Величие русской литературы

Долгожданная встреча

Недавно части Красной Армии освободили от немецких захватчиков село Голубовку, Днепропетровской области. После двухлетней разлуки колхозница Мария Степановна Кравченко встретила в рядах бойцов-освободителей своего сына-танкиста.
Сражаясь за честь и независимость родины, отважный воин Красной Армии проявил доблесть и мужество. Его боевые заслуги отмечены орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».
НА СНИМКЕ: радостная встреча Марин Степановны Кравченко с сыном гвардии старшим лейтенантом Иваном Кондратьевичем Кравченко. Фото Л. Леонидова (ТАСС).
ВЕЛИКА и богата культура рус
ского народа. И в её сокровищнице самым ярким светочем горит бессмертная русская литература.
«Наша литература — наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией. В ней — вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом див
ном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца ис
тинных художников. И все они правдиво и честно, освещая поня
тое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при
молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!». Окавано это М. Горьким, который сво
им собственным творчеством сделал колоссально много для возвеличения русской литературы и утверждения ее мировой славы.
Какие исторические обстоятельства предопределили славный путь нашей литературы, в результате которого она получила всемирное зна
чение? Что именно, какие элементы определили её величие? Каковы те многообразные формы, в которых на различных этапах, в творчестве разных писателей, проявлялись органи
чески присущие нашей литературе черты патриотизма? Наконец, как мроявнла себя наша литература в годину великой отечественной войны? Этим крайне важным вопросам и посвящена недавно вышед
шая книга профессора А. М. Еголи
иа «Величие русской литературы» *). С полным основанием эпиграфом к втой книжке взято приведенное выше замечательное высказывание М. Горького.
Классики и основоположники марксизма давали очень высокую оцен
ку русской литературе. Ф. Энгельс отмечал «превосходные романы
русских писателей. Он утверждал, что русский язык «всемерно заслу
живает изучения, как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой нм литерату
ры». В XIX веке наша литература отмечена бурным расцветом. Это позволило В. И. Ленину уже в самом начале нынешнего века гово
рить «о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература».
Крупнейшие западно-европейские писатели, как Г. Флобер, Г. Мопас
сан, Р. Роллан, Томас Манн, С- Цвейт, отдали дань восхищения художественным достижениям русской лите
ратуры. Весьма знаменательпо, что Мопассан, занимающий место в ря
ду величайших писателей Франции, ознакомившись с повестью Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», воскликнул: «Я вижу, что вся моя деятельность была ни к чему, что все мои десятки томов ничего не стоят». Общеизвестны восторженные отзывы о творчестве Тургенева таких выдающихся писателей, как Золя, Флобер, Мопассан, Додэ, а также необычайно высокая оценка, данная творчеству Л. Толстого Р. Ролланом. Но еще в больше» степени сказалась идейная мощь на
шей литературы, пронизывающие ее тенденции гуманизма, свободолюбия и составляющая её основу народность. В этом плане русской литературе принадлежит бесспорно первое место в мире.
В своей книге А. М. Еголин показывает, что величие русской лите
ратуры, её общемировое значение коренятся в величии исторической миссии, выпавшей на долю создавшего её народа. Отстаивая в течение веков свое национальное суще
ствование в борьбе с и,поземными нашествиями, он вместе с тем ограждал народы и государства Запад
ной Европы от разрушительных набегов варваров. В блестящей форме это отмечено Пушкиным: «России определено было высокое предназначение. Её необозримые равнины поглотили силу монголов и оста
новили их нашествие на самом краю
Европы; варвары не осмелились вставить у себя в тылу порабощён
ную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся про
свещение было спасено расгерзаниой и издыхающей Россией...».
Далеко не случайно характерные черты нашей литературы — страстная любовь к родине, свободолюбие, возвеличение героики и воин
ской доблести, народность — даны уже в «Олове о полку Игореве», яроизведении, созданном семь с по
ловиной веков назад. Знаменитый клич гениального автора «Слова»,
вложенный им в уста новгород-северского кня-зя Игоря: «Братие и дружина, лучше убиту быть, чем
полонену быть» звучит и поныне боевым призывом для каждого со
ветского патриота, борющегося на фронте или в тылу за победу над немецко-фашистским зверьем.
Сила преемственности героических и патриотических традиций, увековеченных в «Слове», особенно остро,
*) Изд. «Советский писатель». М. 1943 г.
животрепещуще воспринимается нами именно в дни, когда наши со
ветские чудо-богатыри выбросили вон фашистских захватчиков из многих древних, исконно-русских горо
дов, в том числе и из тех, которые непосредственно связаны с истори
ческой эпопеей, отображенной в «Слове»: Новгород-Северокнй, Трубчевск, Путивль.
