В наступлении

1. Маневр
У одного населённого пункта Н-ский стрелковый полк встретил сильное сопротивление. И большая плотность огня, и данные разведки говорили об одном: впереди нахо
дилась крупная немецкая часть. Атаковать село в лоб было немыслимо — это стоило бы полку боль
ших жертз. Справа и слева от села прост иралась открытая степь, и об
ходное движение могло быть сразу
обнаружено противником. А ждать, наступления темноты значило упустить время. Тогда старший лейте
нант Кузованов предложил свой план.
Полк завязал сильный огневой бой с противником, отвлекая на себя его внимание. Тем временем под
разделение Кузованова начало скрытно выдвигаться вправо. Бойцы по-пластунски быстро двигались среди высокой степной травы. Вме
сте со стрелками ползли, таша на себе своё оружие, минометчики и пулеметчики. Только лёгкий шелест и покачивание сухой травы вы
давали передвижение батальона. Всё внимание немцев было обращено в другую сторону, отсюда же они
меньше всего ждали удара. Степь издали казалась совершенно безлюдной.
Когда всё подразделение сосредоточилось на фланге противника, почти у самого села, Кузованов по це
почке передал команду открыть огонь. Сразу ударили все миномёты и пулемёты. Ожила степь. Бойцы поднялись во весь рост и пошли в атаку.
Первым вместе со своим отделением ворвался в село старший сержант Соколклн. Рядом бесстрашно действовал силач Теплюк. В руко
пашной схватке он одни истребил семерых гитлеровцев. Смело сокрушали врага и другие бойцы. Совер
шенно неожиданный огневой вал и последовавшая почти одновременно атака ошеломили противника. Нем
цы в панике заметались по селу, пытались было перестроить оборону, но ничего не успели сделать.
Подразделение Кузованова уже вело бой в селе. Ему на помощь ринулись другие. Противник потерпел полное поражение.
2. Минометчики успели во-время
Бой на одном водном рубеже был необычайно упорным. Немцы соз
дали на реке промежуточный рубеж обороны и рассчитывали на несколько дней задержать здесь продвижение наших наступающих частей. Эти надежды, однако, не оп
равдались. Бойцы Н-ской части форсировали реку и, взлома® немец
кую оборону, продолжали отбрасывать противника дальше на запад.
Мосты через реку немцы успели взорвать, и наша артиллерия задер
жалась на восточном берегу. В это время пехоте понадобилась немед
ленная помощь миномётчиков. Пон
тонеры еще наводили переправу, когда начальник штаба Н-ского ми
номётного полка старший лейтенант Михайлов получил об этом сообщение.
Медлить нельзя было ни минуты, и Михайлов решил организовать пе
реправу вплавь. Миномётчики сразу же двинулись к реке. Бойцы с ло
шадьми вошли в студеную воду и начали вплавь перебираться на дру
гую сторону. Одновременно они тянули за собой канаты. Концы их были закреплены на противоположных берегах, и по ним миномётчики начали перетаскивать материальную часть и боеприпасы. Иногда мино
мёт или ящик с минами срывались в реку. Тогда бойцы, не задумы
ваясь, бросались в холодную воду и, придерживаясь за канат, вытаскивали со дна затонувшее оружие
Вскоре весь полк переправился на другую сторону. Миномётные бата
реи вступили в бой и обеспечили продвижение пехоты. Их помощь успела притти во-время.
И. Лапоногов,
спец. корр. ТАСС.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4.

