Фильм о боевой дружбе

„Два бойца“

КИНОРЕЖИССЕР Леонид Луков
принадлежит к числу крупных мастеров советской кинематографии.
Его фильм «Большая жизнь» —
о зачинателях стахановского движения в Донбассе — произведение, сочетающее высокую идейность с талантливым художественным воплощением, удостоен в 1941 году Сталинской премии.
Сейчас вышел на экраны новый фильм Л. Лукова «Два бойца*) — о боевом содружестве совет
ских людей в смертельной борьбе против немецких захватчиков. Высоким моральным качествам советского человека, великому и прекрасному чувству дружбы посвящён этот фильм. Спаянная кровью фрон
товая дружба, взаимная выручка в бою — что может быть прекраснее и благороднее? Это чувство дружбы, общность боевых интересов, братская поддержка товарища по
оружию свойственны самой природе советского война.
Действие фильма происходит на одном из участков Ленинградского фронта в памятные осень и зи
му 1941 года. С нечеловеческим упорством отражают натиск врага славные защитники города .Ленина. И среди них два искуснейших пу
лемётчика — Аркадий Дзюбши, и Саша Свинцов. По внешности, по темпераменту они—полная противоположность друг другу. Наводчик н первый номер пулемётного расче
та Дзюбин — сварщик из Одессы. Балагур и остряк, он завоёвывает всеобщие симпатии неистощимым весельем и остроумием. Его друг Свинцов — «Саша с Уралмаша» — огромный, неповоротливый человек, наивный и всё принимающий
всерьез. Как часто бывает в жизпи, различие характеров и способство
вало их крепкой дружбе. Но была у них и одна общая — главная и решающая — черта: неудержимая храбрость, соединённая с отличным знанием своей воинской специально
сти. Друзья-бойцы умеют смотреть в глаза смерти, не боятся ни снаряда, ни пули, ни мппы.
Аркадий любит подшутить над своим добродушным другом, над его огромной физической силой. Но стоит кому-нибудь из окружающих подхватить эту шутку и не
почтительно отозваться о Саше, как Аркадий тотчас же берёт под за
щиту друга, энергично раз’яоняя, тм такое Саша с Уралмаша и какая необыкновенная душа у этого доброго и отзывчивого человека.
В короткие передышки между боями друзья грустят, что им после войны придётся расстаться. Одни
вернется на овой Урал, другой — в родную Одессу. Пожалуй, только к ней, к этому красавцу-городу испытывает Аркадий такую же нежность, как к С^ше. И они сго
вариваются продолжить фронтовую дружбу и в мирные годы.
И вдруг это трогательное родство душ, это полное, безоблачное счастье прерывается тяжелой размолвкой. Друзья повздорили и рассорились.
Ссора друзей — интересная тема для художника. И автор сценария вместе с режиссёром раскры
вает её тонко и убедительно. Во время однодневной командировки в Ленинград Саша познакомился с девушкой Тасей, молодым ин-жвнером-сгроителем. -Зашел к ней вместе с товарищем. И пока Саша мод

