Привет рабочим делегациям всех стран! Пусть они укрепят в сознании мирового пролетариата идею победоносной пролетарской революции и расскажут о том, как мы строим социализм.
Октябрьская революция положила начало эпохе диктатуры пролетариата. Да здравствует
Октябрьская революция!
С ликвидацией военных фронтов и с началом второго пятилетия намечается резкий перелом в нескольких направлениях. Так, вместо агиток
появляются абстрактно-революционные, но мелко-буржуазным духом и мистикой проникнутые, пьесы иностранных авторов
«Ночь» Мартинэ, «Газ» Кайзера, толлеровские «Евгений Несчастный» и «Человек-масса» и т. д. Эти пьесы ставятся в
новых революционных
театрах. Но вскоре мес
то этих переводных пьес начинают занимать ру
сские отвлечен
но-революционные пьесы: революция где-то, у кого-то, как, например: «Озеро
Люль», «Железная стена», «Поджигателии др. Это период, когда гроза прошла, но в воздухе еще пахнет се
рой и электричеством, земля сотрясается отда
ляющимися, глухими, но еще мощными удара
ми. С другой стороны это период, когда советская
драматургия еще не успела создать новой большой художественной бытовой пьесы.
Но уже в сезоне 1924—25 г. появляются первые революционно-исторические пьесы: Билля-Белоцерковского, Шаповаленко, Луначарского, Щеголева и Толстого и т. д. Следующие сезоны уже дают большое количество совре
менных пьес, главным образом, в сатирическом разрезе: Ромашов, Лернер, Поповский, Чижев
ский, Эрдман; из эпохи гражданской войны:
«Шторм», «Лево руля», «Амба», «Добрый чорт», «Федька Есаул»; из до-октябрьской эпохи; из 1905 года; из времен народничества («1881 год» Шаповаленко); из эпохи крепостничества («Арак
чеевщина» Платона); из эпохи декабристов (пьесы Козырева, Лернера, Венкстерн). Дан и ряд пьес из эпохи Екатерины ІІ, Иоанна Грозного, Петра I, но большинство этих произведений не являются достижением для советской драматургии и сцены, поэтому о них лучше не будем говорить.
Современные советские пьесы по своему драматургическому построению делятся на: хронику
обозрение (ревю), комедию, драму, буффонаду и сатиру. Есть попытки создания трагедии («Гол
гофа» Чижевского) и синтетической пьесы («Д. Е.» в ТИМ-е).
С началом второго пятилетия пролетарской революции началось «движение вод» и в почтенных «аках». Впереди этой «старой гвардии» гордо шагал Моск. Малый; в его репертуаре раньше и больше, чем у остальных, появились и держатся новые и революционные пьесы: «Железная стена»,
«Татьяна Русских», «Медвежья свадьба», «Аракчеевщина», «Любовь Яровая» и т. д. За Малым следуют МХАТ II, МХАТ II, Вахтанговский, Камерный. Особое место занимает Еврейский
Госуд. Театр (Москва); он даже старые бытовые пьесы освещает светом революционной современ
ности. На старых репертуарных позициях не остался ни один ак-театр ни в Москве, ни в Ленин
граде. Даже большие одерные театры сдвину
лись с мертвой точки и дали ряд революцион
ных оперных и балетных постановок. Только с некоторыми из этих за
служенных хранителей заветов и тонкого ма
стерства театрального искусства случались ма
ленькие «приключения». Так, МХАТ I, наряду с бунтарской «Пугачевщи
ной», наряду с едкой сатирой «Продавцы славы», поставил злополучные «Дни Турбиных».
Провинция теперь питается уже значительным процентом (от 30 до 50) советских пьес, частью классическими (Ост
ровский, Сухово-Кобылин, иностранцы), а процентов на 25—40 еще, к сожалению, мещанскими отбросами. Еще приходится продолжать борьбу за полное оздоровление провинциального репертуара.
Репертуар драмкружков в рабочих клубах и крестьянских избах-читальнях большей частью
состоит из современных революционных пьес, хотя ставятся и старые вещи и даже такие, как «Потонувший колокол». За последний год в не
которых рабочих клубах (Реутов, Ленинград) только силами самих кружковцев были поста
влены столь большие и сложные художественные произведения, как оперы «Русалка», «Евгений Онегин»...
Также и по деревенской линии только за последние пару лет издано до 500 пьес, из которых процентов 80—90 простые «агитки».
Однако, несмотря на все, мы уже вышли из репертуарного кризиса. У нас театральный репертуар значительнее, ценнее, чем на Западе, где кризис театра продолжается по всей линии. В идеологическом отношении пьесы отражают в себе весь тот сложный процесс идеологи
ческой борьбы, который совершается в глубинах нашего общества. Поэтому нужен весьма созна
тельный подход к намечению репертуара даже и советских пьес, ибо пьеса пьесе рознь. Но, тем не менее, наш театр первой республики трудящихся не только должен, но и может смело дер
жать самый твердый курс на репертуар великой социалистической революции. Р. ПЕЛЬШЕ
ЦЕМЕНТ Ф. Гладкова. Реалистический театр.
Октябрьская революция разбила легенду о вечности капиталистического строя. Долой капитализм!
Нашей путеводной звездой всегда будет знамя Ленина, вождя мирового пролетариата и
величайшего гения человечества.