Партизаны мстят

немецким оккупантам

Д

ОБЛЕСТНАЯ Красная Армия
продвигается на запад, километр за километром очищая нашу землю от подлого врага.
Советские воины вступили на территорию многострадальной Бело
руссии. Больше двух лет стонет под немецким игом белорусский на
род. Смерть и опустошение сеют питлеровцы на каждом своем шагу.
В деревне Боровые, Видзовского района, гитлеровцы после грабежа
и избиения населения согнали в сарай и расстреляли свыше 200 крестьян. Все 60 домов деревни и надворные постройки немцы сожтли. В деревне Пруссы фашистские бандиты убили такое же количество белоруссов.
Гитлеровские изверги не останавливаются и перед убийством детей. По улице деревни Полица проезжа
ла группа немцев. Двенадцатилет
тгай Николай Круглихин, увлекшись своей игрой, не поклонился немец
кому офицеру. Гитлеровец скосил
плаза в сторону ребёнка и отдал какое-то приказание. Колю поставили к забору. К нему подскочил немец с фотоаппаратом. Мальчик недоуменно смотрел на фашиста, думая, что его хотят сфотографиро
вать. Но не для этого поставили к забору белорусского мальчика дву
ногие шакалы. Они решили его убить, и фотограф спешил запечатлеть этот чудовищный акт. Неожи
данно Коля увидел наведённый на него через штатив фотоаппарата автомат. Не успел он вскрикнуть, как .раздалась короткая очередь, и окровавленный мальчик распластался возле забора. Перепуганные выстрелами товарищи Коли — Шура, Т2 лет, и Павел, 14 лет,—бросились бежать, но немецкпе звери открыли по ним огонь из автоматов. Так палачи убили трёх невинных мальчиков.
Мирно жила и растила своих детей простая белорусская женщина Ольга Семёновна Смирнова. За доброту её любили все жители де
ревни Гырстка. Но вот в деревню пришли немцы. Бандиты вломились в дом Смирновой и без допроса повели её на улицу для расправы. Солдаты уже готовили виселицу. Офицер приказал согнать к месту казии всех крестьян, а впереди них Поставить двух малолетних детей и старика — отца Смирновой. Плакали деш, плакал отец, вытирали горькие слёзы крестьянки. Палачи бездушно и хладпокровно делали своё гнусное дело. Ольга Семёжовна не просила пощады. Она умерла стойко, призвав перед смертью крестьян отомстить гитлеровским извергам.
Голос Смирновой и десятков тысяч других замученных немцами
советских людей разносится по всей Белоруссии, поднимая патриотов на всенародную борьбу с оккупантами. В грозную силу выросли многочисленные партизанские отряды Белоруссии.
Беспощадно мстить немцам поклялся белорусскому народу коман
дир партизанского отряда тов. П. Как-то разведчики донесли ему, что в местечке К. гитлеровцы располо
жили гарнизон численностью до 400 человек. Командир принял решение уничтожить оккупантов. Скрытно
подкравшись к местечку, партизаны завязали короткий, но ожесточён
ный бой с немцами. В этом бою было истреблено 300 гитлеровцев.
Под сокрушительными ударами Красной Армии немецкие полчища откатываются на запад. Народные мстители «устраивают засады на путях отступления немецко-фашистских войск, разрушают их комму
никации, уничтожают воинские эшелоны, громят вражеские гарнизоны.
За последние дни партизаны тов. Ф., действующие в Витебской области, пустили под откос 4 эшело
на. Разбито 4 паровоза, 22 классных и 10 товарных вагонов с живой си
лой и 23 вагона с воинскими грузами. На грунтовых дорогах взорвано 7 автомашин, 6 повозок и пушка,
В боях и в результате крушения эшелонов убито 309 немецких солдат и 65 полицейских.
Отряд имени Сталина, которым командует тов. 0., пустил под откос 18 эшелонов. Разбито 18 паровозов и больше 200 вагонов с вооруже
нием, боеприпасами и продовольствием. Убито 382 немецких солдата и офицера. Отряд тов. А., действую
щий в Минской области, пустил под откос 10 воинских эшелонов.
По всем дорогам отступления немецких орд полыхают об’ятые пламенем города и сёла, хутора и местечки. Фашистский зверь старает
ся не оставить после себа ничего живого и с ещё большей злобой чинит расправу над жирным населением.
Месть! Беспощадная месть немецким варварам! Не дать уйти без возмездия с белорусской земли ни одному гитлеровцу — такова клятва партизан Белоруссии.
Гвардии майор Г. Сафонов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Конкурс

