НА ТАНКАХ „СОВЕТСКИЙ ПОЛЯРНИК

письмо

И. Д. ПАПАНИНА
Начальник Главного управления Северного морского пути при СНК СССР, дважды Герой Советского Союза тов. И. Д. Папанин полудил на-днях от командира Н-ской танковой гвардейской части пись
мо. В нём рассказывается о том, Как бесстрашные воины на танках «Советский полярник», недавно пе
реданных этой части, беспощадно громят немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
«Только за два первых боя, — пишет командир части,—моя часть
уничтожила 40 разных орудий противника, 2 танка, б автома
шин, 22 ДЗОТ’а, 10 повозок с боеприпасами, 8 миномётов, 50 лошадей и истребила 382 гитлеровцев».
И. Д. Папанин послал ответное письмо, в котором пишет:
«О чувством огромной гордости и радости читал я в газетах со
общения о боевых .успехах вашей части. Письмо ваше наполняет меня и всех полярников уверенностью, что танки «Советский полярник» находятся в твёрдых, надёжных руках. С непередавае
мым восхищением слушала вся страна сообщение Советского Информбюро о том, что наши войска в основном закончили ликвидапию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Фашистские мерзавцы получили по заслугам. Что ж, собаке — собачья смерть!
Советские полярники ни на минуту не сомневались в том, что в боевых операциях по разгрому и уничтожению фашистских голово
резов под Сталинградом в первых рядах были вы. отважные танкисты, на грозных, боевцх машинах, построенных на трудовые сбережения наших полярников».
«Передайте гвардейцам-танкистам вашей части, — пишет в заключение тов. Папанин,- — мои пожелания новых боевых . успехов в борьбе с ненавистным врагом. Я уверен, что вы и в дальнейшем будете неустанно очищать нашу родную советскую землю от кро
вавых фашистских шакалов. Сердечный привет! Ваш И. Папанин».

Как сообщил сотруднику «Вечерней Москвы» тов. Папанин, в на
стоящее время на всех полярных станциях, зимовках и промышленных предприятиях Арктики проводится сбер средств на строительст
во авиационной эскадрильи «Совет
ский полярник». С радостью отдают работники Арктики свои трудовые сбережения на дело окончательного разгрома ненавистного врага.
Уголь — Москве. У бункера шахты («Товарковуголь»),
Фото А. ГАРАНИНА.

КИЕВСКИЙ РАЙОН

ПЛОХО ШЕФСТВУЕТ НАД ГОРНЯКАМИ

ПИСЬМО ИЗ ПОДМОСКОВНОГО БАССЕЙНА

В ответ на приказ товарища Сталина

В ответ на приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина фронтовая молодёжная бригада тов. Леонова (завод, где директором тов. Шейнин) решила до
срочно выполнить обязательства, взятые в честь 25-й годовщины Красной Армии. Вчера бригада сдала фронту продукции на 40 про
центов больше дневного задания. Не отстают от молодёжи и опытные. старые производственники.
20 января 1-й сборочный цех завода получил срочное задание вы
пустить новый тип продукции для фронта. Работая напряжёнными темпами, лучшая бригада слесарей, которой руководит мастер тов. Ула
нов. быстро освоила новый процесс производства. Вчера бригада вдвое
перевыполнила задание- Слесарь Белов. сч“Г1.ловщики Хамов и Петухов. работая на исключительно сложных операциях, дали за смену ISO процентов нормы.
По телефону из шахты сообщили неприятную весть — остановились мотор и насос.
Почему произошла эта авария? Потому, что здесь механизмы не ремонтируются месяцами, запасных частей нет.
— А шефы? Что же сделали они для того, чтобы шахта работала без перебоев?
По этому поводу парторг шахты № 8 тов. Абрамов сказал:
— Да разве шефы пойдут в шахту? Они больше на поверхности...
Киевский район столицы прислал сюда много различного оборудова
ния, материалов, деталей. Среди работников, приехавших из Москвы с шефствующих предприятий, есть и квалифицированные слесари, ко
торые могли бы принести большую пользу непосредственно на производстве, т. е. в шахте. Но они предпочитают работать па поверхности
предоставляя малоопытным, неква
лифицированным слесарям шахты возиться часами со сложными ме
ханизмами. задерживать работу лав и. следовательно, сокращать добычу угля.
На шахте работают представители Киевского района — инженер-химик тов. Ходуль и студент тов. Попов. Нельзя скачать, что отги ничего не сделали. Эти товарищи стараются помочь шахте всем, чем могут. Тов. Попов ведёт большую агитационнопропагандистскую -работу, тов. Ходудъ засыпает Киевский райком
ВКП(б) телеграммами о том, чтб требуется_шахте в области технического снабжения.
Был такой случай. В одну из лав по плану можно опускать не более 9 рабочих. Чтобы увеличить добычу, трест «Донуголь» дал приказ опускать в эту лаву 20 чело
век. Так как никто не продумал схему расстановки людей, в лаве возникла невероятная теснота. Вме
сто увеличения добычи здесь не выполнили плана. А когда в эту же лаву послали 9 человек, но хорошо продумали расстановку сил, то эта группа перевыполнила задание. Как пригодился бы здесь опыт проичвоасФвенкпка-орга.ни-затора, которых в Киевском районе, надо полаг.атъ, немало! Но таких людей на. шахте нет.