Книга А. М. Еголина, помимо приводимого в ней интересного фактического материала, содержит высказываний, имеющие большое принципиальное значение. В част
ности сюда относится указание на обязанность всякого критика-марксиста при рассмотрении патриотизма того или иного писателя вскры
вать специфические черты этого патриотизма, его своеобразие. Под этим углом зрения в книге и рас
смотрено творчество крупнейших русских писателей.
Пафосом борьбы за науку, за просвещение, за усиление мощи своей родины путём освоения и разработ
ки её богатейших природных недр дышат творения Ломоносова. Заслуженную славу певца русского ору
жия и воинской доблести снискал себе Державин, пропевший востор
женный гимн величию, доблести и непоколебимости, трудолюбию и великодушию своего народа. В творчестве Радищева уже явственно об
наружили себя черты патриотизма, которые получают свое полное раз
витие у передовых писателей XIX века. Рядом с мотивом пламенной любви к России, неистребимой ве
ры в её будущее, у Радищева впервые начинает звучать мотив горечи и боли за притеснение народа, прямая критика крепостничества и самодержавия. Это уже патриотизм, отмеченный непосредственно прогрессивными тенденциями.
Условия общественной жизни России в XIX веке предопределяли
русской литературе в отличие от западно-европейских литератур роль фактора огромной социальной значимости в жизни страны. В деся
тых годах XIX века, как неоднократно в древности, русскому наро
ду пришлось вновь подняться и встать грудью на защиту своей ро
дины от иноземного нашествия. И опять русский народ не только отразил нашествие, но и спас Европу от тирании Наполеона. В поэтической форме этот факт запечатлел Пушкин:
...в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами
кумир, И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир...
XIX век стал веком триумфального шествия русской литературы, утверждения за вею того «всемирного значения», на которое указывал впоследствии Ленин.
Блестящее созвездие имён, из которых каждое сияет нестерпимо ярким, но в то же время своим особым светом, создавало вокруг на
шей литературы тот ореол величия и немеркнущей вгавы, которые с этого времени и по еей день неизменно за ней сохраняются. Об этом много говорит уже один лишь перечень имен: Пушкин, Лермонтов, Го
голь, Герцен, Тургенев, Гончаров, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой...
Яркого расцвета достигает в это время также и русская критическая мысль. Она выдвинула такого страстного патриота, фанатически преданного родной литературе и непод
ражаемого тонкого ценителя её, как Белинский; таких глубоких и великих мыслителей, беззаветно пре
данных народу, как Чернышевский и Добролюбов.
В XX веке лучшие традиции русской классической литературы бли
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* ПРОСМОТР спектакля «Сирано де Бержерак» работниками искусств столицы состоится оегодня в театре им. Ленинского комсомола.
* ТЕАТР музыкальной комедии БССР создается по решению Комитета по делам искусств при СНК СССР. Театр подготовит в Москве концерт-спек
такль, новую белорусскую оперетту композитора Клумова и оперетту «Нитуш» Эрве. Эти постановки артисты покажут в частях действующей армии и в освобожденных районах Белоруссии.
* «ЗАВТРА исполняется 10 лет со дня смерти Захария Палиашвили — извест
ного грузинского композитора, автора популярных опер «Абессалом и Этери», «Даиси» и других.
* 9 ОКТЯБРЯ в Малом зале консерватории состоится третий вечер из цикла юбилейных концертов в честь 20-летия творческой деятельности квартета им. Бетховена. Будут исполнены седьмой квартет Глазунова, второй квартет Чайковского и секстет Глинки. Кроме квартета им. Бетховена, в концерте примут участие лауреат Сталинской премии Л. Оборин и И. Гертович.
* БЕЛОРУССКИЙ композитор В. Золотарев закончил струнный квартет на темы белорусских народных песен и хоровую сюиту из четырех песен для Белорусского ансамбля песни и танца.
* 12 ОКТЯБРЯ в Большом зале консерватории выступит с концертом солист Литовского оперного театра М. Александравичус.
стательно продолжил А. М. Горький. С огромной силой великого писателя-патриота содействовал он умножению её славы. «По силе своего влияния на русскую литерату
ру, — говорил В. М. Молотов, — Горький стоит за такими гигантами, как Пушкин, Гоголь, Толстой, как лучший продолжатель их великих традиций в наше время. Влияние художественного слова Горького на судьбы нашей революции непосредственнее и сильнее, чем влияние ка
кого-либо другого нашего писателя. Поэтому именно Горький и являет
ся подлинным родоначальником пролетарской, социалистической литературы в нашей стране л в глазах трудящихся всего мира».
Огромное влияние Горького за рубежом признавали наиболее выдаю
щиеся писатели Западной Европы. Своим творчеством Горький необычайно много сделал также для про
славления русского народа, для воз
буждения к нему чувства любви и уважения в среде .других народов. Обращаясь к Горькому, Стефан Цвейг писал: «Если мы сегодня мно
го знаем о русском народе, если мы его любим и верим в силу его духа, то этик мы обязаны вам, Максим Горький, вам прежде всего...».
В лице Горького фашизм имел смертельного врага, наносившего оружием слова мощные и сокрушительные удары.