на одноактную пьесу

ВО ВСЕСОЮЗНОМ ДОМЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Закончился конкурс на одноактную пьесу для театральных коллективов художественной самодеятельности, проведенный Всесоюзным до
мом народного творчества имени Н. К. Крупской вместе с отделом
художественной самодеятельности Комитета по делам искусств при СНК СССР.
На конкурс поступило свыше 40 пьес. Жюри конкурса, рассмотрев пьесы, пришло к заключению, что ни одна из представленных работ не заслуживает первой премии.
Вторая премия в размере 7.000 рублей присуждена пьесе К. Паус
товского «Северянка», написанной по мотивам его известного рассказа «Кружевница Настя».
Третья премия в размере 4 000 руб. присуждена цьесе А. Мариенгофа «Наша девушка» — о героизме ленинградской девушки-партизанки.
Кроме того жюри отобрало несколько пьес для опубликования в печати.
18 октября во Всесоюзном доме народного творчества состоится со
вещание драматургов и театральных
критиков, посвящённое обсуждению итогов конкурса и очередным задачам в области репертуара для театральных коллективов художественной самодеятельности.
ВЕЧЕР
ТАТАРСКОГО ИСКУССТВА
В Октябрьском зале Дома союзов 8 октября Московская филармония устраивает вечер, посвящённый та
тарскому искусству. Вступительное слово скажет татарский поэт Ахмет Ерикеев. В программе концерта — произведения татарских композито
ров Жиганова, Файзи, Музафарова, Хабибулина, Сайдашева, Яхина.
На вечере выступят певцы Рабига Бурнашова (сопрано), Сунгат
Джалялетдинов (тенор), скрипач Каюм Байбуров, пианист и композитор Рустем Яхин.
Будут исполнены фрагменты ifc опер «Ирек» и «Алтынчэч» Жига
нова, арии из оперы «Наемщик» Сайдашева, отрывки из музыкальной драмы Файзи «Ташкшнлар» и татарские народные песни «Кара урман». «Дисэнэ», «Уэл», «Хаваларда», «Иолдыз», «Бибкэн» ж другие.
НОВЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ
Государственный литературный музей приобрёл у художника Т. О. Анисимо
вой картину «Красная площадь зимой 1941 года». На переднем плане картины — памятник Минину и Пожарскому,
слева — стены Кремля и мавзолей В. Й. Ленина. В конце площади в мо
розной дымке вырисовывается здание Исторического музея. По заснеженной п лошади — от Москворецкого моста
по направлению & улице Горького —- движутся танки.
Музеем приобретена также большая коллекция портретов писателей — лауреатов Сталинской премии.
Вчера во второй раз в Государственном ордена Ленина академиче
ском Большом театре Союза ССР была показана опера М. И. Глин
ки «Иван Сусанин». Спектакль прошел с большим успехом.
Фото А. ГАРАНИНА.

В Московской консерватории

УЧЕБНЫЙ ГОД
НАЧАЛСЯ
В крупнейшем музыкальном вузе страны — Московской консерватории — шумно и оживлённо. Начал
ся новый учебный год, 78-й год со дня основания консерватории.
С первого же дня начались систематические занятия. К учёбе приступили студенты всех курсов и факультетов.
В этом году коллектив учащихся консерватории, насчитывающий более 600 человек, должен пополнить
ся 150 студентами нового приёма. Приёмные испытания начались ещё в начале сентября, и значительная группа уже зачислена в состав студентов консерватории.
По словам декана вокального факультета А. Железнова, общий уровень музыкальной подготовки и вокальные данные большинства но
вых сгудентов-вокалистов вполне удовлетворяют строгим требованиям приёмной комиссии.
Среди молодых певцов, принятых в консерваторию, можно отметить В. Вавру, Н. Коспцину, казаха В. Дасымжанова. Обладатель прекрас
ного ^баритона, В. Вавра учился в Ленинграде, выступал в Свердлов
ском театре оперетты. Н. Коспцина — лирическое сопрано, окончила Краснодарское музыкальное училище и была направлена затем в Мос
ковскую консерваторию. В. Дасымжанов — солист ансамбля noipa‘ личных войск НКВД.
На приёмных испытаниях выделились также скрипачка О. Николь
ская, пианист Г. Сальников и др. Многих молодых пианистов, скрипа
чей, духовиков подготовили для консерватории музыкальное училище консерватории и Центральная музыкальная школа.
В этом году при консерватории организуется подготовительное отделение.
Педагогический персонал консерватории пополнился в текущем учеб
ном году такими авторитетными музыкантами, как, например, лауреаты Сталинской премии А. Нежданова и В. Софроницкий.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
* КОМПОЗИТОР Н. Макарова закончила работу над вокальным циклом для баса с оркестром на слова поэта А. Коваленкова «В дни войны». Ею написана также новая песня под названием «Песня кировцев».