30 января

Д
О 25-й годовщины Красной Армии осталось меньше месяца. Передовая «Правды» снова привлекает внимание к этому важнейшему вопросу Советский тыл изо дня в день усиливает поддеряску фронту. Работники целых отраслей промышленности взяли на себя серьёзные обязательства. Танковый корпус «Советский танкостроительи сверхплановые самолёты строятся на средства, собранные из личных сбережений работников танковой и авиационной промышленности. Дать больше продукции сверх плана. Под этим лозунгом с новой оплой сейчас развертывается Всесоюзное социалистическое соревнование. «Надо, чтобы все участники соревнования. — подчеркивает «Правда», — ко Дню Красной Армии пришли
с отличными достижениями, чтобы они могли скачать: «Мы выполнили свое слово» . Большевистское правило: принял обязательство — выполни. дал слово — сделай! —должно быть законом для всех соревнующихся».
50 ТЫСЯЧ человек присутствова
ло на общегородском митинге трудящихся Красноярска. Участни
ки митинга обратились с письмом к товарищу Сталину, в котором пишут, что они решили создать Ста
линский фонд Красной Армии: «Создавая этот фонд Вашего имени, мы клянемся Вам. товарищ Сталин в 1943 году увеличить производство вооружения и боеприпасов в полто
ра-два раза, по сравнению с 1942 годом; на строительство танков собрать не менее 100 миллионов руб
лей; хлебный фонд Красной Армии, создаваемый из наших личных запасов. увеличить до 250 тысяч пудов: вырастить в 1943 году высокий сталинский урожай, чтобы
обеспечить страну и фронт хлебом, а промышленность — сырьём». ★
П
ОТЕРИ гитлеровской армии рас
тут каждый день. Одновременно о телеграммой из Женевы о «тотальпой мобилизации» в Германии. «Правда» публикует статью Г. Со
Сотткя, в которой приведено много
показательных фактов и цифр: «К десятилетию фашистского владыче
ства в Германии Гитлер преподнес ВМ£Д«и «подарок» в виде приказа о
«тотальной мобилизации», охватывающей всё население вплоть до детей и 65-летних стариков. «Тотальная мобилизация» — яркое сви
детельство крайнего напряжения и истощения людских ресурсов гитлеровской Германии. Гитлер время войны, до октября 1942 года, вынужден был снять с производства и призвать в армию 14,5 мил
лиона человек. Несмотря на все усилия гитлеровцев, в том числе и нынешнюю «тотальную мобилизацию», невозможно заполнить образовавшуюся брешь. Эти потери невосполнимы».

