своей родины в горячпе дни строительных будней и в торжественные дни празд
ников на славной Красной площади, бурлящей многотысячными колонна
ми демонстрантов. А когда стране угрожал враг, человек с киноаппа
ратом становился воином. В жестокие морозы, согревая кинокамеру своим телом, он снимал в снегах Севера штурм линии Ма.ннергейма.
В дни великой отечественной
войны человека с киноаппаратом видела Красная площадь в суровый и торжественный день 7 ноября 1941 года, видели защитники Одессы и Севастополя, бойцы города Ленина и герои Сталинграда. Он шёл в рядах дивизий, штурмовав
ших и освобождавших от немецких оккупантов Орёл и Харьков, Та
ганрог и Сталино. Вместе с парти
занами человек с киноаппаратом сражается в глубоком тылу врага.
Он самоотверженно выполняет свой долг.
На-днях вернулся из Крыма кинооператор Запорожский, снимавший боевые дела крымских партизан. Он рассказывает, как взволнованы были партизаны прибытием кинооператора. Они знают: родина всег
да помнит и любит их. Но вот родина хочет видеть их, посмо
треть на своих дорогих сынов, дерущихся в самом логове зверя, всенародно прославить их под
виги. «Большая земля» присылает к народным мстителям кинооператора, и через тысячи километ
ров эпизоды их борьбы переносятся на экраны страны.
Каждые пять дней во все самые отдалённые уголки СССР отправляются свежие номера киножурнала. Онп попадают к рабочим Урала, к колхозникам далёких сибирских деревень, к зимовщикам Севера, рыбакам Каспия, жителям горных селений Грузии. И вот гаснет свет в зале городского кино
театра, в маленькой сельской избечнтальне, в бревенчатом клубе далёкой зимовки, и на экране возникают героические эпизоды боёв Красной Армии с немецкими захватчиками. Затаив дыхание, смот
рят зрители, как дерутся с врагом советские воины, партизаны и пар
тизанки. И здесь же, у экранов, происходят необычайные встречи.
Многие видят на экране своих близких, родных — отца илн мужа, брата или сына.
Много писем о радостных встречах с родными у экрана приходит на Центральную студию кинохро
ники. Вот из города Горького врач Еремеева по поручению всей семьи благодарит кинооператора, кото
рый доставил столько счастья семье, «засняв на фронте вашего люби
мого сына, дорогого брата и близкого друга. За это время в семье
было много пережито. Мы знали, что не скоро увидим нашего род
ного Ваню, он нужен на фронте. И вдруг видим его на экране таким,
каким провожали в армию. С каким волнением и гордостью смотрели мы, как сержант гвардии, наш Ваня, и его товарищ под огн&м про
тивника быстро налаживают связь через реку. И как приятно роди
тельскому сердцу было слышать слова диктора о том, что Ваня — один из лучших бойцов Воронежского фронта».
«Дорогой товарищ оператор, — пишет сержант Сергей Сурман. — Я из Ленинграда выехал неожидан
но, не уопев проститься с родньгми, друзьями и подругой. От них не имею ни слова. Тяжело без вестей от них. И вот . вчера я смотрел в «Динамо» фильм «Ленинград в борьбе». Очень хорошая картина. Товарищ оператор! Когда диктор говорит «Ленинград провожал своих бойцов», — на экране показа
ны две женщины, прощающиеся с мужчиной. Это — моя подруга (сле
ва) и знакомые. Очень прошу вас, милый товарищ, прислать мне эту фотографию».
Война разбросала, разлучила целые семьи, друзей. Но вот в Н-скую авиачасть прибывает «Союзкиножурнал» № 28. «Я увидел в этом журнале, — пишет офицер А. Соколов,—своего лучшего друга, о котором давно ничего не знал. Он за
снят в эпизоде, рассказывающем о дальних бомбардировщиках».
А а далёком Буйнакске во время киносеанса зрители вдруг слышат радостный возглас женщины. На экране в одной из частей Западного фронта зачитывается приказ товарища Сталина. В строю слушающих приказ женщина узнала свое
го мужа, Штепу Ивана Семёновича, из города Запорожья. «Прошу вас сообщить, где и когда вы его сняли, — спрашивает жена у опера
тора, — ибо моего адреса он сейчас не знает»...