В. Я. Шишков

К 70-летию со дня рождения
Действующая армия. Миномётчики части, которой командует капитан Тищенко, истребили много гитлеровцев. На снимке: расчёт сержан
та И. Дехтярева. уничтоживший в последних боях орудие с прислу
гой, взвод пехоты и пять пулеметных точек противника.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
B. Я. ШИШКОВ — один из тех современных писа
телей, кому, прежде чем взяться за перо, пришлось жить и работать ещё в старое, дореволюционное время ореди различных слоев населе
ния и народов, ^населяющих леоб’- ятные просторы нашей родины. Бы
ли тут и землеробы, и рабочие, и промышленники, и купцы, и кочевые звероловы, охотники за пушниной, золотоискатели, осыльно-поселенцы.
Сибирь Шишков исколесил вдоль и поперёк — от тундр Тунгуски до Монголии и от далёкого ^Якутска до Урала. Скитаягия будущего писате
ля связаны были с ответственной и трудной работой, требовавшей в ус
ловиях нетронутой, первобытной природы немало мужества, стойкости, находчивости. Возглавляя из
года в год на протяжении 20 лет экспедиции по изысканию путей со
общения, Вячеслав Яковлевич всл
обследования могучих сибирских рек, пробирался через таёжные про
странства, переваливал через горные хребты. Жизнь изыскателей была полна суровых лишений. В 1911 году участников экспедиции Шиш
кова захватили на Нижней “Тунгуе- ке ранние морозы. «Шитики» — крупные, приспособленные для
жилья большие лодки — затерло льдами в пятистах километрах от селений, а люди остались без тёплой одежды и продуктов. От неми
нуемой гибели спасли экспедицию тунгусы, проходившие мимо со своими оленями на зимовье.
Эта суровая жизнь дала будущему писателю огромный материал для его произведений. «Я вплотную изучал тогда народную жизнь, — пишет В. Я. Шишков в своей авто
биографии, — а для писателя — это клад. Народная душа, простой, сочный, образный язык... Чего же больше?».
Еще не думая о писательстве, с жадностью золотоискателя заносит он в памятные книжки услышанные им рассказы; красочные обороты речи, пословицы, песни, поговор
ки, легенды. Затем пробует писать путевые очерки для сибирских газет и рассказы.
Большую роль в литературной судьбе писателя сыграли А. М.
Горький и Г. Н. Потанин, известный русский учёный и путешественник, настойчиво советовавший ему заняться литературой. Первая крупная вещь В. Я. Шишкова — «Тай
га» была одобрена и принята Алексеем Максимовичем для «Летописи».

