Актеры и роли

„Русские люди“

в Художественном театре

НОЧЬ. Улица русского города, захваченного немцами. Небо в тучах. Вырисовываются тёмные контуры домов и собора Прожектора ша
рят по небу. Взвивается ракета. Отсветы выстрелов прорезают ночную мглу. Мелькнул свет карманно
го фонаря, силуэты фигур — это немецкий патруль. Он кого-то ищет, преследует. Раздаётся отрывистая немецкая команда. Далее — автоматная очередь, чей-то вскрик. Затем наступает тишина.
Так „начинается спектакль «Русские люди» в Московском Художественном театре.
Этот короткий, но запоминающийся пролог сразу вводит зрителя в напряжённую атмосферу пьесы.
Режиссура спектакля — В. Я. Стаквцын и М. И. Кнебель н руко
водитель постановки Н. П. Хмелев умело использовали все положительные возможности пьесы К. Симоно
ва, полно и убедительно раскрыв богатство её идейного содержащая. 0 вместе с тем МХАТ углубил материал автора, проделал дополни
тельную работу над текстом (ввёл пролог, об’единил отдельные эпизода н т. п.) н создал спектакль, ока
завшийся во многом значительнее н сильнее пьесы.
Роль капитана Сафонова играет Б. Г. Добронравов. Он создал мужественный образ советского команди
ра, суме® преодолеть трудности этой роли — её некоторую бездейственность н декларативность. Его Сафонов, внешне такой простой и несколько грубоватый человек, убеждает своей внутренней силой, не
поколебимостью и мужеством. Это— цельный, впечатляющий образ, образ человека смелого, открытого, искреннего, безгранично преданного родине, в котором убедительно раскры
ваются черты национального русesoto характера. Его Сафонову веришь. Патриотические слова, которые актёры других театров стара
ются усилить, срываясь на декла
мацию и лозунговость, звучат у Добронравова внутренне оправданно, искренно, сильно, нбо стали ор
ганической частью его существа, слились с ним.
Финал спектакля Добронравов проводит с большим драматизмом и страстностью. Слова: «Очень долго жить я хочу— До тех пор жить, по
ка я своими глазами последнего немца мёртвым не увижу» он произносит, как призыв к мести, иссту
пленно прижимая к себе раненую Валю. Кровавым пламенем вспыхи
вает небо, стелется дым пожарищ, торчат обугленные стены домов, высится полуразрушенный, искалечен
ный собор с застывшей фигурой склонённого антела — такова страшная картина разрушения освобо
ждённого города, и на «фоне этом вырастает грозная фигура Сафонова, и звучит его страстный призыв, полный боли, гнева и ненависти.
Военфельдшера Глобу играет А. Н. Грибов. .Исполнение им этой роли является крупной удачей спектакля- Правда, Глоба так обрисован Симо
новым, что актёру, играющему эту рель, обычно сразу же обеспечен успех у зрителя. Но Грибов поры
вает с традиционным толкованием образа Глобы. Он играет его острее, смелее, резче. Его Глоба не только
«Русские люди» К. Симонова в МХАТ СССР им. Горького. Лауреат Сталинской премии заслуженный артист РСФСР А. Грибов в роли
Глобы.
Фото Б. ФАБИСОВИЧА.
«Русские люди» К. Симонова в МХАТ СССР им. Горького. Народный артист ООСР Б. Добро
нравов в роли Сафонова.
Фото Б. ФАБИСОВИЧА.
шутник, балагур я весельчак, каким его обыкновенно изображают. Грибов не побоялся показать неприятное в Глобе, его «откровенность», которой
он так возмущает и отталкивает от себя Валю.
Глоба-Грибов жизнелюб. Он весь переполнен избытком жизненных сил. Его Глоба, смачно жующий,
пьющий водку, любящий острое словцо и солёную шутку, полон мо
гучей, неистребимой жажды жизни. Грибов лишил своего Глобу идеали
зации. Он весь земной, «грешный», страстно влюблённый в жизнь человек.
Многие актёры, играющие Глобу, залихватски уходящего с песней «Соловей, соловей пташечка», изо
бражают его таким же, как и в предшествующих сценах. И от этого уход человека на смерть становится лёгким, фальшивым и легкомыслен
ным. У некоторых актёров Глоба как будто наперёд знает, что вслед ему Сафонов скажет свою извест
ную фразу: «Ты видел, писатель., как русские люди на смерть уходят?»
У Грибова все иначе. В финале этой сцены перед нами уже другой Глоба, ставший глубже, серьёзнее,
сосредоточеннее. Артист незаметно показал этот переход, но сделал это сильно и убедительно. Глоба отошёл в сторону — погрустневший, осунув
шийся, задумчивый. Рука прижата ко лбу. Ему тяжело. Он знает, что идёт на верную гибель, и это осо
бенно тяжело такому Глобе, каким его играет Грибов. Глаза его потускнели, и что-то новое, какое-то искреннее и наивно детское выраже
ние появилось в них. Он утёр нос рукавицей, в последний раз выпил водки, вздрогнул и ушёл, запев тихо песню, ле для зрителя, а для того, чтобы ободрить себя самого.
Благородная простота, юмор, душевность и вместе с тем глубокая правдивость и искренность переживания делают это исполнение Грибова значительным явлением в нашей театральной жизни.
Поэтический образ русской девушки Вали Анощенко создан артисткой А. М. Комоловой. Её Валя проникнута нежной доверчивостью, чи
стотой, девичьей сдержанностью и силой пробуждающегося в ней чувства любви. Во втором акте, осве
щенная светом свечи, она сидит на скамье рядом с Сафоновым, скло
нив голову, и невольно тянется к нему, а он, такой мужественный и решительный, пытаясь взять её ру
ку, вдруг становится застенчивым и робким. И в минуту, когда оба они готовы признаться в том, что любят друг друга, Сафонов посылает Валю третий раз в разведку к немцам, может быть на смерть. Посылает с болью в душе. Но так надо. Другого выхода у него нет.
Валя-Комолова соглашается просто, со всей искренностью и нежно
стью, переполняющими её чувства. Любовь к Сафонову для неё неот
делима от любви к родине, от того дела, которому оба они отдали все свои силы, помыслы, чувства.
Счастье преображает её. Лицо светлеет. В глазах — нежность и грусть. Вся она, ставшая задумчивой и какой-то необыкновенной, од