Преемственность традиций наиболее славных в фаланге русских писателей-патриотов получила выра
жение в творчестве «лучшего, талантливейшего поэта нашей совет
ской эпохи» — Вл. Маяковского. Он страстно любил свою родину и столь же страстно ненавидел её врагов. В творчестве его ярко отражены черты советского патриотизма, несок
рушимой веры в славное будущее своей родины. Поэт-трибун, он восклицал:
Отечество славлю,
которое есть, Но трижды —
которое будет.
Великая отечественная война вызвала огромный историческ-ий под’- ём в народе, предельно обострила чувство родины, сделала его ин
тимно близким каждому советскому
человеку. В смертельной схватке е врагом всего передового человечест
ва — немецким фашизмом—русский народ стоит на аванпостах борьбы, вызывает восхищение всего мира проявлением массового героизма, беспредельной любви к родине, постоянной готовности отдать свою жизнь за её благополучие и процветание. Почётная роль в воспитании этих чувств принадлежит бесспорно нашей литературе.
В дни отечественной войны великие традиции классической русской литературы получили в творчестве советских писателей новое вопло
щение. Беспредельный героизм советских людей на фронте и в ты
лу, священный и неистребимый гнев к врагу в сочетании с великой
преданностью родине — всё это • разной степенью талантливости запечатлено в прозе, стихах, в драма
тургических произведениях и многочисленных очерках и статьях наших поэтов и прозаиков.
Фашистскими выродками в затеянной ими войне руководят человеконенавистнические идеи, направленные к истреблению других наро
дов. «И эти люди, — говорит товарищ Сталин, — лишённые со
вести и чести, люди о моралью жи
вотных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской на
ции, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайков
ского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!..».
Участвуя активно в духовном вооружении советских воинов, ведущих историческую борьбу о тёмными силами фашизма, русская литература в наши дни вновь демонстрирует миру свое величие и общечеловеческое прогрессивное значение.
Книга А. М. Еголина посвящена чрезвычайно важной и нужной те
ме. Она заражает чувством гордости за родную литературу. Книга эта,
несомненно, будет прочитана с пользой и интересом каждым советским патриотом.
Лев Благинин.
ПРЕКРАСНЫМ концертом Боль
шого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета под уп
равлением народного артиста РСФСР Н. С. Голованова начался 3 октября симфонический сезон в Ко
лонном зале Дома союзов. Сюита и» балета А. Хачатуряна «Гаянэ», дуэт Ромео и Джульетты и торжественная увертюра «1812 год» Чайков
ского составили программу разнообразную и поистине праздничную.
С каждым новым произведением талант Хачатуряна раскрывается все более полно. Мастерство компо
зитора достигает виртуозности, колористические богатства его музыки представляются неисчерпаемыми. Особо привлекательными чертами творчества Хачатуряна являются самобытность его музыкального языка, новаторство, наиболее полно выражающееся в ритмической и гармо
нической сфере музыки, высокая эмоциональность всего его творчества. огромный темперамент.
Сюита из балета «Гаянэ» обладает всеми перечисленными достоинствами. Но 12 номерам, составляю
щим эту сюиту (музыка балета, ес
тественно, не вмещается в одной сюите, и вскоре будет исполнена и вторая сюита из балета «Гаянэ»), можно смело судить о незаурядном значении всего балета в целом, ярко и образно трактующем тему се
годняшних великих событий. Это подтверждается и той высокой оцен
кой, какую получила постановка «Гаянэ» в городе Молотове Ленин
градским государственным театром оперы и балета им. Кирова; за
РИСУНКИ
М. П. БОБЫШЕВА.
Комитет по делам искусств при СНК СССР наградил дипломом пер
вой степени художника М. П. Бобышева за серию графических работ «Ленинград в дни великой оте
чественной войны», показанную на выставке в Третьяковской галлерее.
Сейчас М. II. Бобышов работает в Москве. Для Малого театра им сделаны эскизы декораций к спектак
лю «Комедианты» и макеты оформ
ления пьесы «Инженер Сергеев». Художник закончил также серию работ, воспроизводящих картину разгрома, города Калинина немецкофашистскими захватчиками. Зри
тель видит стоны замечательного произведения русского зодчества — дворца, разрушенного гитлеровцами, взорванный мост через Волгу, разрушенный театр, сгоревшую город
скую библиотеку и разгромленную рыночную площадь города, так на
зываемые «Красные ряды». Всю эту серию завершает картина, изображающая жителей, которые возвращаются в родной город после изгнания гитлеровских оккупантов.
Сейчас М. П. Бобышов готовит серию графических работ, посвященную московскому Кремлю.
Накануне 50-летия со дня смерти великого русского композитора Доммузей П. И. Чайковского в г. Клину проводит цикл концертов. Каждое воскресенье посетители музея прослушивают здесь лучшие произведения композитора в исполнении солистов московских театров и музы
кальных организаций. На снимке: выступление Галины Бариновой на воскресном концерте в Доме-музее.
Фото Л. СМИРНОВА.
Открытие
симфонического сезона