Кантата

об отечественной

войне

Кадр из Фильма «Два бойца». Атака. Боец Свинцов (артист Б. Андреев) несет раненого друга Аркадия Дзюби на (артист М. Бернес).
*) Производство Ташкентской студии. Сценарий лауреата Сталинской Л рем и и У. Габриловича по повести Л. Славина сМои земляки». Главный оператор А. Гинцбург, художник Б. Каплуновекий, композитор Н. Богословский, тексты песен В. Агатова и М. Голодного.
800 концертов БРИГАДА АРТИСТОВ
НА ФРОНТЕ
В Москву возвратилась с Западного фронта артистическая бригада, руководимая заслуженной артист
кой РСФСР Е. Орленевой. Артисты
выступают в частях действующей армии с первых дней войны. За это время бригада имела лишь один вынуясденный перерыв. Во время вы
ступления артистка Орленева была ранена. Вскоре после выздоровле
ния артистка вновь выехала со своими товарищами в действующую армию.
Бригада дала уже около 800 концертов. На машинах, в самолётах и пешком артисты проделали больше 16.000 километров.
В ближайшие дни артисты выезжают в освобождённые районы Смоленщины.
СОВЕТСКАЯ ОПЕРЕТТА
СОВЕЩАНИЕ
В ДОМЕ АКТЕРА
Сейчас в театрах музыкальной комедии в различных городах СССР идут новые советские оперетты: «Жених из посольства» В. Шебали
на, «Три встречи» М. Отарокадомского, «Табачный капитан» В. Щербачева и др. Всероссийское театральное общество созывает в середи
не октября специальное совещание, посвященное развитию советской оперетты. Будут заслушаны три до
клада: «Оперетта как жанр» — народного артиста РСФСР Г. Ярона, «Проблема драматургии в оперетте— М. Янковского и «Музыка в оперетте» — И. Мартынова.
В совещании примут участие композиторы, драматурги, критики, искусствоведы, творческие работни
ки московских и периферийных музыкальных театров.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Приношу глубокую благодарность всем организациям и лицам, приветствовавшим меня с высокой правительственной наградой.
Академик А. В. Щусев.
ад любовался и романтически вздыхал, Аркадий о привычной легко
стью острил, шутил, балагурил. Он отнюдь не собирался соперничать с Сашей. Но, вернувшись в часть, он не упустил случая пошу
тить над товарищем и рассказал о неудачной Сашиной любви. Саша жестоко обиделся, добился перевода напарником к другому пулеметчику.
Оба тяжело переживают разлуку. Но приходит случай, когда вновь оживает старая, крепкая дружба. В самый разгар боя, когда Дзюбину угрожает смерть, Саша иод огнём бросается на помощь к товарищу, оставшемуся без патронов в окру
женном немцами ДЗОТ е, и выносит на руках тяжело раненного Аркадия.
Фильм Леонида Лукова очаровывает зрителя простотой и сердеч
ностью. Правда жизни стала его идейным и художественным содер
жанием. Это рассказ о простых советских воинах, о настоящих патриотах. человечных, душевных, глубоко чувствующих людях.
Яркие, живые образы . создали артисты М. Бернес (Аркадий) и
Б. Андреев (Саша). Их нельзя не полюбить с первого кадра, с первого взгляда и слова.
Можно было опасаться, что М. Бернес, увлекшись колоритом своей роли, будет переигрывать, «нажимать», ню актёр счастливо избежал этого соблазна. Он не окарикатурил своего героя. В его интоиа

«КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

КНИЖНАЯ
ПОЛКА
★ «Сыновья старого Крузе» — еборник рассказов латышских писателей вышел на-днмх в издательстве «Советский писатель». Кроме одной мойно
го рассказа В. Лациса, в сборник вошли рассказы Я. Ниедрс, А. Саксе и И. Лемаииса. Все рассказы посвящены борьбе латышского народа с немецкофашистскими захватчиками. (Тираж 10.000 экз., стр. 154, цена 3 руб.).
★ В издательстве «Советский писатель» вышла также новость Л. Соловь
ева «Иван Никулин—русский матрос», недавно опубликованная в журнале «Новый мир». (Тираж 20.000 экз., стр. 15$, цепа 3 руб.).
циях одесская тема звучит лиричесиг н мягко. Такие, как он, одесситы с беззаветным мужеством дрались за свой любимый город, де
рутся оаи за пего и сейчас на всех фронтах великой отечественной войны и своими подвигами приближают день желанной победы. Чудесно исполняет М Барнес заду
шевные песенки: «Тёмная ночь», «Коетя-моряк» и героическую пес
ню о бессмертном городе-войне — Ленинграде. Прозвучав на экране, они станут любимыми песнями наших бойцов.
Необычайно трогателен огромный Саша в исполнении Б. Андреева.
Неторопливый и угрюмый с виду, он полон д-етской чистоты, непо
средственности. Легко и просто, как привычное дело, совершает он бое
вые подвиги, всегда готовый отдать свою жизнь во имя родины.
Говоря о мастерстве режиссёра, оператора, актёров к всего творче
ского коллектива, нельзя не сказать и о талантливом сценарии К. Габриловича по повести Л. Слаинтга. В сценарии нашла свое взволнованное и обрезное отражение подтинная правда нашей войны. правда о оовстском человеке.
Так любить друга, так выручать его в бот, так драться за каждый ДОТ, за каждую пядь родной зем
ли, как делают это Аркадий. Саша я миллионы советских людей, истребляющих ненавистного врага. — вот к чему призывает этот волнующий патриотический фильм!
Олег Леонидов.
БЕСЕДА
С СЕРГЕЕМ ПРОКОФЬЕВЫМ
В Москву вернулся из гор. Молотова композитор С. С. Прокофьев. В беседе с нашим сотрудником он рассказал:
— Во время трёхмесячного пребывания в Молотове я был занят в основном работой над новым бале
том на сюжет русской ска-зки под названием «Золушка» (либретто
И. Волкова), который пишу для Ленинградского оперного театра им. С. М. Кирова. Балет пойдёт в
постановке заслуженного артиста ГСФОР К. Сергеева в содружестве с народной артисткой РСФСР Г. Улановой. Они же исполняют и главные роли в спектакле.
Помимо «Золушки» в театре пойдёт и другой мой балет «Шут», на
писанный в 1920 году и еще ни разу не исполнявшийся на советской сцене. Сюжет, балета заимствован также не русских сказок, помещенных в сборнике Афанасьева.
Недавно мною закончена кантата для сопрано, .тенора, хора и симфонического оркестра под названием «Баллада о мальчшке, оставшемся неизвестным», на текст одно
именного поэтического произведения II. Антокольского. Баллада расска
зывает о советском мальчике, сумевшем отомстить гитлеровским захватчикам за пережитые им страдания. Кантата будет исполнена в одном из концертов текущего сезона.
В концертные программы войдет также недавно законченная мною симфоническая сюита в 8 частях из оперы «Семен Когко».
Во время пребывания в Алма- Ата я работал над музыкой к кинофильмам, в частности для кар
тины «Иван Грозный», которую ставит режиссёр С. Эйзенштейн. Мной написана также четьтрёхчаотная соната для флейты и фортепи
ано. Сейчас работаю над восьмой фортепианной сопатой.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* НА ОТКРЫТОМ заседании президиума оргкомитета союза советских
композиторов Д. Кабалевский выступит завтра с докладом «Советская музыка По радиол.
* ЗАВТРА в Большом зале Дома актёра состоится творческий вечер лауреата Сталинской премии Л. Обори
на и солиста . Литовского оперного театра М. Александровичуса.
Коллектив работников книжного магазина № 46 МОГИЗ’а комплектует учебники для суворовских учи
лищ, и ремесленных школ. Кроме того ежедневно, после закрытия мага
зина, работники его подбирают и упаковывают литературу для освобожденных районов. На снимке: у прилавка художественной литерату
ры в магазине № 46.
Фото Л. СМИРНОВА.

В театре

им. Вахтангова

ОТКРЫТИЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА
Государственный театр им. Вахтангова начинает свой 23-й театраль
ный сезон. Зимний сезон 1943-—44 года театр открывает 9 октября в помещении филиала МХАТ. Здесь москвичи впервые увидят спектакли, поставленные вахтанговцами во время пребывания театра, в Омске.
9 октября состоится премьера пьесы «Олеко Дундич» А. 1’жешевского и М. Каца (постановка заслу
женного артиста РСФСР А. Дикого). Роль К. Е. Ворошилова исполняет заслуженный артист РСФСР М. Державин, роль С. М. Будённого — за
служенный деятель искусств Б. Захава. роль Олеко Дундича — лауре
ат Стат инокой премии народный артист РСФСР Р^ Симонов, А. Ка
занская играет Галину, М. Сидоркин — Ходжича, II. Бубнов — Ма
монтова, заслуженный артист
РСФСР И. Толчанов — генерала Жобера.
Следующая премьера театра — «Фронт» А. Корнейчука в постанов
ке художественного руководителя театра Р. Симонова. В главных ро
лях выступят: А. Дикий (Горлов), лауреат Сталинской премии А. Абрикосов (Огнев), заслуженный артист РСФСР А. Горюнов (Колос).
Затем вахтанговцы покажут «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в переводе Т. Щепкиной-Куперник. Спектакль поставлен лауреатом Ста
линской премии народным артистом РСФСР Н. Охлопковым. Р. Симонов исполняет роль Сирано, народная артистка РСФСР Ц. Мансурова — Роксаны, Л. Шихматов — де
Гиша, В. Кольцов — Кристиана, М. Державин — Рагно.
Все три спектакля оформлены заслуженным артистом РСФСР В. Рындиным. Музыка — А. Голубенцева.
В помещении филиала МХАТ вах
танговцы дадут 6 спектаклей. В
дальнейшем театр перенесет свою работу в помещение Государствен
ного центрального театра юного зрителя (ул. Садовских),
ВЕЧЕР В РЕМЕСЛЕННОМ
УЧИЛИЩЕ
В ремесленном училище № 12 металлистов, ка-днях награждённом орденом «Янак Почета», есть несколько круж
ков художественной самодеятельности. Здесь и оркестр народных инструмен
тов, и .хор, и танцовальньтй ансамбль, и драматический коллектив.
Недапно молодые металлпсты поставили свой первый спектакль — пьесу A. Островского «Воспитанница».
«Воспитанница» — не репертуарная пьеса. Она трудна не только для участников вамодеятельности. И здесь
коллективу оказал большую помощь шеф ремесленного училища — МХАТ им. Горького. Артисты Лесли и Якубовская много поработали с кружков
цами, чтобы добиться слаженности ансамбля.
Большой успех у зрителя имели участники спектакля Л. Шевченко, Т. Лебедева, Г. Янко, А. Васильева, B. Крылов и другие.

