ПЕРВЫЕ ИТОГИ

П

редпринятое «Современным Театром» планомерное обследование вопроса о театре и органи
зованном зрителе, В связи с поднявшимся по этому поводу движением в профсоюзных организациях, уже дает результат. Ряд выступлений ру
ководителей театров, анкетная проверка по профсоюзам и заводам, приток корреспонденций с мест с упором на эту тему — все это начинает проливать свет на истинное положение дел в этой области. Язык «скучных» цифр, фактических справок и разъяснений тут необходим и красноречив. Несколько первоначальных выводов из поднятого обмена мнениями уже четко нащупываются.
Совершенно несомненным, очень положительным и именно потому остро-дающим себя чувство
вать фактом является огромная тяга рабочего зрителя к театру, в частности к театру, входящему
в группу гос. актеатров. Тяга эта, надо прямо сказать, почти ненасытна.
Вторым исключительно-важным выводом является то, что удовлетворение организованного зрителя через рабочую полосу, целевой спекталь, абонемент и т. д. не есть какая-то идеологическая дань общественности, но составляет экономическое достижение для самих театров.
Третий вывод это то, что театры и госактеатры в частности проявляют неуклонное и настойчивое стремление пойти навстречу организованному и рабочему зрителю. Но от этого движения отстают, как показывают цифры, некоторые отдельные театры.
Четвертый вывод — это то, что и здесь уже установился некий шаблон, ведущий к отставанию
от текущих запросов. Нельзя не отметить внедрения рабочей полосы в театр и обозначившуюся практику целевых спектаклей, но, вместе с тем, неумение развить такую форму организованного снабжения билетами рабочего зрителя, как напра
вление абонементной политики по этим каналам (сейчас практика здесь страдает распыленностью). Вместе с тем, под флагом снабжения организованного зрителя, идет несоразмерное увлечение благотворительными спектаклями.
Имеются ли злоупотребления в распределении? Эту трудно-уловимую сторону дела не
удалось полностью отразить в обмене мнений. Но несомненно, и эта задача станет перед нами.
Театры вправе нередко удивляться по поводу того, куда девается часть билетов, посланных для орга
низованного зрителя. Союзы же (металлистов, полиграфистов и друг.) прямо ставят вопрос о проверке деятельности районных касс, о неприспособленности их работы к вечернему времени рабочего и т. д.
Добавим от себя, что наблюдается «играна принудительном ассортименте при распределе
нии билетов, на так наз. дополнительных билетах, прибывающих в последний момент и т. п. На ме
стах работает агентура на процентах, в кассах наблюдаются «любимчики» и «не любимчики» при при снабжении их билетами. Вместе с тем культкомиссии предприятий не столь работоспособны, на
местах недостаточно крепок контроль за распределением, в особенности при распределении за на
личный расчет (кредитная система в этом смысле дает большие результаты).
Наряду со всем этим бьет в глаза до сих пор сохранившееся уличное барышничество билетами,
порою наглое и недостаточно караемое, с которым надо бороться при содействии органов прокуратуры, милиции и др., при активном содействии самого зрителя.
Провинция, судя по целому ряду корреспонденций из различных городов еще определеннее, чем столица, стала на путь организованного снабже
ния билетами. Пермь строится на абонементной системе; Днепропетровск — на связи с профсою
зами и предприятиями; Тула—на абонементе; Донецкий округ на выездных спектаклях в руд
ники; Калуга, Крым и др.—на комбинированных формах снабжения организованного зрителя.
С другой стороны там, где этот принцип нарушается или не проводится, мы имеем падение театральной работы (Ульяновск, Керчь, Петропавловск и др.).
Общий вывод более чем ясен: не только идейно, но и экономически база советского театра—организованный зритель. Театры и культ
отделы должны настойчиво крепить и расширять это начинание...