К 50-летию

со дня смерти

П. И. Чайковского

КОНКУРС
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
На вечерах концертного цикла, посвященного 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского, выступят молодые музы
канты, отличившиеся на специальном конкурсе Московской филармонии.
Конкурс на лучшее исполнение камерных вокальных и фортепианных произведений Чайковского состоится во второй половине октября. Для участия в нём уже записались многие московские молодые певцы и пианисты.
8 октября состоится организационное заседание членов жюри. В состав жю
ри входят: представители Московской филармонии — заслуженный деятель искусств В. Власов и Н. Аносов, лауреаты Сталинской премии А. Нежда
нова, Н. Мясковский и Л. Оборин,
профессор Московской консерватории Н. Райский, Э. Гилельс. 11 октября — первое прослушивание конкурсных программ.
Программы конкурса содержат: для пианистов — несколько фортепианных сочинений, для вокалистов — от 6 до 10 романсов Чайковского.
Четыре участника конкзтрса, получившие высшие отзывы жюри, выступят в двух концертах юбилейного цикла.
РАБОТЫ ЛЕНИНГРАДСКИХ
ХУДОЖНИКОВ
Около 100 живописных и 200 графических работ художников города Ленина приготовил Ленинград
ский союз советских художников для всесоюзной выставки в Москве. Среди них — произведения, получившие высокую оценку на весенней выставке в Ленинграде, а так
же ряд новых работ. В их числе —«Ленинградка», картина художника В. Серова, изображающая девушку в военной форме на фоне Не
вы и Петропавловской крепости, портреты героев труда, написанные художником Прошкиным, а также серия графических работ, об’елиненных темой «Ленинград в 1943 году». 30 рисунков художников Серебряного, Пахомова, Прошкина. Ра
евской показывают жизнь города, характерные уличные сценки, непо
вторимые пейзажи улиц ® 1943 го
ду.
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).
ТЕАТР ИМЕНИ ГОРЬКОГО
В ЛЕНИНГРАДЕ
ЛЕНИНГРАД, 3. (ТАСС). Прошло полгода с тех пор, как в Ленинграде возобновил работу Большой драмати
ческий театр имени Горького. За это время он показал ленинградцам 10 постановок: «Фронта Корнейчука,
«Стакан воды» Окриба, «Давнымдавно» Гладкова и другие. В Ленинграде осуществлены новые постановки пьес «Кремлевские куранты» Погодина и «Беспокойная старость» Рахманова.
КНИЖНАЯ
ПОЛКА
* В ГОСПОЛИТИЗДАТЕ вышли две книги об освободительной борьбе народов Европы против немецко-фашистских оккупантов: Л. Волынский
«Франция на под’ёме» (тираж 30.000 экз., стр. 55, цена 1 рубль) и Д. Вла
хов «Греческий народ в борьбе против
фашистских захватчиков» (тираж 30.000 экз., стр. 78, пена 75 коп.).
* В ЭТОМ ЖЁ издательстве выпущена книга О. Куусинена «Финляндия без маски», разоблачающая роль Финляндии как подсобной силы фашист
ской Германии. (Тираж 40.000 экз., стр. 80, цена 1 рубль).
* В ДЕТГИЗЕ для детей среднего и старшего возраста в «Воен
ной библиотеке школьника» вышло третье, исправленное и дополненное, издание книги Г. Котельникова «Па
рашют». Рисунки М. Гетманского. (Тираж 25.000 экз., стр. 126, цена 4 руб.).

Налеты нашей авиации на железнодоржные узлы Орша, Могилев, Джанкой, станцию Мелитополь

и на аэродромы противника

В ночь на 2 октября наша авиация произвела налёты на железно
дорожные узлы Орша, Могилев, Джанкой и станцию Мелитополь. Прямыми попаданиями бомб разби
то не менее 6 немецких воинских эшелонов. В результате бомбардировки возникло много очагов пожа
ров, сопровождавшихся сильными взрывами. Уничтожен» и сгорело большое число вагонов и платформ
с боеприпасами и военным имуществом противника.
Наша авиация бомбардировала также аэродромы противника. Раз
рывы бомб наблюдались в местах стоянки самолётов. Только на од
ном из аэродромов уничтожено на земле 12 немецких самолётов.
Все наши самолеты вернулись на
свои базы.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

Орша, Могилев, Джанкой и станцию Мелитополь

В ночь на 3 октября наша авиация подвергла бомбардировке скоп
ления немецких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Орша, Могилев, Джанкой и станции Мелитополь.
На железнодорожных узлах Орша, Могилев и станции Мелитополь в результате бомбардировки разби
то не менее 3 воинских эшелонов противника.
На железнодорожном узле Джанкой возникли многочисленные пожары, сопровождавшиеся взрывами. К концу бомбардировки пожа
ром была охвачена вся территория железнодорожного узла. Горели ва
гоны и платформы с техникой и военным имуществом противника. Наблюдением наших экипажей отмечено до 25 сильных взрывов.
Два наших самолёта не вернулись с боевого задания.
дромы в окрестностях Неаполя находятся теперь в руках союзников.
Антигерманские выступления в Северной Италии
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Цюрихский корреспондент газеты «Дейли теле
граф энд Морнинг пост» сообщает, что население Северной Италии ведет активную борьбу против гитлеровских войск.
Поступают сообщения о многочисленных диверсионных актах, имеющих целью создать затрудне
ния для гитлеровских войск. В Турине происходят нападения на не
мецких солдат. Озлобленные гитлеровцы объявили, что они будут впредь арестовывать всех лиц, жи
вущих вблизи того места, где немецкие солдаты или офицеры под
вергнутся нападению. В городах Северной Италии происходят массовые казни итальянцев, подозреваемых в участии в антигерманских выступлениях.