Новая программа хора русской песни

В Большом зале консерватории

Около трёх месяцев прошло с первого выступления в Большом зале консерватории вновь органи
зованного Государственного хора русской песни под управлением А. В. Свешникова. За это время коллектив приобрел большую по
пулярность у слушателей. Его концерты проходят всегда с огромным успехом.
Новая программа хора, с которой коллектив намерен выступить в
конце октября, вызывает поэтому большой интерес среда москвичей.
В беседе с нашим сотрудником художественный руководитель Государственного хора руоской песни заслуженный артист РСФСР А. Свешников рассказал:
—Как ив первой программе, мы собираемся исполнять главным образом старинные солдатские, студенческие, городские песни, пользо
вавшиеся особенной, популярностью в 80-х и 90-х годах прошлого ве
ка. На этот раз репертуар хора пополнился также песнями в обработке русских композиторов и неко
торыми сочинениями современных композиторов.
Среди песен, нкяючёвных в новую программу, — студенческие несши «Наша жизнь коротка», «Фонарики-сударики», солдатская песня «В темпом лесе», шуточная оеоня «Через тумбу, тумбу рее», «Над серебряной рекой» и другие.
Огромной популярностью пользовалась в свое время излюбленная песня русской интеллигенции 80-х
годов «Глядя на луч пурпурного заката». Её пели и как романс, под гитару, и в хоровом исполнешга.
Из русских классических обработок мы ставим в программу об
работанную Глазуновым песню «Вниз по матушке по Волге». Эта песня налгасана замечательным русским композитором со всей широ
той и размахом, присущими его таланту. В ней блестяще использованы средства хора.
В пеоне «Поминальный стихмы хоти м показать картинку из жизни старой России. Эта песня отнюдь не печальна, а, наоборот, полна (народного юмора, жизни и бодрости. Основной напев взят из песен слепцов и очень стильно и хорошо обработай композитором Фёдоровым.
Наконец, наш коллектив исполнит новую, песню М. Коваля «Иль
мень-озеро», лашисашную автором в народном, былинном стиле.
Новая программа Государствешного хора русской песни будет ис
полнена в этом месяце в Большом зале Московской консерватории.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