Вот ещё одно письмо — из Сызрани: «Недавно шла у нас кинокартина «День войны». Мы эту кар
тину просмотрели несколько раз, так как в ней участвует наш брат — Соловьёв Михаил Николаевич,
краснофлотец Черноморского флота, участник героической обороны Севастополя. Наш любимый брат показан в тот момент, когда сева
стопольцы идут в атаку на врага. Михаил идёт первым с винтовкой в руках.
Он перестал нам писать после временного оставления нашими войсками Севастополя. И мы, его сестры — Клавдия, Антонина и Ли
дия — и братья, находящиеся на фронтах отечественной войны,—Николай и Петр — этой картины никогда не забудем, так как она по
казала нам образ героя — нашего брата».
...На Калининском фронте оператор Панов снимал бой за Н-скую высоту. Он запечатлел подвиг бойца Михаила Уварова, весёлого парень
ка из Тулы, ставшего храбрым и мужественным бойцом. Уваров ворвался в блиндаж, в рукопашном бою уничтожил нескольких немцев, заставил замолчать фашистского пулемётчика.
Но во время второй атаки оператору Панову пришлось стать свидетелем гибели отважного бойца. Вражеский автоматчик смертельно ранил его. На поле боя оператор на
ходился рядом с умирающим. «А в Туле увидят нашу атаку?» — спросил Уваров.
Не только родные и друзья в Туле увидят, как сражался с вра
гом, не щадя своей жизни, рядовой Михаил Уваров. Это увидит вся страна, весь советский народ, ибо везде, в самых отдалённых уголках СССР, экран рассказывает народу о бессмертных подвигах его великих сынов.
Р. Григорьев.
Над головой прошумели снаряды крупного калибра. Отливщиков, напряжённо следя за разрывами снарядов, давал поправки.
— Горит... — сказали на наблюдательном пункте.
«Фердинанд» горел...
Вскоре показались пять вражеских танков. Наступило время действовать бронебойщикам.
— По ведущему танку залпом — пли! — скомандовал командир отде
ления гвардии сержант Куренков. Чётко работали расчёты противотан
ковых . ружей Соколова и Князева. Залповым огнём отделение Куренкова подожгло два немецких танка. Остальные три, не решившись итти дальше, скрылись на большой скорости.
Отделению было приказано занять позиции перед лощиной, между окатами двух высот. Это было танкоопасное место. Куренков хорошо по
нимал важность своего рубежа. Он расположил противотанковые ружья так, что противнику трудно было их заметить.
Семь вражеских танков двинулись на бронебойщиков прямо в лоб. Когда они приблизились метров на 350, Куренков приказал открыть огонь. Сам он бил по ведущему танку. После нескольких выстрелов машина остановилась и загорелась. Бронебойщики Кутиков и Воронин тоже подбили один танк, остальные повернули назад.
Жаркий бой разгорелся в это время в расположении советских пехо
тинцев. Немцам удалось проникнуть в наши траншеи. Узнав об этом, гвардии лейтенант Черепанов прика
зал красноармейцу Мащенко взять о собой двух бойцов и итти навстречу врагу.
Мащенко, гвардии красноармеец Жнволуков и парторг роты Нога, вооружившись гранатами и автомата
ми, побежали туда, где уже шла стрельба. Гитлеровцы лезли напролом. Расстреляв все патроны, Мащенко, Нога и Живолуков стали забрасывать немцев ручными граната
ми. Три героя-гвардейца истребили 42 фашиста.
Когда закончился бой и на поле сражения немного стихло, командир части спросил по телефону Черепанова:
— Как дела?
— Контратака отбита. Гранат не мешало бы подбавить, — возбужденно докладывал Черепанов.
— Гранаты будут, — сказал командир. — Крепко держите рубеж.
— Удержим! — уверенно ответил советский офицер. — Стоим крепив и снова готовы бить врага.
Гвардии старший лейтенант В. Устименко.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Телеграммы из-за границы „Песня

Тараса“

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