Рассказы партизан

1. История трофейного

автомата В

ПАРТИЗАНСКОМ отряде, расположившемся в лесу недале
ко от нашей деревни, у меня было много знакомых. Я решил примкнуть к ним, чтобы мстить гитлеровцам за чинимые ими зверства.
Товарищи обещали снабдить меня автоматом. Сейчас я держу в руках этот автомат, с помощью которого уже уложил немало немцев, и с большим удовлетворением вспоминаю его историю.
...Однажды к нам в деревню для очередной расправы с населением за невыполнение поставок для немецкой армии приехали гитлеров
цы: офицер, переводчик, комендант районной полиции и четыре полицейских. Они явились к старосте, бывшему кулаку, и предатель устроил своим хозяевам угощение. Опьяневшие «гости» потребовали, чтобы пришла молодежь. Старости старался изо всех сил, ню из мо
лодежи никто не пошел, да и не
кому бцло итти: всех, кто был способен работать, немцы угнали на каторгу в Германию. Я решил воспользоваться этим обстоятельст
вом и проник на «вечеринку» к старосте.
В избе нестерпимо пахло самогонным. перегаром. Комендант плясал. Этот негодяй до прихода немцев был осужден на три года за
уголовное преступление. Немецкий офицер вяло улыбался, глядя на плясавшего коменданта.
Меня знали в деревне как хорошего плясуна, и кто-то сказал, что неплохо бы и мне показать свое искусство. Пришлось мне сплясать, а когда я кончил и уже собрался выйти на- свежий воздух, мне вдогонку послышались слова нем
ца: «Гут таицеп». В этот момент у меня окончательно созрел план дальнейших действий. Я подошел к коменданту:
— Господин комендаит, я хотел бы поступит, в полицию, но пе знаю, как это сделать.
—- В полицию? Ну что же, талой парень, нам подойдет. Поедем завтра вместе в район и там вое оформим.
После вечеринки я отправился в партизанский отряд. Командир отряда внимательно выслушал меня и спросил:
— А вооружение у них какое?
—- У немца, — говорю, — автомат и наган, у коменданта тоже, а у полицейских только винтовки.
— Хорошо. Встречу устроим у кривой сосны. Знаешь где?
—- Знаю.
На утро староста велел запрячь для гитлеровцев лошадей. Тут по
дошел и я. Немец увидел меня и улыбнулся: «Гут танцен». Комендант усадил меня в свою повозку. Я взялся управлять » лошадьми, и мы тронулись.
Там, где кончается кустарник, дороги расходятся: одна идет по
лем, а другая — лесом. Поворачиваю лошадей на лесную дорогу. Комендант лениво говорит:
—I Полем бы надо ехать...
— Нет, господин комендант, в поле песку много, да и жарко, а лесом прохладпее будет.
Комендант согласился, и я с волнением подумал, что дело идет нал ад.
Вот недалеко и кривая сосна. Сердце крепко стучит. Под’езжаем
ближе. Я соскакиваю с повозки и делах» вид, будто что-то потерял. Отхожу в сторону, и в это мгновение с двух сторон затрещали пуле
меты. Не успел комендаит поднять голову, как был убит. Немец схва
тил было автомат, по и его тут же уложила партизанская нуля. Ос
тальных полицейских скосил пулемет.
Командир отряда вручил мне трофейный автомат, а вечером мы все сидели у костра и пекли яйца, которые староста собрал -кандарму.
Честно служит мне этот автомат. И хорошо еще послужит, пока земля наша не будет полностью очищена от немецких захватчиков.
Партизан В.