* ЗАВТРА в выставочном зале Московского товарищества художников открывается выставка произведений жи
вописи и скульптуры Н. Глушенко, А. Морозова, Б. Рыбченкова и Д. Швар
новременао печальной и радостной, раскрывает духовную красоту и нравственную еилу простой руоской девушки, идущей на подвиг. Её воспоминание о родине, о двух бе
рёзках, о которых она рассказывает Сафонову, проникнуто бесконечной любовью к родной земле, поэзией родной природы, такой простой, ин
тимной, глубоко трогательной, часто печальной, что так неотразимо действует на каждого русского человека.
Комолова играет Валю с большой сдержанностью н глубоким внутренним драматизмом. В сцене в тюрьме, где происходит мнимое «преда
тельство» Глобы, Валя-Комолова становится тем центром, в котором, как в фокусе, раскрывается трагическая значительность происходящего.
Её маленькая, беззащитная фигурка кажется особенно слабой н беспомощной в этой большой и пустой комнате. В серой кофте, в замазан
ной мелом, помятой, вылинявшей юбке, измученная и избитая, прижимая к себе вывихнутую руку, стоит она у стены, в углу, откинув назад свое побледневшее лицо. Глядя на нее, варишь, что она прошла через пытки, ужас и боль.
В этом лирическом и нежном образе отчётливо слышится героическая нота.
МХАТ — театр актера. Он воспитал множество крупных артистических дарований, но и для него, обладающего «лучшей в стране труп
пой, проблема воспитания новых кадров стоит очень остро. Вот почему недавний успех Эзова в «Глу
бокой разведке» и Комоловой в той же пьесе и в «Русских людяхпредставляет такой значительный и радостный факт.
Начальнику штаба Васину в пьесе Симонова принадлежит очень суще
ственная роль — он выступает как носитель лучших традиций передового русского офицерства. Неслучайно, что именно он произносит та
кую важную фразу, составляющую
один из основных мотивов пьесы: «Сла-ва русскому оружию!». Иснол
«Русские люди» К. Симонова в МХАТ CССP им. Горького.
Артистка А. Комолова в роли Вали.
Фото Б. ФАБИСОВИЧА.
нягощий роль Васина В. А. Орлов, к сожалению, недооценил этого своеобразия образа: мы не видим военного, прошедшего три войны, старо
го кадрового офицера. Орлов играет искренне и правдиво, но не подни
мает образа до героического звучания, что особесано чувствуется в финале.
Спорно толкование роли Харитонова М. М. Яншиным. Он оЯень выразительно передает опустошенность перепуганного насмерть чело
века, дошедшего в своей трусости до предательства, но недостаточно под
черкивает подлость этого человека, С большим внутренним волнением, внешне скупым н сдержанным, играет Марию Николаевну К. Н. Елан
ская. Ее внутреннее благородство контрастно оттеняет духовный ма
разм Розенберга и Вернера. Внешне «лощеным, нагло самоуверенным и отталкивающе гнусным талантливо показывает Розенберга А. П. Кторов. Беспощадно жестоким, тупым в своей прусской ограниченности изображает Вернера А. И. Чебан.
Среди других исполнителей следует выделить И. М. Кудрявцева (Козловский), Г. Г. Конского (Крау
зе), А. В. Снегина (Ильин) ж Я. И. Лакшина (раненый), создавшего в эпизодической роли лаконичный и запоминающийся образ.
«Русские люди» в МХАТ’е — лучшая постановка этой пьесы. Больше того, это один из лучших патриотических спектаклей, созданных на
шим театром в дни отечественной войны.
Н. Чушкин.
«ОКНО ТАСС
Новое «Окно ТАСС» «Героям-комсомольцам — слава!» посвящено организаторам и руководителям подпольной комсомольской органи
зация «Молодая гвардия». Художник Н. Денисовский изобразил Золотую Звезду и портреты комсо
мольцев Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Олега Кошевого, Сергея Тюленина и Любови Шевцовой, которым посмертно присвоено звание Героев Советского Союза.
Стихи к плакату написал С. Маршак:
Не забудем мы о братьях. Юношах донецких,
Воевавших с целой ратью Палачей немецких.
О питомцах комсомола, Детях Краснодона, —
Тех, что подняли над школой Красные знамёна.
Не забудем их присяги, Призывавшей к мести
Всех исполненных отваги. Верных чувству чести.