Воздушные бои над островом Кос

ЛОНДОН, 4. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер, в течение всего дня 3 октября происходили ожесточенные воздушные бои над островом Кос (Додеканезы). Опи
раясь на свои базы на Родосе, Крите и мелких островах Додекаиезското архипелага, германская авиация совершает в течение многих дней налеты на базы союзников на островах Самос, Лерое и
Кос. В связи с этим войска союзников на острове Кос знали, что в скором времени немцы предпри
мут наступление в более широком масштабе. Это наступление началось рано утром 3 октября одно
временно с воздуха и с моря. До сих пор не получены подробности этого наступления кроме сообще
ния об ожесточенных воздушных боях.

Военные действия на Корсике

ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, главный штаб французских военных сил со
общил вечером 3 октября о заня
тии марокканскими частями холма Тегхим, который господствует над
дорогой, ведущей из Оан-Флораиа к Бастии. Захвачено большое ко
личество военных материалов противника. В течение всего дня германская пехота при поддержке
артиллерии и минометов делала безуспешные попытки защитить этот пункт, имеющий решающее значение для защиты Бастии, и
пыталась сломить натиск французских войск при помощи сильны? контратак. В настоящее время французские войска занимают всю горную цепь, господствующую над Бастией, и продолжают продвигаться на восток. Французские и аме
риканские части наступают также по направлению к мысу Коро (се
верная оконечность Корсики) н достигли побережья близ Лури. Передовые французские части подходят к Борго (на восточном побережье острова).
Дикий произвол
гитлеровцев в Дании
СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Датское прессбюро, находящееся в Сток
гольме, сообщает, что германские полевые суды, действующие в раз
личных районах Дании, вынесли за последнее время множество свире
пых приговоров по делам датчан, обвиненных даже в самых незна
чительных поступках. Например, в Орхусе один молодой датчанин был приговорен к длительному тюремному заключению за то, что он на
ступил на ногу германскому - офи
церу. Такая же участь постигла другого датчанина, повинного лишь в том, что он, проезжая на велосипеде, давал сигналы звонком про
ходившему отряду гитлеровских солдат. Германский полевой суд жестоко расправился с одним дат
чанином, бросившим несколько
тухлых яиц в грушу немецких солдат.
Вячеслав Шишков.
Рисунок художника Б. Кустодиева. 1927 г.
Литературная деятельность В. Я. Шишкова по-настоящему развёрты
вается уже в послереволюционные годы. Одно за другим выходят в свет его большие произведения: «Пейпус-озеро», «Ватага», «Свежий ветер», «Стражники», «Угрюм-рекаи, наконец, «Емельян Пугачёв». Одновременно Шишков пишет по
вести на сибирские темы, рассказы о первых годах советской деревни,
путевые . очерки «Ржаная Русь», «Шутейные рассказы».
. И в эти годы Шишков не прекратил своих путешествий по городам и сёлам страны, странствуя иногда пешком с котомкой за плечами. С 1918 по 1925 год он нз’ездил п исходил вею Лепииградскую об
ласть, Смоленщину. Позже побывал на новых заводских стройках Ура
ла и Волги, в совхозах, на Белом море и т. д.
Словом, связь писателя со своим читателем, притом живая и действенная, не прерывалась до послед
него дня, и нет, кажется, страницы в произведениях Шишкова, которая
не была бы проникнута любовью и интересом в народу, к его жизни. Даже в исторической эпопее «Емель
ян Пугачёв» мм находим перекличку далёкого и славного прошлого рус
ского народа с тем, что автор
наблюдал в наши дни. Эта работа Шишкова прежде всего тем и за
мечательна, что здесь перед нами проходят героические русские люди XVIII века с тою полнокровной вы
разительностью, какая возможна только у писателя, разносторонне и глубоко знающего свою страну и народ.
