С. Мстиславский рассказывает в своем романе «На крови», как Л. Б. Яворская прятала в 1905 г. в своей уборной эс-эровские бомбы. Случаи, когда русские актрисы активно или кос
венно помогали революционному движению, хотя и не особенно многочисленны, все же и не еди
ничны. Но все они относятся к той полосе русской революции, когда радикальная интеллигенция, проникнутая буржуазно-либеральными тенденци
ями, надеялась на одоление царизма и строила планы на «мирное конституционное строительство». Как только руководство революционным движе
нием перешло к пролетариату, русское актерство и особенно его верхушечная часть пошло за интеллигенцией, которая испугалась пролетарского характера революции и не только отшатнулась от нее, но в первые годы более или менее ак
тивно сопротивлялась утверждению диктатуры пролетариата. Этим объясняется и медленное продвижение всего театра в целом к революционному содержанию и слабое участие актерской массы в общественной жизни страны.
Однако, закрепление рабочим классом своих лоций, непрерывный рост нашего хозяйства сделали свое дело: трудовая интеллигенция постепенно все больше и больше проникалась пониманием исторической роли пролетариата, советизирова
лась, а для многих работников умственного труда борьба за социализм сделалась уже органической частью их жизни. Совершившийся сдвиг в психологии трудовой интеллигенции нашел свое отражение и в театре. Актерская масса за 11 лет револю
ции резко изменилась во всех отношениях, она в большинстве своем выросла политически; мы сейчас имеем в этой категории интеллигенции изве
стное количество коммунистов и беспартийных активистов, насквозь пропитанных классовой идеологией пролетариата.
При всем этом приходится констатировать, что в этой актерской среде еще малоактивна женщина-актриса, ее редко встретишь на общественной работе, ее роль в театральной жизни менее заметна.
В первую очередь здесь сказываются объективные факторы, равно относящиеся ко всем трудящимся женщинам нашей страны, несмотря на то, что нигде в мире женщина не пользуется такими правами, как у нас в советском Союзе.
К объективным причинам прибавляются и субъективные,—специфические условия театрального обихода, где женщина, фактически равноправная в работе, продолжает оставаться ощутительно закрепощенной в быту. К этим общим мо
ментам прибавляется еще одно частное явление, имеющее некоторое влияние на развитие общественного начала среди актеров: репертуар всех лет ре
волюции складывался так, что женские роли оказывались незначительными и количественно и качественно.
В результате—при все прогрессировавшем росте общественности в театре, при увеличении кадра актеров — активных общественников, — актрисы приходили к общественной работе туго и единица
ми—неизбежный при таком положении вещей отрыв не мог не действовать отрицательно на творческую линию актрисы; когда приходилось изображать на сцене новую женщину, у актрисы сплошь и рядом не оказывалось для этого подходящих образов.
Как ни тяжел этот факт сам по себе,—он не дает оснований для пессимизма в дальнейшем. Широко развернутая партией и профсоюзами длитель
ная кампания по выдвижению женщины на ответственную партийную, советскую и профессиональ
ную работу резко повышает в итоге вообще женскую активность. Этот процесс должен в ближайшем будущем найти свой отзвук и в театре.
С другой стороны, новейшая советская драматургия, все отчетливее отражая общие тенденции нашего общественного развития, качественно поднимает женские роли и увеличивает их число в пьесах. Надо рассчитывать, что, в связи с увеличивающейся активностью женщины в социалистиче
ском строительстве, драматургия должна будет соответственно утвердить женщину в театре. А при
таком положении вещей неизбежно повышение удельного веса актрисы и, следовательно, активизации ее в общественной жизни.
Для современной советской актрисы важно знать, что такая перспектива имеется, что она за
кономерна. Наличие же подобной перспективы, открывающей актрисе широкую дорогу в театре ближайшего будущего, соответственно диктует и линию поведения каждой актрисы в отдельности.
Работницы современной сцены должны понимать, что актриса прежнего типа со всеми специфическими чертами закулисной обывательщины в на
ших условиях рассчитывать на хорошее место под советским театральным солнцем не может. Ре
волюция требует актрисы совсем другого типа: интеллектуально-развитая, профессионально-квалифицированная, граждански-воспитанная, проникнутая пониманием идеологии борющихся классов и его творческих стремлений, не обыватель
ница, а общественница, активно участвующая в проведении культурной революции,—-вот ка
кая актриса нужна сегодняшнему дню, только такая актриса может и должна строить новую со
ветскую театральную культуру. Без этих данных и качеств в наше время не может быть у актрисы
творческого размаха, а без творческой широты ничего не стоит какая бы то ни была работа на сцене.
ПОДНИМЕМ КУЛЬТУРНОСТЬ И КВАЛИФИКАЦИЮ РАБОТНИЦ! ОБЕСПЕЧИМ
СТРАНУ НОВЫМ КАДРОМ АКТИВНЫХ СТРОИТЕЛЬНИЦ СОЦИАЛИЗМА!

АКТРИСА И РЕВОЛЮЦИЯ

8 МАРТА —В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ — ПРИВЕТ ЖЕНЩИНЕ
РАБОТНИЦЕ!