В ШИРОКОЙ и многообразной помощи народа Красной Армии особое место занимает забота о семьях фронтовиков. Этому посвя
щена передовая «Известий». Только по ГСФСГ, с начала войны по 1 ок
тября 1942 года, было выплачено государственных пособий семьям военнослужащих 4.876 миллионов рублей. Но этим далеко не исчерпывается помощь семьям фронтови
ков. Огромную роль здесь играют и общественные организации. Замечательную ишнцнативу проявили трудящиеся Ивановской области, организовавшие «Неделю помощи семь
ям красноармейцев и командиров Красной Армии и Красного Флота». Можно не сомневаться, пишут «Известия», что примеру ив айов
цев последуют все края, области, республики Советского Союза. ★
«ПРАВДА» публикует заключительную часть статьи акаде
мика Т. Д. Лысенко «Ближайшие задачи советской сельскохозяйствен
ной науки». В разделе о посадках картофеля академик пишет: «Нужно сказать, что-дело использования верхушек продовольственных клубней для посадки ещё очень многими, в том числе и научными работниками, незаслуженно недооценивается. Нужно скорее с этим кончить». ★
«МОСКОВСКИЙ большевик» рас
сказывает об опыте завода, где директором тов. Белов. Кузнеч
ная печь этого завода переделана с мазутного отопления на отопление овежесрубленными Дровами.
Программу шахта выполняет скачками. Каждый день приносит какие-либо неприятности: то возду
ха нехватает, то останавливаются йрашюпортёры. Можно было бы выйти из положения — поставить до
полнительный компрессор. Но во всём Ки ©воком районе компрессора, видимо, не нашлось. Впрочем, об этом представители шефов молчат или делают вид, что розыски тако
го агрегата в Москве очень сложны, поэтому-де и не стоит затрачивать бесплодных усилий.
В вагонах, прибывающих из Москвы на шахту, можно найти вое-, возможные предметы производствен
ного п бытового обихода шахтёров. Безусловно нужны здесь прислан
ные тарелки и ложки. Но горняки просят дать им побольше цепей Галля,. скребков к транспортёрам, пик для отбойных молотков и дру
гих остродефицитных деталей, в которых каждая шахта ощущает большую потребность. Все это мож
но производить на предприятиях Киевского района без ущерба для основного производства.
Три слесаря-москвича уже возвратились на свои предприятия. Оста
лись на шахте два слесаря и два кузнеца. Они откровенно говорят, что собираются домой. А так как здесь никто ими не руководит, то хозяйственники н партийная организация шахты просто будут по
ставлены перед свершившимся фактом.
Киевскому райкому ВКТКб) следовало бы наладить практическую работу заводов-шефпв на шахтах. Взамен уехавших в Москву необходимо прислать новых рабочих. Надо шахте помогать.
Г. Загорский. г. ДОНСКОЙ. (Наш спец. корр.).
СОРЕВНОВАНИЕ
ИСТОПНИКОВ-КОЧЕГАРОВ
МОСКВЫ

ДВА ДОМА

В МЕРЗЛЯКОВСКОМ

В Мерзляковском переулке стоят бок о бок два дома. Они пбхожи, как близнецы — каменные, необы
чайно прочные, основательной стройки, с нормально работа.Ьщимн котельными, с одинаковой отопительной системой. Даже управляющий домами, по совместительству,
один и тот же — тов. Кареева. Но в квартирах дома № 13 тепло, а жильцы дома № 15 жалуются на холод.
Когда мьг беседовали с управляющей. домами тов. Кареевой, в кон
тору вбежала молодая девушка — истопник дома № 15. Она попросила разрешения спустить поду из отопи тельной системы.
— Топливо всё вышло, — сказала она, — осталась угольная пыль, ею топить нельзя.
Присутствовавший здесь кочегар тов. Нежметдинов — старший истопник соседнего дома - - отозвался:
— За много лет я ни разу не ейуокал воду из системы. Можно и угольную пыль использовать. Пу
скай придут ко мне сегодня же, я научу топить и пылью.
На том и договорились.
Мы привели этот разговор для того, чтобы показать, как иногда у одного л того же управляющего домом ценный опыт ос
таётся в котельной. И никто не считает нужным заглянуть туда, чтобы поучиться у соседа.
Ведь оба дома, как потом мы выяснили, получили на каждую топ
ку одинаковое количество угля и дров, при чём. это топливо было равноценно и по качеству. Но истопники работали по-разному. Пер
вые полтора месяца, когда морозы были небольшие, Нежметдинов сжи
гал преимущественно угольную пыль и мелочь, а истопники дома № 15 забрасывали в топку крупный кусковой уголь. К сильным морозам в котельной дома М 15 кус
кового угля оставалось уже немного, а Нежметдинов в это время только начинал его расходовать.
Однако, не только в этом причина разницы в температурах. Оказывается, в котельной дома .4» 15 укоренилась нездоровая практика отлу
чек дежурных «на несколько минут». Тов. Кареева рассказывает, что ей не раз приходилось заставать по ночам котельную на замке.
Кроме того »п Нежметдинов, ни Кареева, ни молодые истопники ни
чего и не слышали о рациоивлнзлто; оком предложении к-очегара Пан
филова, брикетирующего угольную пыль. А оно заслуживает самого широкого распространения.
МОЛОДЫЕ
АГИТАТОРЫ ЗАВОДА
На заводе, где секретарём комсомольской организации тов. Грузииов, вчера состоялось занятие агитколлектива. Руководитель коллектива тов. Головина рассказала молодым агитаторам об участии комсомольцев в боях за родину, о высоком моральном и боевом духе Красной Армии, о самоотверженном труде молодёжи в тылу. Участни
ки коллектива проследили по карте продвижение наступающих частей Красной Армии.
Сегодня агитаторы начнут проводить беседы по цехам, бригадам, отделам завода.
На Н-ском авиационном заводе. Бригадир стахановской бригады К. Максимов за работой. Бригада тов. Максимова систематически вы
полняет производственные задания
на 200 процентов.
Фото Л. ВЕЛИКЖАНИНА (ТАСС).

