Практика двух последних сезонов обнаруживает сильный рост абонементов, которые вытесняют льготную полосу.
Вместо 60.000 (числа округляются) билетов, проданных по абонементам в 1926/27 г., в текущем сезоне Большой театр разместил уже 152.000 мест, Экспериментальный вместо 10.000—49.000, МХАТ I вместо 45.300—61.800 и т. д. и т. д.
Это и понятно: каждое предприятие стремится гарантироваться, обеспечиться. Равнение на або
нементы, самое решительное и безапелляционное— неизбежное и наиболее верное дело. За это говорит также и современное положение со льготной полосой. Реализуемая все больше и больше без
строгого ограничения пользующихся ею слоев, она в скором времени
может сыграть печальную роль. Превра
щаясь в доступную для самых разнообразных кадров полосу, она постепенно сокращает пояс полноценного зрителя и угрожает вызвать депрессию рынка,
в то же время низводя рабполосу с ее прямыX рельс.
И в интересах театров, и в интересах профсоюзного зрителя, больше чем когда бы то ни было сейчас желательно участие культотделов в реализации льготных мест.
Курс на определенное введение полосы льготных абонементов на условиях гарантированного профсоюзами кредитования театрами зрителя — задача дня. Абонемент устраи

ОРГАНИ3ОВАННЫЙ ЗРИТЕЛЬ И ГОСТЕАТРЫ

Достижения Гос. Ак. Театров в деле обслуживания организованного и профсоюзного зрителя достаточно ярко освещены были в статье зам. управляющего Гос. Ак. театрами А. И. Галина, напечатанной в № 7 «Современного Театра». Дан
ные о той же работе в январе подтверждают его
первоначальные выводы. Из общего количества 289.580 билетов, проданных в 12-ти Гос. и Ак. театрах в течение января, распределено среди профсоюзного зрителя 154.652 билета или 53%. В этом числе около 140 тысяч билетов распреде
лено по льготной полосе, свыше 5 тысяч билетов по дешевому номиналу (до 1 р. 50 к.) и 8818 би
летов распределено самими профсоюзами путем купленных у театров спектаклей. Принимая во внимание, что половина всех абонементов также распределена среди организованного зрителя, общее число билетов, попавших в руки широкого рабочего зрителя, надо считать 58,5% всех про
данных билетов, что на 2% превышает количество билетов против декабря.
По отдельным театрам эта картина выявляется более ярко. Есть отдельные театры, в которых число распределенных среди профсоюзного зрителя билетов составляет преобладающее большинство, так в Камерном театре из 17 тысяч би
летов в январе профсоюзному зрителю, не считая абонементов, передано 14,5 тысяч билетов, или 86%. В Студии Малого Театра из 7 тысяч билетов—
почти 6 тысяч или 81%. В театре им. Вахтангова из 19,6 тысяч билетов распределено 15,2 тыс. билетов или 77%. Крупные театры в этом случае отстают. Так Большой Театр из 52,7 тысяч биле
тов распределил всего 17,4 тыс. билетов, или 33%. 1-й МХАТ из 32 тысяч билетов около 13 тысяч билетов или 39%. Малый театр уже повы
вает обе стороны, гарантируя театрам —„сборы, а зрителю — избранный им спектакль.
Следовало бы также ввести «укороченные» абонементы, охватывающие неболь
шое количество спектаклей — три-четыре в сезоне. Здесь кроется масса возможностей вплоть до комбинированных драмо-оперно-балетных абонементов, по которым зритель получит возможность увидеть все новинки последующих сезонов.
Надо помнить о том, что новый зритель не богат, и в коммерческой деятельности приспосабливаться к его возможностям, а не застывать на раз уста
новленном шаблоне льготности. Недалеко то время, когда абонемент займет основное место среди других экономических мероприятий по зрелищным предприятиям.
Углубление контакта с культотделами позволит постепенно отойти от дотационных разговоров. Странные заявления некоторых театраль
ных деятелей о праве театров на получение специальной дотации за льготную полосу должны быть решительно отброшены в силу их несерьез
ности. Факты — упрямая вещь. Связь с кадрами нового зрителя в течение трех сезонов уже показала свою благотворную сущность. Так углубляйте, крепите ee!
Путь экономического анализа и контакта с профсоюзами позволит проработать и вопрос о
ценах, о стоимости билетов по льготной полосе.
Вопрос, который, к сожалению, нам не удалось осветить в силу ограниченности отведенного на эту статью места. Г. А. КОЛОСКОВ
шает этот процент, давая из 30,6 тыс. билетов профсоюзному зрителю 17,3 тыс. билетов или 57%, а 2-й МХАТ из 35 тысяч билетов 23,5 тыс. билетов или 68%.
Продажа целевых спектаклей составляет весьма ничтожное количество, всего 3% по числу проданных билетов, и такие спектакли применяются лишь МХАТ-ом 1-м и 2-м, Театром Вахтангова и театром Мейерхольда.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗО ВАННОГО ЗРИТЕЛЯ ТЕАТРАМИ УМЗП

TEAТР ИМ. МГСПС
До 1 марта организациями, главным образом губотделами союзов (Совторгслужащих, Металлистов, Строителей, Химиков, Текстильщиков, Печатников, Кожевников и др.) — закуплено в порядке массового культобслуживания членов союзов 100 целевых спектаклей.
Кроме губотделов союзов спектакли закупались райкомами (Краснопресненский, Баумановский, Замоскворецкий) и МК ВЛКСМ.
Большая часть утренних спектаклей закупленапролетстудом.
ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ
В целях приближения театра к организованному зрителю, расширена льготная рабочая по
лоса. Заявки на льготные билеты со стороны рабочих организаций театром удовлетворяются полностью. Помимо льготной полосы, театром про
даются, главным образом, рабочим организациям через профсоюзы целевые спектакли. До сих пор таких спектаклей было 21. С января театр приступил к плановому обслуживанию рабочих клубов выездными спектаклями. В репертуаре этих