2. Бой на реке

ПАРТИЗАНСКИЙ отряд на двух
небольших паромах и лодках переправлялся через реку II. Вскоре мы уже вытаскивали на берег по
возки с боеприпасами, приводили в порядок лошадей и боевую технику.
В нескольких километрах от этого места еще недавно находилось большое село. Когда немцы узнали, что поблизости появились партизаны, они забросали село с само
летов зажигательными бомбами. От него остались лишь обгоревшие об
ломки и груды кирпича. Жители ушли в лес.
На берегу у нас была организована застава. И вот однажды утром мы увидели, что далеко на реке по
явились едва заметные точки. С каждой минутой они увеличивались, н скоро стадо ясно, что приближает
ся вражеская речная флотилия. Она состояла из двух кораблей, трех катеров и иес-кольких моторных лодок.
На заставе все было приведено в боевую готовность. Мы спокойно ожидали приближения врага. Командир отряда предупредил, что кораб
ли надо подпустить на 50 метров и лишь тогда уничтожать их.
На берегу стояла тщательно замаскированная пушка, а в нескольких шагах от нее опытный глаз мог бы заметить стволы двух пу
леметов. Наводчик С. находился у своего орудия и ловил цель — один из кораблей немецкой флотилии.
Раздалась команда. Орудие выпустило один, другой, третий бронебойные снаряды. Корабль воспламенился.
Тем временем бронебойщики принялись уничтожать катера. Через несколько минут они были об нты пламенем. Пулеметчики поливали свинцовым дождем ошеломленных немцев, пытавшихся открыть огонь с горящих палуб. Гитлеровцы начали бросаться в воду.
Так партизаны ликвидировали немецкую флотилию. В бою на реке были уничтожены два вражеских корабля, три катера и несколь
ко моторных лодок. Из 300 немцев избежали гибели и скрылись не больше двух десятков. Все остальные нашли могилу на дне реки.
Партизан-орденоносец Ю.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, главный штаб союзных войск в Северной Африке официально сообщил о том, что американская 5-я армия, продвига
ясь к северу от Неаполя, заняла дьа важных аэродрома в Помильяно д’Арко и Каиодикино.
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке сооб
щает, что американская 5-я армия продолжала продвигаться, несмотря
на усилившееся сопротивление противника. Войска союзников продол
жают получать подкрепления и быстро производят ремонт разрушенных противником мостов.
Английская 8-я армия находится в соприкосновении с вражескими
войсками в районе к западу от
Термоли и на линии у реки Биферяо. Здесь происходят ожесточённые бои.

Массовое уклонение населения Франции

от мобилизации на гитлеровскую каторгу

СТОКГОЛЬМ, 7. (ТАСС), цюрихский корреспондент шведской газе
ты «Дагенс нюхетер», ссылаясь на сведения швейцарской газеты «Журпаль де Женев», сообщает о массо
вом уклонении населения Франции от мобилизации на принудительные работы в Германии. В Лионе было об’явлеяо о призыве 10.175 мужчин,
но лавалевским и гитлеровским «вербовщикам» удалось арестовать и послать в Германию только 52 человека В департаменте Иль и Ви
лен было фактически мобилизовано только 11 человек из 4900, подлежавших мобилизации, в департаменте Юры — 3 из 600, в Авероне — 6 из 1036.

