Как показала себя режиссура за эту половину сезона? Можно сказать, не впадая в ошибку, что разрыва между режиссерскими достижениями и достижениями драматургов не последовало. Мы имеем грамотную, хорошо владеющую уже достигнутым приемом добросовестную работу, шед
шую обычно под знаком сотрудничества с автором, преодоления его недостатков, усиления его через трактовку. Мы не имели ярких достижений и
новшеств и с другой стороны—больших провалов: неудача, напр., «Багрового острова» должна быть отнесена в значительной степени за счет малоценности пьесы. В итоге наиболее значительными премьерами следует признать «На крови» и «Гоп-ля».
Как отдельные характерные тенденции прошедших постановок, можно отметить — стремление к яркой театральности (Вахтанговский театр, Камерный, МХТ II, Театр Революции), реже с укло
ном в стопроцентный гротеск (Студия Завадского, Театр Обозрений), чаще же всего с уклоном в
реалистическую форму (Вахтанговский театр, Муз. театр Немировича-Данченко). Продолжает внед
ряться кино и кино-прием в театр (Пролеткульт, Театр Революции, Театр Вахтангова).
ему новой тематики, продолжает свой натиск в направлении усиления общественного контроля над организационно-бытовой жизнью театра, труднее всего поддающейся этому влиянию.
С этой целью зритель сам начинает крепче: организовываться.
2) Мы несомненно стоим накануне нового движения среди организованной зрительской массы в смысле повышения художественных требований к автору и театру, как это еще недавно дало себя
почувствовать и сыграло творческую роль в деле репертуарного сдвига театров.
В «столкновении» сегодняшнего уровня нашей драматургии и отчасти режиссуры с этими повышающимися требованиями зрителя и общественности (совпадающими с ростом требований в актерстве) — и заключается основное содержание предстоящей второй главы идущего сезона.
А. ОРЛИНСКИЙ
П
рофсоюзы, начиная кампанию по реализации второго займа индустриализации, объявил и два лозунга:
Все члены союза участвуют в реализации займа. Месячный заработок дай взаймы государству.
Посмотрим, как эти лозунги осуществились при проведении займа на теа-фронте.
Оказывается, что из общего числа работниковискусства участвовали в реализации займа свыше 80%, а из своего заработка они дали взаймы государству в общем до 70% месячного жалованья.
По отдельным театрам эти цифры весьма характерны. Вто время, как в Камерном театре уча
ствовала в подписке на заем целиком вся труппа и дала 80% своего месячного заработка, в театре Мейерхольда приняли участие в подписке только 23% труппы и подписались всего на 950р., что составляет 6% месячного заработка.
Участвовала в подписке на заем также и вся труппа театра Госет, но это касается лишь той части труппы, которая оставалась в Москве, и эта часть в составе 11 человек подписалась пол
ностью на свой месячный заработок. Вся труппа целиком участвовала в подписке на заем и таких небольших коллективов, как Профклубная ма
стерская, таких организаций, как Мосгубрабис, ГАХН, ЦКрабис, труппа Санпросвета, причем подписка их почти достигает месячного оклада, а в Мосгубрабисе даже превышает месячный оклад.
Превышала месячный оклад подписка и труппы театра им. Вахтангова (108%), причем 90% труппы участвовали в подписке.
В Театре Сатиры и в Театре Революции, хотя подписка и превышает месячный оклад, но уча
ствовали в ней далеко не все сотрудники. В театре Сатиры лишь 50%, а в Театре Революции—80%.
Крупные коллективы, как напр., Большой театр, привлекли к участию в подписке 82% своих членов, а подписались лишь на 65% месячного оклада.
В Малом театре участвовало около 60% труппы. В 1-ом МХТ’е участвовало около 80%, но подписка достигла только 47% месячного оклада.
Нужно отметить весьма дружное проведениекампании по реализации займа в группкомах. В некоторых из них подписка превысила месячный заработок их членов.
Добросовестная режиссура
Актер требует
На этом уровне драматургической и режиссерской работы попрежнему продолжается возрождение актера, растущего в своем значении участника спектакля. Крепкое, зачастую великолеп
ное исполнение — яркой нитью проходит сквозь
все отзывы о спектаклях различных театров. Мы имеем, без преувеличения, ряд первоклассных ак
терских коллективов в наших «старых» и «молодыхтеатрах, и в этом одна из причин глубокого недовольства нашей драматургией в театрах, требую
щих хорошего и благодарного текста, настоящих «крепких» ролей. В связи с этим растет интерес к отдельным элементам актерского мастерства: слово на сцене и т. п.
Косность и противодействие
Прошедшая половина сезона дает ряд впечатлений и в отношении организационно-бытовой жизни наших театров. Свет и тени перемежаются в этой области. Бытовая закоснелость некоторых театров и художественных организаций (театр Корша, Оперетта, Консерватория, Модпик), взя
тых сейчас под обстрел отдельными органами печати, начинает особенно «резать глаза», в тот момент, когда театральная общественность всту
пает в следующий этап своего развития, более четкого организационного оформления. С запозда
нием, но все же организуется Общество Друзей Советского Театра, создается группа «Пролетарский театр», после того, как обнаружилась невозможность ее развития в недрах литературной ор
ганизации (РАПП’а), усилилось внимание рабкорства к вопросам театра и организационная работа с ним вокруг и внутри театра (опыт «Современного Театра» и «Рабочей Москвы»), начался критический просмотр деятельности художественных советов (интерес парт. органов к худ. советам, смотр худ. советов, организованный «Со
временным Театром», последующий интерес к этим вопросам в «Новом Зрителе», активизация худ. советов и др.).
Зритель контролирует, зритель растет.
Все это свидетельствует о двух явлениях:
1) Организованный зритель после удачного напора на театр в целях органической «прививки

УГОЛОК☛