НОВЫЕ КНИГИ

К 25-летию ленинско-сталинского комсомола издательство «Молодая гвардиявыпускает массовыми тиражами новые книги и брошюры о славном пути комсомола за 25 лет.
Часть книг уже вышла из печати. Среди них — брошюра «Орден трудовой славы*, в которой рассказывается, за что комсомол награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В серии «Беседы о воинском воспитании» под редакцией генерал-майора Н. Г^ронила вышла брошюра Н. Марков ина «Слава героев бессмертна».
Выпущена книга «Герои Краснодона*, в которой собраны материалы о работе в тылу врага подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
В только что вышедшей книге «Немецкая каторга* собраны многочисленные документы, разоблачающие гитле
ровский план порабощения советских людей, оставшихся на захваченной немцами территории, а также рассказы и письма советских юношей н девушек, томящихся на немецкой каторге.
Героическим подвигам комсомольцев и молодёжи, сражающейся в десантных частях, посвящён сборник рассказов под названием «Рассказы о десантниках».
О мужестве и стойкости моряков Волжской военной флотилии в первый период боёв за Сталинград рассказывает поэма А. Яшина «Город гнева*.
Выпущен сборник «Русские песни», В книге свыше 80 русских народных песен, наиболее популярных среди на
шей молодёжи. В сборник включены песни о памятных исторических собы
тиях, о ратных подвигах героев, о любк родине и ненависти к врагу.
«Девушка-снайпер».
Работа ленинградского скульптора
В. Исаевой.
50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ
П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Музыкальная общественность столицы готовятся широко отметить исполняющуюся в ноябре 50-ю годовщину со дня смерти П. И. Чай
ковского. Комитет по делая искусств и союз советских композиторов организуют в Большом зале Московской консерватории научную конференцию на тему: «Чайковский я советская музыкальная культура». В конференции примут учас
тие композиторы Шостакович, Мясковский, Прокофьев, Шапорин, Хачатурян. В консерватория развертывается большая выставка.
В юбилейные дни в Москве пройдет цикл симфонических и камер
ных концертов из произведена й Чайковского с участием лучших ди
рижеров, артистов и музыкантов страны.
Музгдз выпускает очередной том академического издания произведений Чайковского «Музыкальные за
метки и фельетоны». В этот же том войдет одна из новых капитальных работ Б. Асафьева о великом композиторе.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН В СТОЛИЦЕ
КАЗАХСТАНА
АЛМА-АТА, 5. (ТАСС). 3 октября оперой «Даиси›› открылся сезон в Казах
ском академическом театре оперы и балета. Театр покажет в предстоящем сезоне десять новых постановок. На сцене его пойдут оперы «Абаи» (музы
ка композитора Жубанова и Хамиди), «Амангельды» (музыка Бысиловского), «Чио-Чио-Сан» на казахском языке, «Сказка о царе Салтане», «Фальстаф», «Емельян Пугачев», «Фра-дьяволо». В репертуар балетной труппы включены постановки «Казахская сюита», «Корсар», «Дон-Кихот».
Казахский академический театр драмы откроет сезон премьерой пьесы Шекспира «Укрощение строптивой*. В этом году впервые на сцене казахского театра пойдет пьеса Грибоедова «Го
ре от ума» в переводе поэта Таира Марокова.
Возобновляет работу в Алма-Ата республиканский театр русской драмы. Он начнет сезон премьерой пьесы Гладко
ва «Давным-давно». ,

