(См. „Современный Театр №№ 47—52 п/г. и №№1—9 с/г.) Очередное заседание комиссии под председатель
ством тов. Литовского было посвящено об
суждению вопроса о художественных советах. Сущность вопроса и тех разногласий, которые
возникли между ЦК Рабис и Культотделом ВЦСПС с одной стороны, и Главискусством—с другой, на
шим читателям уже известны: мы своевременно сообщали об этом. Поэтому, содержание вступи
тельного доклада тов. Гольдмана излагать не бу
дем. Коснемся развернувшихся на заседании прений. В них приняли участие т. т. Шимкевич, Чекина, Равич, Ядров, Литовский, Рославец, Владимиров и др.
В прениях указывалось на необходимость делегирования в советы т. т., имеющих уже кое-какой культурный навык, на нецелесообразность выбора председателя совета, на необходимость превращения советов из художественных в художественно-политические, на усиление их ответствен
ности, на увязку их работы с производственным совещанием и т. д.
Тенденция к установлению строгих рамок в отношении численности худ. советов сочувствия не встретила. Высказывались взгляды, что для со
вета и для работы его чрезвычайно важно иметь связь с наибольшим количеством организаций. Весь вопрос в том, как организовать работу советов,
как втянуть членов их в активную работу. С особой четкостью установило собрание недопустимость вмешательства советов в административные функции руководителей театров.
После обсуждения еще некоторых моментов, тщательно и по-деловому взвешенных, собрание вынесло резолюцию, в которой высказывается за необходимость активизации работы художественных советов, целесообразность расширения поло
жения о худ. советах в сторону придания им политически-контрольных функций. Предлагается произвести пересмотр положения на основе предложений ЦК Рабис. и Культотдела ВЦСПС, специального совещания при АППО ЦК ВКП(б) и всех предложений, сделанных на методической комиссии
Признается желательным образовать вокруг худ. советов рабочий актив из представителей фабрик и заводов.
По вопросу о составе советов комиссия высказалась за усиление их представителями профессиональных и рабочих организаций.
Признано также необходимым, чтобы театры держали художественные советы в курсе своей производственной, теоретически-исследовательской работы путем постановки специальных докладов о жизни театра. Наконец, комиссия единодушно признала, что председателем художественного совета должен быть директор театра.
Весь материал по принятым предложениям решено разослать театрам для обсуждения. Вместе с тем комиссия постановила просить коллегию Наркомпроса не рассматривать вопроса об изме
нении положения о худ. советах до обсуждения его всею советской общественностью.
М. Б.
Работа совета не может до сих пор наладиться по-деловому. Прошло четыре заседания, а результатов не видно. На заседания подкомиссий никто не является.
В последнем заседании совет заслушал несколько музыкальных отрывков из готовящейся оперы «Сын солнца» и, не останавливаясь на обсуж
дении оперы, совет занялся пересмотром норм представительства и списка организаций, представленных в совете с целью уменьшения числен
ности совета. Количество мест, предоставленных печати, чуть не решено было довести до восьми вместо двенадцати.
Представительство от теа-рабкоров почему-то решили соединить с представительством от всех театральных журналов сразу, смешав все и всех в одну кучу. В результате состав членов совета уменьшен человек на двадцать. В конце заседания стали говорить о плане работ совета, но обсудить и этот вопрос не удалось.

Какими должны быть художественные

советы

В методической комиссии при Главискусстве

В художественном совете Большого театра

Новая бытовая наша установка работы театров—на организованного рабочего зрителя—требует привлечения большей части рабочих предста
вителей в художественно-политические советы. Между тем в действующем «положении» предста
вители рабочих организаций входят в состав советов как бы случайно.
На совещании членов художественных советов, созванном Культотделом МГСПС, очень ярко были подчеркнуты те ненормальные условия, в которых представители рабочей общественности осуществляют задачу своего классового влияния на театр. Они зачастую очень мало знакомы с производством своего театра, так как в работу такового они не привлекаются, на спектакли пропусков не получают.
Производственно-репертуарные планы театров или совершенно не обсуждались художественными
советами, или ставились на их обсуждение после начала сезона, когда театр уже приступил к постановкам.
Дабы изжить все эти ненормальности и параллелизм в работе художественных советов, нужно:
1) Изменить существующее «положение» о художественных советах о введении в состав представителей рабочих организаций.
2) В каждом театре выработать календарный план работ художественно-политического совета.
3) Втянуть членов художественных советов в производственную работу театра и познакомить с его бытом.
4) Устраивать читки на фабриках и заводах предполагаемой постановки театра.
Член Художественного Совета и 1 и 2ГОТОБ‘а (представитель Красно-Пресненского Райкома ВКП(б).
Н. Н. КУЗНЕЦОВ