Искренняя любовь к родине, к родному народу, к его героической истории и славному настоящему — в этом главная, захватывающая читателя сила произведений Шишко
ва, выразительность и доходчивость его слова. Россия-родина, «краше
которой пет на свете земли», — вот что крепкими узами связывает писателя и читателя.
Высоким, взволнованным чувством патриотизма пронизаны страницы, написанные В. Я. Шишковым и в дни отечествегнной войны. Эдесь и гордость за сынов советской страны и самоотверженная преданность отчизне.
— Кончилось время жалеть себя. Родину жалей, а не себя... Умри, родную землю защити!
Так рассуждает в рассказе «Гость из Сибири» старый колхозник, при
бывший на фронт к бойцам-сибирякам с гостинцами.
И в этих обращённых к сынам и внукам словах деда Никиты звучит
голос самого автора. Именно так, не жалея себя, убеждённый, что в де
ле защиты родины советские люди «любого возраста и любых занятийменьше всего могут помышлять о своём личном благополучии, Шишков оставался на своём писатель
ском посту в Ленинграде в самые тяжёлые дни блокады и при этом продолжал неутомимо работать над
вторым томом своего «Емельяна Пугачёва», писать новые рассказы на оборонные темы, сотрудничать
во фронтовой печати, выступать с живым словом, где в этом была необходимость.
За свои заслуги перед родиной писатель награждён орденом «Знак Почёта» и медалью «За оборону Ленинграда». Сегодня опубликован Указ Президиума Верховного Совета ССОР о награждении В. Я. Шишкова орденом Ленина за выдающиеся заслуги в области литерату
ры, в связи о 70-летием со дня рождения.
В этот торжественный для писателя день мы с радостью отмечаем, что Вячеслав Яковлевич Шишков попрежиему полон творческих сил и
энергии. Ныне, как и 20 лет назад, когда он с котомкою за плечами странствовал по городам и весям
молодой советской России, оп с той же убедительностью может сказать:
«Мы бодры, мы молоды, перед нами широкий путь!».
Вл. Бахметьев.
Налет на Северную
Францию
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, самолёты союзников 3 октября совершили налёт на об’екты противника в Северной Франции.
Зверства немцев в гор. Сталино, Тамара Яковлева вместе с матерью и другими мирными жите
лями города Сталино была заперта в подвале, который немцы перед своим отступлением из города подожгли. Мать Тамары помогла сво
ей дочери убежать через окно. Гитлеровские звери стреляли в девочку. но не попали. Мать же погибла в огне. На снимке: Тамара у трупа с -и матери.
Фото Д. ФАВИЛОВИЧА (ТАСС).
ОТОВСЮДУ
* УПРАВЛЕНИЕ экономической войны США опубликовало заявление об ослаблении с 1 октября контроля над экспортом во все латино-американские страны, за исключением Аргентины, Боливии, Кубы и Мексики. (Контроль над экспортом в Кубу и Мексику был ослаблен уже ранее). Согласно заявлению Управления экономической войны, с 1 октября экспортёры могут отправлять из США в латино-американ
ские страны ряд товаров на основе общей лицензии и освобождены от обязанности получать лицензии на вывоз каждого товара в отдельности.
* В МЕКСИКО состоялось общественное чествование памяти жертв гитлеровского террора в чехословацком посёлке Лидице. как известно разрушенном немецко-фашистскими вар
варами дотла. О речами выступили жители мексиканской деревни Сан- Херанимо-Лидице, которая раньше на
зывалась Сан-Херанимо-Акулко. Они заявили, что память о населении Лидице, истреблённом гитлеровцами, живёт в сердцах всех мексиканцев.
* ПО СООБЩЕНИЮ специального корреспондента агентства Рейтер при штабе войск союзников в Северной Африке, гитлеровцы при своём от
ступлении из Неаполя насильственно угнали с собой значительное число итальянцев.

Телеграммы из-за границы

Положение в Италии

Занятие войсками союзников всех аэродромов
в окрестностях Неаполя
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Агентство Рейтер передает сообщение алжирского радио о том, что все аэро