Саботаж и диверсии на оккупированных

Венгрией югославских территориях

СТОКГОЛЬМ, 7. (ТАСС). Скандинавское телеграфное бюро сообщает из Будапешта, что на оккупированных Венгрией югославских территориях в последнее время было совершено много диверсионных актов. Были уничтожены запасы зер
на, повреждено несколько железнодорожных линий и взорван ряд железнодорожных станций. Венгер
ским жандармам, несущим охрану, дано право убивать любого человека, который не остановится по первому оклику.
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Государственный департамент об’явил, что между США и Мексикой достигнута договоренность об окончательном урегулировании вопроса о претен
зиях американских нефтяных компаний к Мексике в связи с кон
фискацией последнею имущества этих компаний в марте 1938 тоска.
-Как известно, в ноябре 1941 года США и Мексика договорились о том, что каждая из этих стран, наз
начит эксперта для определения размера компенсации, которая дол
жна бьгп. выплачена Мексикой американским компаниям. Мексика

Рост военного

производства в США

НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Заместитель руководителя Управления по делам военного производства США Вильсон в речи, произнесенной на митинге в Вашингтоне, заявил, что в третьем квартале этого года в США было произведено вооружений более чем на 16 млрд, долларов против 3 млрд, долларов в последнем квартале 1941 года. В денежном выражении производство во
оружения в настоящее время удвоилось по сравнению с прошлым годом. По словам Вильсона, в нынешнем году продукция американской промышленности, производя
щей вооружение, почти в два раза превысит производство вооружений в Германии, Италии и Японии, вместе взятых, в то время как в 1941 году Германия, Италия и Япония
вместе выпустили вооружений в 5 раз больше, чем США.
Действия авиации
союзников
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщило, что американскими бомбардировщи
ками «Мародер» и английскими «Митчелл» и «Бостон» было сброшено в течение сентября на же
лезнодорожные центры Северной Франции, Голландии и Бельгии •около тысячи тонн бомб.
внесла тогда 9 млн. долларов авансам до окончательного разрешения этого вопроса. В апреле прошлого года американский и мексиканский эксперты совместно определили, что американские компании в результа
те конфискации их имущества, в Мексике потерпели убытки в судите 23 млн. 996 тыс. долларов. По до
стигнутому ныне соглашению Мек
сика должна закончить выплату этой суммы к сентябрю 1947 года к, кроме того, уплатить 3 проц. годовых, что в общей сложности составляет ещё 5 млн. 142 тыс. долларов.

Потопление канадского

эсминца

ОТТАВА, 6. (ТАСС). Морской министр Канады Макдональд об’явил,
что германская подводная лодка потопила в северной части Атлан
тики канадский эсминец «Сен Кра», который конвоировал суда. Пропа
ло без вести 146 членов экипажа. Один человек спасён. Это — три
надцатый канадский корабль, потопленный с начала войны.
ОТОВСЮДУ
* ПО СООБЩЕНИЮ английского морского министерства, лёгкие английские военные корабли перехватили 4 октяб
ря у северо-западного побережья Франции соединение неприятельских есминцев. Вражеские -корабли пытались скрыться. Однако английские корабли начали их преследовать и поразили нескольких из них артиллерийским ог
нём. На двух вражеских кораблях вспыхнули пожары. Из-за темноты че удалось полностью установить резуль
таты боя. Все английские корабли ьернулись в свой порт, понеся лишь кезначительные потери.
* ГОЛЛАНДСКОЕ морское министерство об явило, чго голландская прдводная лодка Дельфин» торпедирова
ла и потопила в Средиземном море гер
манский транспорт водоизмещением в 9 тыс. тонн и уничтожила артиллерийским огнем две германских баржи.
* ГАЗЕТА «Иомиури-Хоци» пишет, что 3 октября в районе Токио в ре
зультате сильного шторма и ливня было затоплено свыше 5 тыс. домов.
* В МЕКСИКЕ издается роман Толстого «Война и мир».
* СЕКРЕТАРЬ союза греческих моряков Спиридакос заявил представителям печати, что греческий торговый флот насчитывает в настоящее время 70 су
дов общим водоизмещением около 500 тыс. Тонн. До войны общий тоннаж греческого торгового Флота составлял 2 млн- тонн.

