ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ СЕЗОНА

И
х надо перечислить, чтобы не ошибиться... Первая половина сезона ознаменовалась «выпуском в свет» сразу доброй дюжины пре
мьер: «Квадратура круга» Катаева на Малой Сцене МХТ’а, Деловой человек» Газенклевера в театре бывш. Корш и «Компас» (та же пьеса под др. названием) в Студии им. Завадского, «Сигнал» Поливанова и Прозоровского в Театре им. Сафонова, «Малиновое варенье» Афиногенова в театре Пролеткульта, «Зеленые огни» Акмо
линского в Моск. театре молодежи, «Таракановщина» Никулина и Ардова, затем «Еще о лоша
дях» Залки и Морозова в театре Сатиры, «На
крови» Мстиславского в театре им. Вахтангова,— такова была первая группа спектаклей, открывших сезон 1927—28 г.г.
За ней последовал второй залп: «Багровый остров» Булгакова, в Камерном театре, «Луна- Парк» Ардова в театре Оперетты, «Митькино цар
ство» Липскерова в МХТ II, «Жена» в Малом театре, «Гоп-ля, мы живем!» в театре Революции. Прибавим сюда две премьеры Мюзик-холла, («Чудеса XXX века» и «100 минут репортера») и первую постановку нового Театра Обозрений Дома Печати — и мы получим пеструю картину театральной Москвы за прошедший полусезон.
Опера дала «Оле из Норланда» (ГОТОБ II) и «Девушку из предместья» (Музыкальный театр им. Немировича-Данченко).
Можно ли строить какие-либо точные выводы на обзоре этой галлереи спектаклей? Думается, что таких точных выводов пока строить нельзя, ибо сезон еще проходит стадию «становления». Подвести подлинный итог прошедшим сейчас спек
таклям можно будет лишь в конце сезона, в свете сравнения их с последующими, надо думать, значительными премьерами («Голос недр» в театре МГСПС, «Блокада» в МХТ’е и др.).
Некоторые впечатления обобщающего порядка, однако, напрашиваются уже сейчас.
Каков уровень драматургии, отразившейся в этой серии премьер?
Среди перечисленных драматических произведений нет ни одной большой и крепко сделанной пьесы.
Лучшими сторонами некоторых из перечисленных пьес является сценичность, даже увлекательность отдельных положений («На крови», «Мить
кино царство», «Малиновое варенье», «Таракановщина», «Деловой человек» и «Компас»), показ в некоторых персонажах живого человека, в его бытовой и психологической противоречивости, («Сигнал», «Гоп-ля», «Жена» и др.). Однако эти лучшие стороны не являются характерными и господствующими для той или иной пьесы, а скорее—лишь отдельными блестками в ней. Бесспорнее — несомненная социальная насыщен
ность репертуара. Худшими и снижающими сто
ронами поставленных пьес остаются попрежнему их схематизм, отсутствие драматургической стержневой цельности и волнующей сюжетности, недостаточно разнообразный и правильно-найденный язык для действующих героев пьесы, растянутость и «воздушные провалы» в действии. В неко
торых случаях это стало правилом для всей пьесы («Зеленые огни», «Багровый остров»). Таким об
разом, лозунг «нужна художественная пьеса», строящаяся на сюжете, на фундаментальном изу
чении массы материала, на тщательной отделке характеров, положений, языка—- остается в силе и даже возрастает в своем значении.
Драматургия после ряда больших побед в минувшие два сезона, для которых тот уровень дра
матического творчества был удовлетворителен,
сейчас повелительно нуждается в поднятии ее на следующую ступеньку: средняя пьеса уже не удовлетворяет театр и зрителя, грозя снижением всего театрального уровня. Это требование отно
сится и к отбору произведений иностранной драматургии.
Дюжина премьер.
« Середняцкая драматургия »
лет тому назад («Митькино царство»). Преобладающее внимание отдано пьесе, трактующей вопросы мирного периода, главным образом, быта и различных областей культурного строитель
ства («Квадратура круга», «Малиновое варенье», «Жена», «Багровый остров», «Таракановщина», «Еще о лошадях»).
Почти такое же внимание отводится изображению зарубежной жизни («Деловой человек», «Компас», «Луна-Парк», «Гоп-ля, мы живем!»).
Тематика пьес
Какова прежде всего тематика прошедшей полосы премьер?
Революционная история России и гражданская война занимают сравнительно небольшое место («На крови», «Сигнал», «Зеленые огни».)
Еще меньше места занимает псевдо-истори
ческая пьеса, столь распространенная несколько