Возвращение московских

театров

Из Ташкента в Москву вернулись в полном составе коллективы Театра революции и ГОСЕТ.
Перед отъездом Театра революция в Ташкенте в помещении оперного театра им. Свердлова состоялась заключительная декада, во время ко
торой были показаны спектакли «Питомцы отавы» («Давным-давно»), «Весна в Москве», «Собака на се
не» и др. Президиум Верховного Совета Узбекской ССР присвоил артистам театра: М. Бабановой звание народной артистки «СУзОСР, А. Хаягову и Б. Толмазову — звание заслуженных артистов УзОСР.
Государственный еврейский театр показал в Ташкенте три новых спектакля: «Заколдованный порт
ной» Шо.том Алейхема в постановке народного артиста РСФСР Б . Зуекина, «Око за око» П. Маркиша в по
становке народного артиста СССР С. Михоэдса и пьесу узбекских драматургов Яшена и Умари «Хам
за». Правительство Узбекской ССР отметило работу ГОСЕТ в Ташкен
те, наградив почетной трамотой и именными золотыми часами худо
жественного руководителя театра С. Михоэлса. Звание народного ар
тиста УэССР присвоено В. Бусину, звание заслуженного артиста УзССР — исполнителю роли Хамза И. Шидло и режиссеру Э. Лойтеру.
С приездом коллективов Театра революции и ГОСЕТ в Москве бу
дут работать 20 театров. Кроме того, в ближайшие дни возвращаются театры имени Моссовета и Камерный.

Романсы

Чайковского и Рахманинова

КОНЦЕРТ
В. А. ДАВЫДОВОЙ
Программа концерта В. А. Давыдовой, выступавшей ша-днях в Большом зале консерватории, состоя
ла из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Ляпунова, Рахманинова, Метиера, Баха—Гуно, Ли
ста, Шуберта, Шоосона и Бизе. Эти произведения, различные по ха
рактеру музыки, композиторской технике и творческой направленности, были использованы певицей,
как демонстрация ваполнительездого мастерства — разнообразия эмо
циональных и вокально-технических приемов художника.
Можно с полным удовлетворением отметить, что за последние ива года мастерство В. А. Давыдовой безусловно выросло. Её голос звучит мягче, теплее и менее напряжённо. Выразительность стала тоньше и естественнее.
Особенно тепло и убедительно прозвучали «Редеет облаков высо
кая гряда» Римского-Корсакова, «Куда» Шуберта и «Утро» Бизе. Менее удачным было дополнение романса Чайковского «Ночи безум
ные», в котором певица не иопольвовала всех оттенков, раскрываю
щих содержание этого чудесного романса. Можно указать на недостатки в исполнении и других произведений, представленных в про
грамме. Но большинство из них в интеригретации певицы, в особен
ности , солнечные, ликующие «Ве
сенние воды» Рахманинова, е боль
шим под’ёмом спетые Давыдовой, вызвали единодушное одобрение слушателей.
Общее впечатление от концерта Давыдовой ещё раз подтверждает, что упорный труд исполнителей всегда ведёт к творческим успехам. Этот успех певицы в отчётном концерте заслуженно разделил пиа
нист А. Д. Макаров, прекрасный аккомпаниатор, тонко чувствующий исполнителя.
М. Львов.

Налеты нашей авиации на железнодорожный узел Жлобин, станции Рогачев, Васильевка и Мелитополь

В ночь на 5 октября наша авиация бомбардировала немецкие воин
ские эшелоны и военные склады противника на железнодорожном узле Жлобин, станциях Рогачев, Васильевна и Мелитополь. Прямыми попаданиями бомб взорваны 6 железнодорожных составов. Возникли
десятки пожаров, горели вагоны, цистерны и военные склады про
тивника. Пожары сопровождались сильными взрывами.
В ту же ночь наша авиация произвела налёт на большой аэродром противника. Разрывы бомб наблю
дались в местах стоянки немецких самолётов, на лётном поле и в районе складов, прилегающих к аэрод
рому. Произошло несколько взрывов и возник большой пожар складов горючего.
Один наш самолёт не вернулся на
свою базу.
Телеграммы из-за границы

Подробности хозяйничанья гитлеровцев

в Неаполе

НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Как передаёт корреспондент агентства Аесэшиэйтед Пресс, жители Неаполя рассказывают, что уличные боа между населением Неаполя и гитле
ровскими войсками начались после того, как гитлеровское командо
вание опубликовало приказ о мобилизации 30 тыс. неаполитанце® на принудительные работы. На сборные пункты, указан
ные в приказе, явилось только 150 человек. Разорённые гитлеровцы в отместку начали грабить и жечь город и убивать мирных жите
лей. Неаполитанцы, вооружившись ружьями, ножами и т. п., оказали сопротивление оккупантам. В морг одного из госпиталей было достав
лено 2 тыс. трупов. В госпиталь было привезено 6 тысяч раненых.
Корреспондент агентства Юнайтед Пресс пишет, что гитлеровцы взо
рвал» в Неаполе водопровод, газовые
заводы, электростанции, разграбили магазины. Они захватили весь военный и гражданский транспорт. Многие неаполитанцы, которых гитлеровцы хотели отправить на принудительные работы, бежали в горы.