музыку балета А, Хачатурян был удостоен вторично Сталинской премии.
Тема балета —- патриотические чувства советских людей, их нена
висть к врагу, пламенная и нежная любовь к своей родине. Обаятелен образ советской патриотки, армян
ской женщины Гаянэ, обрисованный композитором в скулыггурно-четких мелодических линиях. Психологиче
ски оправданы все. музыкальные характеристики героев балета, чрез
вычайно благодарные для сцепического воплощения.
Хачатурян использует интонационные богатства фйгьклора народов Кавказа, почти никогда не цитируя мелодий, но создавая целый мир своеобразных звуковых образов. Язык его музыки чрезвычайно реа
листичен. Слушая танцовальные сцены, характеризующие Гаянэ (ада
жио), невольно вспоминаешь слова Чайковского: «...Только одна музы
ка может передать всеоб’емлющие
свойства чувства любви. Тут именно слов не нужно! И там. где слова бессильны, является во всеоружии
своем более красноречивый язык — музыка...».
Обаятельный образ Гаянэ, женственной, но исполненной решимо
сти в нужную минуту постоять за свою советскую отчизну, пленяет музыкальной непосредственностью и
ВОСЕМЬСОТ
ФОТОСНИМКОВ
Государственный литературный музей им. Л. Н. Толстого пополнил свои фонды ценными материалами. Приобретен ряд неопубликованных писем Л. Н. Толстого, адресованных к разным лицам. Приобретена также переписка родных писателя (свыше 100 писем), содержа
щая интересные сведения о его жиз к и и творчестве. В музей поступило огромное количество доку
ментальных фотографий Толстого и его семьи (около 800 экземпляров), снятых в разные периоды жизни писателя В. Г. Чертковым. Среди этих снимков много неизвестных и никогда не публиковавшихся.
Кроме того приобретены фотографии Толстого с его автографами и изречениями. Две из них, пода
ренные пиоателем искусствоведу Диомидову, представляют особый интерес. Снимки эти сделаны в Ко
четах — имении старшей дочери Льва Николаевича — за три месяца до его смерти.
Музей приобрел также дневник Диомидова с записями о пребывании Льва Николаевича в августе 1S10 года в Кочетах, где Диомидов в то время проводил народные чте
ния в сельской школе и был репетитором в имении.
В фонды музея поступило два комплекта еочипений Льва Толстого (издание 1893 года) с его автографами.
Музей пополнился также новыми иллюстрационными материалами современных художников. Приобре
тены иллюстрации В. Бехтеева к роману «Война и мир» (10 экземп
ляров), художников А. Журова и В. Домогацкого к «Севастопольским рассказам», а также рисунки и картины художников Н. Волкова, В. Баю скина и Ф. Бочкова, показы
вающие вандализм гитлеровцев в Ясной Поляне.
Библиотеки
для освобожденных
районов
АРХАНГЕЛЬСК, 4. (ТАСС). Успешно проходит сбор книг для районов, осво
божденных от немецкой оккупации. Собрано более 26 тысяч томов. Пол
ностью скомплектованы две городских и четыре районных библиотеки. 3 биб
лиотеки уже отправлены в Ворошиловгрядскую область. Ha-днях трудящиеся Клее едко го района посылают биб
лиотеку в Каменский район, Ростовской области.
силой художественного выражения заложенной в нем идеи.
Великолепные по изобретательности и ритмической остроте такие номера сюиты, как лезгинка, танец с саблями, пляс курдов, лирический танец девушек, насыщенный драматизм сцены Гаянэ и Гико (муж Гая
нэ, разоблаченный ею предатель), — все это создает впечатление настоящего музыкального события, застав
ляющего нас с нетерпением ожидать постановки «Гаянэ» на московской сцене.
Исполнение программы отличалось большой художественной силой
и выразительностью. Е. Катульская и А. Орфенов музыкально спели дуэт Ромео и Джульетты. Замеча
тельная увертюра Чайковского «1312 год» вызвала, как всегда, огромный под’ем в зале и была повторена по настойчивым требованиям слушателей.
Оркестр Радиокомитета еще раз продемонстрировал свои выдающиеся качества. Это — коллектив, об’е- динивший ряд первоклассных му
зыкантов. Труднейшую партитуру «Гаянэ» оркестр исполнил с артистическим блеском и темпераментом.
Н. С. Голованов провел всю программу со свойственным ему худо
жественным чутьем. Ему удалось передать не только ширь и размах
народных сцен, но и всю силу обая-- ния волнующих лирических образов.
Состоявшийся концерт — это значительное событие в музыкальной жизни столицы.
Георгий Поляновский.

