Во второй день съезда мы сняли зал и выступавших делегатов. В этот день выступал т. Литвинов. Мы решили сделать панораму
зрительного зала. Я взобрался на большой штатив, обратив на себя внимание всего зала, и снял панораму.
Последний день съезда мы опять провели в большом волнении. Вновь выступал товарищ Сталин. Я повторил панорамную съемку всего зала в момент, когда зал восторженными криками и аплодисментами приветствовал Сталин
скую Конституцию. Потом снимал президиум с делегатами. После с емки члены Политбюро поднялись, поблагодарили нас и вышли.
По инициативе администратора Союзкинохроники была организована съемка членов По
литбюро с работниками кино и фото. Сначала вышла маленькая заминка: снимать никто не хотел, потому что все желали сниматься. На
конец, взялся, за это дело т. Петров (фотография ЦИК СССР). Он взял свой огромный, тя
желый аппарат и, начал готовиться к съемке. А товарищ Сталин, пошутил:
— Что это Петров там так долго возится? Наконец, съемка была закончена. Глубоко
удовлетворенный сбоим участием в историческом съезде, радостный, счастливый и растроганный, я покинул зал Кремлевского дворца.

Я горжусь своей профессией

Чрезвычайный VIII съезд советов, на котором была принята Сталинская Конституция, войдет замечательной страницей и в историю советского фоторепортажа.
Вся наша работа протекала в исключительно напряженной обстановке. Перебегать с места на место во время доклада товарища Ста
лина не было никакой возможности: весь зал в абсолютной тишине слушал доклад велико
го вождя народов. Пришлось пользоваться сменой объективов. К слову сказать, каждый фотоработник имел две Лейки и по 4—6 объективов,
Наша работа во многом зависела от света, которым пользовались кинооператоры. Мы вынуждены были снимать тогда, когда они светили, а светили они плохо. Когда снимали до
кладчика, сноп света направляли на трибуну, а президиум не был освещен. Зал освещали полосами очень контрастно.
К съезду я готовился задолго до его открытая, забросив свой каждый год откладываемый отпуск.
Много раз советовались мы с т. Альпертом о необходимой аппаратуре, оптике, пленке,
старались предугадать и быть готовыми ко всевозможным условиям съемки.
Вся работа на съезде прошла в чрезвычайном напряжении и боевом темпе. Без преувеличения могу сказать, что такого непрерывного напряжения всех сил, как в эти дни, я не помню
за все двенадцать лет работы по репортажу, несмотря на тренированность, опыт и постоянные съемки в Кремле на всех съездах.
Вооружен я был двумя Лейками и всей необходимой оптикой. Снимал, главным образом, объективами: Ф-90 мм, 135 мм и 50 мм.
Впервые решил испробвать Ф-200 мм, но несмотря на вполне удовлетворительные ре
зультаты,— в подобных съемках применять его больше не буду из-за малой его оперативно
сти, чрезвычайно сложной наводки и низкой точки зрения.
Несмотря на это, работа съезда, по-моему, заснята довольно хорошо. Самой великой на
градой за нашу работу на съезде явилось согласие товарища Сталина и членов Политбюро сняться с нами в группе. Это был волную
щий момент. Мы, работники фото и кино, встретили товарищей Сталина, Ворошилова,
Молотова, Калинина, Кагановича, Жданова, Орджоникидзе, Микояна, Андреева и Хруще
ва шумными, долгими аплодисментами, У всех нас были радостные, счастливые лица. Руково
дители партии и правительства отвечали нам аплодисментами. Тов. Ворошилов почти каж
дому из нас аплодировал. Я утроился у ног тов. Ворошилова, он предложил, мне сесть ближе к нему, приподняв меня за плечи.
Я фотографировался с нашими дорогими, любимыми вождями. Я был счастлив и горжусь своей профессией.
Г. Петрусов
Обычное огорчение доставляли нам киноработники, от которых мы, как всегда, находились в зависимости (из-за света).
Сдерживать свое непреодолимое желание слушать вождя народов товарища. Сталина, чтобы не пропустить неповторимых мгновений для съемки, было для меня одной из самых больших трудностей во время работы.
Большой и радостной наградой явилась для нас съемка нашей группы с товарищем Сталиным и членами Политбюро.
Сегодня, когда я могу спокойно анализировать результаты моей работы, я, несмотря на большое удовлетворение целым рядом удач
ных снимков, должен констатировать, что не смог достаточно совладать с собой и терял
золотые секунды во время речи товарища Ста
лина, увлекаясь ею и заражаясь напряженным вниманием всей огромной аудитории кремлев
ского зала, совершенно забывая о том, что являюсь фиксатором чрезвычайного исторического события.
М. Альперт

Высокая награда