ДЕТЯМ

ФРОНТОВИКОВ

СТОЛОВЫЕ
В РОСТОКИНСКОМ РАЙОНЕ
За порядком в раздевалке н у кассы следят сами посетители. По
этому небольшая очередь двигается быстро, я ребята спокойно проходят в зал, наполненный шумом, характерным для всякого детского учреждения. За столиками сидят и ше
стилетипе малыши, и школьники пе:рвых классов.
Детская столовая на Переяславке обслуживает преимущественно детей фронтовиков. Здесь они полу
чают сытный обед, а те, кто нуждается в усиленном питании, — я
ужин. Самым маленьким обеды отпускаются на дом.
Шеф столовой — молодой повар Мария Фёдорова, награждённая значком «Отличник На-ркомторга», проявляет большую изобретательность в приютовленни блюд.
В столовых на Каланчёвской улице, в Останкино и на Переяс
лавле получают питание более 3.000 детей.
Фото А. БЕЛИЦКОГО (ТАСС).

УДОБРЕНИЕ

ДЛЯ РАБОЧИХ

ОГОРОДОВ

Подсобные хозяйства заводских ОРСов, а также рабочие-огородники Пролетарского района собираются широко применить дЛгя удобрения своих полей речной ил, а также ил из отстойников Кожуловской станции аэрофильтра цн и.
Ил, имеющийся на этой станции в неограниченном количестве, обладает
не только ценными удобрительными свойствами, но и может быть исполь
зован как топливо. Б 1942 году из не
го в порядке опыта изготовлялись брикеты, показавшие высокую \калорийность н хорошо сгоравшие в топках.
В нынешнем году намечено организовать .массовое производство таких
брикетов. Изготовляться ourf будут на одном из заводов Пролетарского района.
Центральный фронт. Разведка боем в населенном пункте.
«Вечерняя Москва» не раз уже сообщала о рационализаторском предложении старого кочегара тов. Панфилова, который разработал
простой и экономичный способ брикетирования угольной пыли и эффективного сжигания её в топках. Заинтересовалось способом брикети
рования и Жилищное управление Моссовета. Руководитель техническо
го отдела Мосжи.туправления тов. Мовшович вместе со специалистами!- топлотехшгками побывал в котельной дома .V» 67 по шоссе- Энтузиастов,
где работает старшим истопником тов. Панфилов. Специалисты ознакомились с процессом брикетирования и сжигания брикетов угольной пыли. В беседе о нашим сотрудником тов. Мовшович сообщил:
— Сжигание угольной пыли в брикетах ценно тем, что оно эко
номит топливо. Прекрасный почин сделал тов. Панфилов, сумевший свой большой опыт кочегара-паровозника перенести в котельное хо
зяйство жилых домов. Ценно и то, что тов. Панфилов не довольствует
ся достигнутыми результатами, а всё время стремится улучшить их путем применАгия новых смесей для брикетирования. Превосходные ре
зультаты должны дать брикеты, в состав которых кроме угольной пы
ли входит еще и торфяная. Такие брикеты сейчас в виде опыта изготовляет старый кочегар.
Инициатива тов. Панфилова застуживает всяческой поддержки. Её окажет и Мосжилу правление. Путём испытаний мы установим наиболее целесообразные и экономичные размеры брикетов (чем мень
ше брикет, тем он полнее и скорее сгорает), а также дадим для брике
тов как можно больше нефтяных отходов, которых у тов. Панфилова сейчас нет.
Применяемый т. Панфиловым ручной способ изготовления брикетов приемлем для небольших котельных. В крупном котельном хозяйстве, очевидно, понадобится в ка
кой-то мере механизировать процесс брикетирования. В связи с этим необходимо разработать конструкции простейших механизмов и быстро выпустить их. Если в ближай
шее время нам удастся перевести хотя бы часть чугунных котлов на отопление брикетами, то и это даст огромную экономию топлива.
Брикеты тов. Панфилова уже сейчас могуч сыграть большую роль в жилищном хозяйстве столицы. Мосжилу правлением даны указания районным инженерам о широком использовании опыта тов. Панфилова.
Продажа детских календарей в универмаге на Добрынинской площади.