СЮИТА ИЗ БАЛЕТА

Телеграммы из-за границы

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как передаёт каирское радио, американская 5-я армия находится теперь далеко за Неаполем и теснит германские войска, которые отступают к Риму. Американские войска находятся к северу от Авеллино. На адриатическом побережье английская 8-я ар
мия быстро продвигается от Лучеры.
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). По сообщению каирского радио, американская 5-я армия заняла Балладу. 5-я ар
мия достигла города Гроттаминарда, расположенного в 15 км. от Беневенто.
ЛОНДОН. 4. (ТАСС). По последним сведениям, полученным агентством Рейтер, части американской 5-й армии продвигаются в направле
нии реки Волтурно, протекающей в 40 км. к северу от Неаполя и представляющей собою естественную оборонительную линию на пути к Риму. Однако возможности противника удержаться на этом рубеже зна
чительно уменьшились после занятия союзниками Беневенто. Продвигаясь в северо-восточном направлении через горы, американские вой
ска сжали клин противника между 5-й и 8-й армиями. Восточнее части S-й армии, которые находятся сей
час за Сан-Северо, достигли новых важных позиций.
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). По сообщению штаба союзных войск в Северной Африке, части 8-й армии совер
шили новую высадку в Термоли на адриатическом побережье Италии.
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке сообщает, что войска союзников пересекли реку Калоре к северу от
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). По сообщению штаба союзных войск в Север
ной Африке, воздушной разведкой отмечено передвижение войск противника, отступающего в северо-за
падном направлении к Риму из центрального сектора фронта.