Гитлеровские оккупанты довели Югославию

до голода, разорения и нищеты

СТАМБУЛ, 6. (ТАСС). Многие сообщения гитлеровской печати, а также недичевских и павеличевских газет свидетельствуют о том, что Югославия доведена в результате хозяйничания в ней немецко-фашистских оккупантов до крайней сте
пени нищеты, голода и разорения. Так, гитлеровский журнал «Нейе орднунг» признаёт, что в «хорватском королевстве» всё острее ощу
щается недостаток хлеба. Мизерный хлебный паёк отпускается населению с большими перебоями. Бывает, что городское население по целым неделям не получает ни грам
ма хлеба. Цены на товары растут непрерывно. 2 сентября в павеличев
ских газетах было опубликовано сообщение об очередном повышении цен на соль, табак, керосин и спички. Журнал «Нейе орднунг» со
общает, что из-за недостатка угля резко сократилась выработка электроэнергии. В Загребе промышленные предприятия могут пользовать
ся электроэнергией только с 6 час. утра до 2 часов дня. Из-за отсутст
вия электроэнергии в городе почти полностью прекратилось трамвайное движение.
Несмотря на столь бедственное положение страны, гитлеровцы про
должают нещадно грабить её. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованный в газете «Дейче цейтунг ин Кроатиен» приказ паве
личевских властей о новой реквизи
ции у крестьян скота и продуктов животноводства. Однако органы, проводящие реквизицию, установи
ли, что во многих деревнях совершенно не осталось скота.
Вследствие голода н лишений И вотчине Павелича растут бродяжничество и нищенство. Тысячи беспри
зорных детей заполняют улицы го
родов. По сведениям павеличевской газеты «Новая Хрватска», в этом году в стране было выловлено и заключено в особые детские концент
рационные лагери свыше 5 тыс. беспризорных детей, из них около 1,5 тыс. в одном только Загребе.
Такие же бедствия переживает югославское население и в вотчине Недича. Издающаяся в Белграде недичевская газета «Ново време» жаловалась на то, что редакцию ежедневно засыпают письмами с просьбой оказать помощь. Страницы га
зеты пестрят такими, например, об явлениями: «Милетич—отец трёх детей, умирающих от истощения, лежит без всякой помощи. Дети бросили школу и нищенствуют».
Та же газета констатирует, что «Белград заполнен беспризорными детьми. Они организуют банды и совершают налёты на столовые, ка
фе и рестораны, хватают со столов пищу и убегают». Газета призывает к жестокой расправе с беспризорни
ками. «Пора,—пишет она,—наконец, покончить с этими паразитами

