Что нужно сделать для того, чтобы билеты, предназначаемые рабочим, попадали непосред
ственно на предприятия? Нужно ограничить розничную кассовую продажу, ориентирующуюся на случайного покупателя, предоставляя билеты в первую очередь рабочим организациям. Кроме того, по линии самих театров, необходимо сни
зить цены так, чтобы средняя стоимость билета
не превышала полутора рублей. Это позволит рабочему с низкой тарифной ставкой пользоваться культурными ценностями наравне с другими ли
цами. Что касается покупки целевых спектаклей, то следует заметить крайне высокую продажную их стоимость, которую поднять, при малочислен
ном бюджете культкомиссии, не представляется возможным. Отсюда вывод: раньше, чем сам театр не пойдет рабочей общественности навстречу в снижении цен, трудно говорить о какой-либо культурно-просветительной работе в этой области.
СПЕКУЛИРУЕТ ЛИ ОХМАТМЛАД БИЛЕТАМИ
МГСПС, возбуждая вопрос о запрещении, в законодательном порядке, спекуляции теат
ральными билетами и розыгрыше их в лотерейном порядке, обвиняет в таких операциях благотво
рительные организации, в том числе О-во Охраны материнства и младенчества.
Представители этого последнего учреждения дали нашему сотруднику такие объяснения.
Зав. Культотделом МГСПС т. Дулин считает главной причиной недочетов в работе ЦТК чрезмерно энергичные действия Охматмлада, заку
пившего якобы 60% всех целевых спектаклей и «заработавшего» якобы 225.000 рублей.
— Не знаю, говорит представитель Охматмлада, откуда черпал свои сведения т. Дулин, но по справкам бухгалтерии Охматмлада и по договорам, имеющимся в конторах академических теат
ров, Охматмлад с сентября прошлого года до конца февраля сего года закупил всего 37 спектаклей во всех академических театрах, что соста
вляет далеко не 60% всех проданных организациям спектаклей, а примерно процентов 8.
— Всех же спектаклей от начала сезона до 10-го февраля прошло во всех театрах свыше 1000, таким образом, крики по адресу Охматмлада напоминают крыловского мельника, у которого куры пьют воду из плотины.
— Не могли же, на самом деле, охматмладовские 37 спектаклей так повлиять на льготную полосу, что рабочие и служащие оказались обой
денными и не получили льготных билетов именно по этой причине.
— Я беру на себя смелость утверждать, что если все без исключения билеты Большого, Ма
лого и Художественного театра отдать в ЦТК для распределения по льготной цене, их все равно не хватит для удовлетворения все растущей потребности, а указанные театры понесут от такого мероприятия такие дефициты, что потребовались бы колоссальные дотации для их покрытия.
— Но пока наш государственный кошелек не настолько еще богат, чтобы принять на себя рас
ходы по полному содержанию наших образцовых театров, приходится допускать и продажу спек
таклей по ценам, отвечающим финансовому плану театра, и продажу билетов по кассовой и возвы
шенной расценке, а также и сокращение льготной полосы.
— Вопрос в настоящее время заключается главным образом в том, чтобы существующее
сейчас небольшое количество льготных билетов попадало бы в те руки, куда они предназначены.
— Я не берусь судить о методах распространения билетов Центральной Театральной Кассой, но всем известны жалобы рабочих на то, что рабочим-то эти билеты меньше всего достаются, и как это ни парадоксально, а билет «выигранныйв охматмладовской лотерее за копейку или за 13 коп. достается именно тому, кто его выиграл, а играет в лотерею рабочий и служащий, кото
рый, рискуя небольшим, участвует одновременно в полезном общественно-государственном деле.

ГОЛОС ЧИТАТЕЛЯ

ПОД РАЗВЕСИСТОЙ КЛЮКВОЙ

П

онедельничья халтура, подаваемая нам в актеатрах различными благотворительными
учреждениями и юбилярами, давно вызывает протесты со стороны театралов. Спектакли, сла
женные наспех, конечно, хромают «на все 4 ноги». Вот, напр., что нам пишет один из зрителей Асад Наврузов по поводу постановки «Измены» в Большом Театре в юбилей Μ. Ф. Ленина:
— Персидский наместник Грузии — свирепый Сулейман был в белой чалме и в ночных туфлях, напоминая турецких полководцев времен поко
рения Византии. Малый театр упустил из виду, что персидские падишахи, хотя бы времен Мамедшаха или поздней эпохи, никогда в жизни не но
сили чалмы и роскошные разноцветные одеяния из дорогих парчевых материй. Они, в отличие от османлистов и индусских раджей, одевались в черное и носили черную феску на голове.
Царица Зейнаб - Яблочкина играла на персидском музыкальном инструменте «тар» и крепко сжимала его между колен вместо того, чтобы держать его у груди.
Охрана Сулеймана состояла из людей в рыцарских кольчугах и шлемах, что также не соответствует эпохе.
Рабыня Рукайя - Гоголева в широких шароварах и вся в шелку напоминала фавориток турец
ких вельмож. Гаремные женщины Персии и вообще персиянки не носили широких шаровар.
Очевидно режиссура спектакля изучала Восток по французским романам.

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ: С

атиру и карикатуру теперь принято сопровождать заглавием—«дружеский шарж». Сами
карикатуристы и сатирики так сверху и помечают: «дружеский шарж», т.-е. мол, «извините меня, я никого, собственно, обидеть не хочу, я это несерьезно».
Эти приписки действуют всегда расслабляюще, а, самое главное, в них никто не нуждается. Сатира — вещь ответственная и обоюдоострая. Ка
рикатурист и сатирик, больше чем кто бы ни было, должен иметь гражданское мужество.
Убедительное, яркое подчеркиванье недостатков и характернейших черт не нуждается в увиливании, в «серединке на половинку». Мы выросли из того, чтоб каждую усмешку понимать, как злой умысел.
И пока у нас будет только «дружеский шаржне «углубиться» нам ни в «живого человека», не создать нам ни «глубокого» и веселого спектакля, ни «психологий», ни целесообразности в пользовании сатирическим жанром и приемами.
СЕРГЕЙ НЕЛЬДИХЕН