Фото М. ОЛЕХНОВИЧ. московский ЧЕТВЕРТАЯ ОЧЕРЕДЬ

ВСЕВОБУЧА
На военно-учебных пунктах предпри-» ятий и районов Москвы идёт подготов, ка к занятиям бойцов четвертой озере, ди всевобуча. Командный состав про.
ходит специальные сборы. Занятия нач. нутся 16 февраля.
ТЫСЯЧА ОТВЕТОВ НА ПИСЬМО ЛЕТЧИКА
КОНФЕРЕНЦИЯ
ИНСТИТУТОВ
НАРКОМРЫБПРОМА
Вчера в Москве началась научнаяконференция институтов Наркоматов рыбной промышленности ССОР и РСФОР. Вступительный доклад об ито
гах работы рыбной промышленности за 1942 год и задачах научных рыбоховяйственных учреждений сделал заместитель наркома рыбной промышленно
сти ООСР кандидат технических науй тов. Сенин.
Всего будет заслушано 18 докладов, Конференция продлится несколько дней,
хозяйство
РАЙПИЩЕТОРГА
Подсобное хозяйство Молотовского райпищеторга успешно развивает рабо ту по животноводству, в частности по свинооткорму. На свинооткорм поставлено более 70 свиней. Выше планового оказался и среднесуточный привев животных. Получив хороший - приплод поросят, хозяйство в счёт возврата сдало государству 55 свиней. общим весом около 4,5 тонны. Для обществен, ного питания и в торговую сеть сдано 25 голов.
Небольшая птицеферма райпищеторга весной также увеличивает свое поголовье.
КОМСОМОЛЬСКАЯ
ПОМОЩЬ
ДОКУМЕНТЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Среди документов великой отечественной войны, собранных Госу
дарственным Историческим музеем, большой интерес представляют письма, доставленные лётчиком Ана
нием Николаевичем Андреевым. Около тысячи писем получил Анд
реев из разных концов Советского Союза от людей самых различных профессий в ответ на свое письмо, передававшееся по радио. Это пись
мо Аналвий Андреев адресовал брату-фронтовнку Александру, связь с которым он потерял в начале войны. В нём он рассказал о том, как
на Украине от фашистской бомбы погибла вся их семья.
На письмо откликнулись совершенно незнакомые Андрееву люди. «Я решила на период войны заме
нить ваших родителей и писать вам письма», — пишет агроном Ма
рия Гришаева. — «Вы сообщаете брату, что стали сиротами, — говорится в письме Александры Калаш
никовой. — Нет вы не одиноки. Фашисты убили ваших родных, но
у вас осталась большая семья — весь советский народ». «Ананий Николаевич, вы потеряли навсегда ва
ших сестер, — пишет Елизавета Ка.йнова, — так позвольте, я заменю вам хотя бы одпу из них».
Получил АФаний Андреев письмо и от своего брата Александра, оказавшегося также в авиации. Братья поклялись друг другу отомстить фашистам за гибель семьи.
Н-ская теплоэлектроцентралъ Москвы организовала своими силачи произволство запасных частей и ремонт агре
гатов. Но мастерские ТвЦ встретились с трудностями — нехватает некоторой? оборудования. На помощь пришли комсомольцы соседнего завода, где секре
тарём комитета ВЛКСМ тов. Афанасьев ва.
Комсомольская организация создал бригаду, в которую вошли квалифицированные слесари-механики. Взято обязательство — ко Дню Красной Армии изготовить для ТЭЦ один токар
ный станок. Каждый день после рабогы комсомольцы остаются на несколь
ко часов в цехе и делают необходим мые части и детали к станку.
ИЗДЕЛИЯ
из отходов
Промкооперативная артель им. Шаумяна в Свердловском районе начала выпускать вяйаные изделия (кофточки, шарфы, шапочки, носки, варежки). Она делаются из отходов производства
Ивантеевской фабрики. За месяц артель изготовила около 1.000 вязаных изделий. Всего за первый квартал намечается выпустить до 4.000 вещей.
ПУНКТЫ НЕОТЛОЖНОЙ помощи
Для лучшего обслуживания населения Ростокинский райздравотдел со
здаёт три новых пункта неотложной по. мощи. Один из них открыт при поли
клинике № 10 (Ярославское шоссе), два других — в Пушкинском и на ул, Мархлевского, 19, — открываются s
ближайшее время. Для работы hi пунктах приглашены опытные врачи.
РЕМОНТ
САТУРАТОРНЫХ УСТАНОВОК
Москворецкий райпищеторг начал готовнть сеть палаток, киосков и ларь
ков по торговле газированными и фруктовыми напитками. Ремонтируются «сатураторные установки, лудятся цилиндры. Приобретены несколько десятков новых сатураторов и необходимый инвентарь.
москвичи
В БОЯХ ЗА РОДИНУ