Высадка германских войск

на острове Кос

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Штаб союзных сил на Ближнем Востоке сооб
щает, что 3 октября противник значительными силами высадился на острове Кос (из группы Додеканезских островов), недавно занятом войсками союзников, и захватил не
сколько важных пунктов. Бои продолжаются.
3 октября авиация союзников атаковала неприятельские суда у острова Кос. Истребительные самолёты союзников уничтожили 2 вражеских машины «Юнкере-87», пы
тавшиеся атаковать аэродром на острове Кос. Самолёты «Либерейтор» и «Галифакс» в ночь на 3 октября совершили налёт на германский аэродром Калато на ост
рове Родос. Были замечены взрывы бомб среда: самолётов, стоявших на земле. Самолёты союзников атако
вали также аэродром в Геражлл
оне (острее Крит). В результате атаки возник большой пожар. Из этих операций не вернулось на базы 6 самолётов союзников.
ЖЕНЕВА, 5. (ТАСС). Будапештский корреспондент швейцарской газеты «Базлер нахрихтен» сообщает, что в последнее время на пред
приятиях Бухареста и других промышленных городов Румынии
имели место крупные диверсионные акты. Четырьмя взрывами, последовавшими один за другим, разру
шена часть крупного кожевенного завода. Телефонные провода на заводе оказались перерезанными, вследствие чего невозможно было
своевременно вызваггь пожарную, команду. Два дня спустя произошли взрывы на крупном химиче
ском заводе Шмитта. Весь завод был охвачен огнём. На территорию этого предприятия были немедлен
но посланы войска. 1 октября был серьёзно поврежден один из за
водов объединения «Малакса». В тот же день произошёл сильный взрыв на заводе тяжёлого машиностроения в Р-ежице.

Возрастает активность греческих

партизан

СТАМБУЛ, 5. (ТАСС). Турецкая газета «Ля тюрки» в статье о положении в Греции отмечает, что, не
смотря на целый ряд карательных мероприятий, проведенных гитлеров
скими оккупационными властями в Греции, активность греческих партизан продолжает нарастать. Действуя небольшими группами, парти
заны проникают в расположения немецко-фашистских войск, разру
шают дороги и мосты, поджигают склады, убивают гитлеровцев.
Две группы греческих, партизан, по 15 человек в каждой, проникли из района Козани во Фракию и совершили там ряд успешных дивер
сионных актов. Они разрушили два моста на дороге между Серее и Драма, сожгли четыре табачных склада (два в Сересе и два в Кавалло) и несколько складов зерна, предназначенного для отправки в Германию. Партизаны произвели также большие разрушения на xspo
мовых рудниках. Несмотря на то, что эти рудники охранялись отборными эсэсовскими отрядами, грече
ские патриоты сумели уничтожить важнейшее оборудование рудников и сжечь несколько складов. Закончив эту операцию, партизаны благополучно вышли из района рудников и скрылись в горах. На обратном пути они освободили 20 греческих заложников, которых конвоировал отряд полицейских. Весь конвой был перебит. Взбешенные эти
ми смелыми действиями партизан оккупационные власти арестовали в качестве заложников большую группу греков.
Активно действуют греческие партизаны и в районе Коринфа. В по
следнее время они взорвали ряд мостов и разрушили полотно на многих участках железной дороги. В отместку гитлеровские оккупанты со
жгли дотла три греческих деревни в этом районе.