Антигерманские диверсии в Дании

СТОКГОЛЬМ, 6. (ТАСС). Шведская газета «Свенска дагбладет» па
шет, что, по полученным и-з Дании сведениям, число совершённых гам диверсионных актов во второй по
ловине сентября увеличилось. В Копенгагене были взорваны две трансформаторные станции, поден
ный кран в порту, автомобильные и ремонтные мастерские, завод, вы
пускавший мотоциклы, и т. д. В Оденсе разрушена крупная фабрика.
выпускавшая одеяла для германской армии. В Средней Ютландии серьёзно повреждены телеграфные линии германских войск.
Гитлеровцы усиливают репрессии против датчан. Как сообщает та же газета, по приказу германских ок
купационных властей, в одном из концертных залов Копенгагена заложено с целью устрашення населения 5 тонн взрывчатых веществ.
Война на Тихом океане
На Тамани. Группа старшего лейтенанта Гавриленко перед выходом на разведку. Бойцы снабжены плавательными костюмами для форсированна водных преград. Фото О. СТОЯНОВСКОГО (ТАСС).
ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Штаб объединённого командования вооружёнными си
лами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что военные корабли союзников обстреливают японские войска, пытающиеся уйти из Ви
ла (остров Коломбангара). Американские военные корабли потопили япон
скую канонерку и уничтожили 40 японских барж, предназначенных для эвакуации войск из Вила. Бомбарди
ровщик союзников повредил японский эсминец и крупный транспорт. На Но
вой Гвинее австралийские войска вновь продвинулись вперёд вдоль северного побережья
На лекции академика Е. В. Тарле
Лекционное бюро при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР провело в Колоннам зале Дома союзов публичную лекцию академика Е. В. Тарле на тему: «Русская дипломатия и образова
ние Германской империи». Лекция собрала обширную аудиторию и прошла с большим успехом.
— С середины XVIII века, — подчеркнул в начале своей лекции академик Тарле, — Россия не переставала могущественнейшим об
разом влиять на суыьбы Европы, в особенности Пруссии. Начиная с первого военного столкновения Рос
сии с Пруссией—Семшлетней войны, приведшей Пруссию на край гибели, политика прусского государст
ва попадает в полную зависимость от России. Непреодолимый страх перед Россией был одной из основ
ных пружин всей дипломатической деятельности Фридриха П в последние 20 лет его царствования. Прусский король боялся не только могущественной силы необ’ятного го
сударства на востоке Европы, но и значительного превосходства дипломатических талантов русской императрицы.
Когда, разгромив прусские армии, Наполеон решил окончательно уничтожить Пруссию, Александр I употребил всё своё влияние, чтобы сохранить за остатком прусской территории самостоятельное существование.
Не замедлившая проявить себя в период наполеоновского нашествия 1812 года вероломная политика Пруссии в отношении спасшей её России поразила даже самого Напо
леона. Б ответ на униженные прось
бы прусского короля отдать ему прибалтийские провинции России Наполеон сказал: «Однако, какой подлец этот прусский король!».
Лектор подробно останавливается на деятельности русской дипло
матии эпохи Николая I — эпохи полного русского влияния на поли
тику всего германского союза, с Австрией и Пруссией включительно, и далее переходит к характеристике русской дипломатии эпохи Александра П. Наиболее ярким представителем этой дипломатии был Горчаков, первым разгадавший
опасную игру Бисмарка, который создавал грозный для Европы воен
ный кулак в виде «опруссаченной Германии». Талант и проницатель
ность этого русского дипломата подтверждаются, в частности, теми гнев
ными характеристиками, которые расточает ему Бисмарк в овсах многочисленных заметках. Бисмарк ненавидел Горчакова им ев но за то, что тот разгадал его хищнические устремления.
- - Однако Бисмарка, как и Фридриха II, — подчеркивает лектор, — этих , редких выдающихся диплома
тов, которыми судьба столь скупо наделила Германию, никогда не покидал страх перед Россией. Бисмарк ни под каким видом не решался на открытое военное столкновение с Россией и всячески предупреждал против подобной безум
ной авантюры своих современников и преемников. Это умное преду
преждение забыли дипломаты послебиемаркокого периода, устремив
шие свои чаяния на завоевание русских земель. К этим дипломатам, — замечает при всеобщем оживле
нии аудитории академик Тарле, — как нельзя более подходят слова великого немецкого поэта Гейне: «Есть такая порода людей, которые никогда ничего не боятся, — это дураки; они не боятся не вследствие бесстрашия, а вследствие глупости».
— К этой породе относится и современная шайка гитлеровских бандитов, — говорит, заканчивая лекцию, академик Тарле. — Но Россия, веками отстаивавшая свою независимость от всех и всяческих интервентов, и на сей раз, рукою своей могучей Красной Армии, да
ёт зарвавшемуся наглому врагу предметный, урок истории, причём этот урок будет самым суровым из всех, какие немцы когда-либо получали.
Заключительные слова лектор посвящает великому русскому народу, давшему миру искуснейших военачальников и дипломатов, его патриотизму и яркой военной одарённо
сти, мудрому вождю и полководцу товарищу Отталину, который твёр
дой и уверенной рукой веаёт нашу родину к победе над врагом.
(ТАСС).

„Русская дипломатия и образование

Германской империи“

Героям

комсомольцам