СТОЙКОСТЬ

Д
ЕВЯТЬ разведчиков-москвичей с
вечера заняли рубеж. Тёмное небо плавили дрожащие огни немецких ракет. Одиночные автомат
ные выстрелы куковали периодично и чётко. Огненные пунктиры трас
сирующих пуль визгливо неслись в темноте, впиваясь в стволы деревьев.
Держа автоматы наготове, разведчики лежали на земле. Напрягая слух и зрение, командир группы парторг Волков вслушивался, вгля
дывался туда, где был враг. -3а трескотнёй выстрелов и шипением ракет он улавливал что-то другое: немцы к чему-то готовились, что-то подвозили; в лесу тарахтели тяга
чи и раздавались приглушенные голоса.
— Это неспроста, — подумал Волков и. вспомнив приказ полковника быть ко всему готовыми, приказал бойцам:
— Рыть окопы!
...Ночь, вспугнутая рассветом, таяла. Волков осмотрелся. Окопы были готовы.
Казах-пулемётчик Викмуратов сидел на дне окопчика, поджав под себя ноги, и патрон за патроном
вкладывал в диск ручного пулемёта, Парторг подполз к нему:
— А что если немцы полезут па нас?
Викмуратов взял новый диск и- стал его заряжать.
— Что ты будешь делать?
— Мой окоп — моя родина, — оказал Викмуратов несколько торжественно, но спокойно.
— Хорошо говоришь, — похвалил Волков.
Викмуратов улыбнулся, обнавкив крупные белые зубы.
Стало совсем светло.
Из-за леса плыло красное солнце. Казалось, за лесом разгорался пожар. Облака на небе рыжели, накалялись, как в кузнечном горне .
Бойцы грызли сухари и поглядывали вокруг. Каждый в этот ти
хий утренний час вспоминал, видно, свой дом, свой родной край.
И вдруг в тишине утра раздались взрывы. Один. Второй. Третий. Немецкие мины летели через головы разведчиков и с грохотом рвались позади. Ухнули орудия.
Волкову вспомнилось вдруг ночное тарахтенье тягачей. II всё стало ясно.
Полковник послал их сюда не зря. Рубеж преграждал .путь к большаку, а немцы, захватив дорогу, вклинились бы в нашу оборону.
Волков успел побывать в каждом окопчике, поговорить с бойцами, проверить оружие.
Вдруг кто-то из бойцов крикнул: — Немцы!..
С опушки леса двигались зелёные фигуры.
— Без команды не стрелять, — приказал командир.
Разведчики лежали наготове. Немцы шли большой группой, держались строя.
— Товарищ парторг, сил пет, — сказал лежащий рядом боец.
— Целься лучше, — ответил Волков, хотя и сам с трудом сдерживался, . чтобы не спустить курок.
Оставалось несколько десятков метров.
— Огонь! — крикнул Волков и первый дал очередь.
Автоматы застучали, захлебываясь, изрыгая свинец.
Немцы, видимо, не ждали в этом месте засады. Их- ряды останови
лись. опрокинулись. Дикий рёв и стоны раненых заглушили треск автоматов. Немцы побежали.