Под немецким игом

Судьба одной украинской девушки КРАСНАЯ Армия освободила се
ло Чернетчино, что за Ахтыркой. Советские люди, пережившие ужасы фашистской оккупации, рас
сказывают о тяжёлых страданиях, которые им пришлось испытать.
Вот белая хата Михайло Тракторе)! ко. Сад наполовину вырублен немецким топором. Огород изрыт окопами.
У Тракторенко есть дочь Шура. Она окончила десятилетку и гото
вилась к поступлению в мединсти
тут. Перед девушкой открывалась дорога к счастливой, интересной жизни. Но вот в село ворвались гитлеровцы, и всё это рухнуло. Мо
лодых украинок немцы хватали на улицах, в‘домах, на поле и, погрузив, как окот, в вагоны, отправляли на каторгу в Германию.
Шура опряталась со своими подругами в подвале. Девушки пили убивающие здоровье настойки из ядовитых трав, растирали песком глаза. Они не рады были овоей мо
лодости, крепкому здоровью. При немцах это было несчастьем. В несколько дней девушки настолько изменились, что ш.х трудно было узнать. Они еле держались на ногах, их глаза покрылись язвами.
— Теперь мы спасены, — думали девушки и разбрелись по домам.
Утром немецкие вербовщики схватили Найда Савченко. Нюру Зеленко и заперли их в комендатуре. Миля Гойко ошпарила себе тело кипятком, но и её поволокли на сборный пункт.
Шуру схватили на улице и погнали в Ахтырку, сильно избив по дороге. Она очнулась в сарае. Тело было в синяках, платье изорвано руками насильников... Она хо
тела звать на помощь, но нехватило сил.
Потом вместе с другими невольницами Шуру отправили в Конотоп, где загнали в тесные, вонючие казармы. На воротах казарм была вывеска: «Лагерь восточных областей». Девушки спали стоя. Кормили их какой-то противной жижицей из отрубей. Каждую ночь приходили пьяные офицеры, выбирали себе девушек и уводили с собой.
В лагере Шура встретилась со своей подругой Анной Жилиной. Это была черноглазая красавица — гордость всего села. Они решили бежать, потом раздумали: ведь нем
цы за это сжигают дом и уводят родителей в неволю.
Ночью пришёл высокий, плешивый офицер. Он показал пальцем: на Анну, и её увели из лагеря. Беспокойно билось сердце Шуры. «Скоро и мой черёд», — думала она.
В конце-концов Шура не выдержала и бежала. По ней стреляли автоматчики, пустили вдогонку овчарок, но добрые люди спасли девушку. С тревогой входила она в без
людное родное село. Огородами пробралась в отчий дом. На дворе еу увидел отец.
— Дочка! — крикнул он, бледнея. — Что ты с нами делаешь?
. Шура ничего не ответила. Она билась в истерике на груди отца, который гладил её кудрявую голову к шептал:
— Вот до чего довели изверги, родное дитя приютить нельзя!.. Погодите, и на вас управа найдётся!
Вечером ц дом Тракторенко при
шёл офицер. Шура спряталась на сеновале. С тревогой смотрели на гитлеровца отец и мать. Немец подошёл к сидевшей на скамье млад
шей дочери, шестнадцатилетней Оксане, и приказал:
— Через неделю приготовься. Я отправлю тебя к своей фрау работать.
Втайне от всех Шура приготовила себе петлю. Другого выхода она не видела. Только смерть, ре
шила она, избавит её от новых мук, от немецких насильников. Но вот лю
ди принесли ей радостную весть: Красная Армия наступает, опасение от рабства не за горами.
...Мы беседуем с этой исстрадавшейся украинской девушкой. Ху
дая. бледная, с застывшем испугом в глазах, она не может спокойно говорить. Шура произносит несколько слов:
— Какое счастье быть свободным советским человеком!
С. Берман.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
«Десант балтийцев».
Картина ленинградского художника В. Серова.
ФИЛЬМ ВНОВЬ ВЫПУЩЕН НА ЭКРАНЫ
Главкинопрокат вновь выпустил на экраны страны фильм по замечательной книге Николая Остров
ского «Как закалялась сталь» — производства киевской и ашхабадской киностудий (автор сценария и
режиссёр — лауреат Стштадекой премии Марк Донской).
Патриотическая картина эта вышла в конце прошлого года и обо
шла вое города Советского Союза, демонстрировалась в колхозах, на фабриках и заводах. Воспроизведённый на экране светлый, мужествен
ный образ Павла Корчагина — мо
лодого бесстрашного борца протнн немецких оккупантов на Украине
— принимается красноармейской аудиторией на фронте с неослабева
ющим волнением. Десятки копий картины были посланы в освобождённые районы.
Фильм «Как закалялась стальотправлен также в зарубежные страны.

Соглашение между США и Мексикой

Телеграммы из-за границы

„ВОСПИТАННИЦА“