Недич продает население Югославии

в гитлеровское рабство

СТАМБУЛ, 5. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, вызванный недавно к Гитлеру Недич привил среди прочих новое обязатель
ство о насильственной отправке вз Югославии на принудительные ра
боты в Германии новых .значстельных контингентов югославского на
селения. Об этом свидетельствует опубликованный в недичевской га
зете «Ново време» приказ Недича «о
замене мужского труда женским». Ь этом приказе говорится, что «в со
ответствии с военно-хозяйственными нуждами Германии» на югослав
ских предприятиях должна быть проведена широкая замена мужского труда женским. Приказ обязывает всех руководителей предприятий и учреждений немедленно выяснить все возможности такой замены и сведения об освободившейся мужской рабочей силе предста
вить германским оккупационным властям.
В непокоренной
Чехословакии
СТОКГОЛЬМ, 5. (ТАСС). Выходящая в Рейхенберге (Чехословакия)
гитлеровская газета «Ди дейт» в
статье, посвященной внутреннему положению в Чехословакии, предупреждает, что «было бы опрометчи
вым полагать, будто чешский народ примирился е германской оккупа
цией». Газета обвиняет чехов в «предательстве и вероломстве» и высказывает опасение, что после капитуляции Италии антигерманское движение в Чехословакии усилится. В подтверждение своих опасений «Ди цейт» приводит следующий факт:
Неравно оккупационные власти решили провести в «протекторате Чехия и Моравия» (так гитлеровцы именуют оккупированную ими Чехословакию) «День чешской молодёжи», который по замыслу орга
низаторов должен был показать «лойяльйость» чешской молодёжи в отношении оккупационных властей. Однако, как. вынуждена признать газета, молодёжь «протекторатаответила на призыв оккупационных властей об участии в демонстрации единодушным бойкотом.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН; 4. (ТАСС). Штаб соединённого командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что вся
кое организованное сопротивление японцев в гавани Финша (Новая Гви
нея) прекратилось, и весь этот район находится в настоящее время в руках союзников. Занятие гавани Финша обеспечило союзникам полный контроль над заливом Хуон. Продвижение со
юзников на 200 миль от порта Морсби вверх по долине Маркхэйм обеспечи
вает вооруженным силам союзников контроль над всем полуостровом Хуон.
Японская авиация подвергла бомбар
дировке позиции союзников на острове Велла Лавелла (близ Новой Георгии).
Авиация союзников произвела нале
ты на японские об’екты на островах Коломбангара, Новая Британия. Новая Ирландия и в голландской части Новой Гвинеи.
Потери германской
и английской авиации
ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Английское министерство информации сообща
ет, что за сентябрь германская авиация потеряла над Англией 13
самолётов, английская авиация — ни одного. Над Западной Европой потери германской авиации за этот же период составили 171 самолёт, потери английской авиации — 282. В сентябре противник потерял над Северной Африкой 279 самолётов, а английская авиация — 101 самолёт. Потери противника на Ближнем Востоке составили 69 самолётов, потери Англии — 23 самолёта.

Расстрел

50 французских

патриотов

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Агентство АФИ сообщает, что 2 октября по приказу гитлеровских оккупационных властей во Франции было рас
стреляно 50 французских патриотов. В официальном сообщении оккупа
ционных властей, переданном па-- рижским радио, говорится: «В свя
зи с ростом саботажа в последнее время 2 октября были расстреляны по -приказу командований «СС» 50 человек, обвинённых в участии в саботаже и террористических актах».
ОТОВСЮДУ
* АГЕНТСТВО Рейтер передает сообщение алжирского радио о том, что р
городах Болонья. Верона и Венеция, являющихся центрами сопротивления итальянцев гитлеровским оккупантам вспыхнула всеобщая забастовка железнодорожников.
* САМОЛЕТЫ английской бомбардировочной авиации в ночь на 4 октяб
ря совершили ожесточенный налет на Кассель. 24 английских бомбардировщика не вернулись ла базы.
* КАК СООБЩАЕТ агентство Рейтер, утром 4 октября несколько германских самолетов появлялись над отдельными
пунктами Восточной Англии. Жертв небыло. Нет никаких сведений о том, что самолеты причинили какой-либо ущерб*

Диверсионные акты на румынских предприятиях

По мастерским художников

Новые документы

о Л. Н. Толстом

Казахский поэт орденоносец Оскар Токкагамбетов читает свою «Поэму о девяти героях» в колхозе «Кзыл-Ту-4» (Казахская ССР).
Фото К. ПОЗНЯКОВА (ТАСС).