— Прекратить огонь! — приказал Волков.
Бойцы, вытирая с лида пот, отложили автоматы.
— Здорово мы их. — сказал боец из крайнего окопчика.
— Сигаретки аж потеряли, не докурили, — посмеивались бойцы.
В это время рядом разорвалась тяжёлая мина. Мины сыпались вокруг, но не попадали в окопчики. Вдруг обстрел прекратился. С опушки опять донёсся пемептмтй галдёж.
Снова показались зелёные фигуры. Теперь немцы шли растянутой цепью. Приставив к животу автоматы, они стреляли куда попало.
Бойцы, не поднимая головы, перезаряжали диски.
Немцы заходили с флангов, сужали полукольцо у маленького, вспаханного минами, клочка земли. И вдруг устремились на него.
Клочок советской израненной земли и девять разведчиков...
— Огонь! — крикнул Волков.
Немцы истошно заревели, падая десятками. И онова отошли.
Туман уже растаял, ветерок разгонял тучи и на синем небе сверкающим фонарём висело солнце.
Вое живы? -— спросил Волков. Бойцы стали перекликаться. — Вое, товарищ парторг...
- Как говорится в пословице: смелым счастье помогает, — сказал Волков.
Послышалось гуденье самолёта.
— «Костыль»! Прямо на hivc...
Немецкий разведчик летел мед ленно.
— Сфотографировал... Жди бомбёжки, — .говорили бойцы.
Прошло, минут двадцать. На горизонте показались три точки. Точки росли, и. наконец, стали отчётливо видны черные птицы с белыми крестами.
Сделав разворот, фашистские самолёты стали заходить на цель.
Первый самолёт, включив сирену, ньцрнул вниз. Затем пошли в пике второй, третий...
Бомбы упали в крайние окопчики. Самолёты уходили.»
Волков, оглушенный, засыпанный землёй, пополз к окопам. Там лежали три убитых товарища. Одних из них был казах Викмуратов. Сте
клянные узкие глаза смотрели в небо. Гот был открыт, и крупные белые зубы сверкали жемчугом.
— Мой окоп — моя родина. — вопомшил Волков слова пулемётчика..
Неожиданно опять нахлынул немцы. Они бежали со всех сторон,
Товарищи! — громко крикнул Волков.
Бойцы обернулпсь. Их потные, грязные лица были хмурые и Решителыные.
— На них — кровь наших тов»- рпфщй.
И Волков встал. Бойпы вскочил я побежали за своим парторгом на немцев.
Но вот Волков упал. Три пули впились в его грудь. — За парторга! — Ура-а-а!

Их было девять разведчиков под
командованием москвича-коммуниста товарища Волкова.
Они занимали маленький рубеж - клочок земли.
Три раза немцы ходили на них в атаку.
Н три раза, враг был отбит,
loo немцев истребили славные моеквичи-развелчики.
II не отступили!
Георгий Серебряков. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ДЕНЬ

ШИРЕ ВНЕДРЯТЬ брикетирование
угольной пыли

СПЕЦИАЛИСТЫ В КОТЕЛЬНОЙ

ПАНФИЛОВА