АКТЕР И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Вся система социалистического строительства в нашей стране базируется на вовлечении
в активную работу широчайших масс. Наша государственная машина такова, что ей необходимо, чтобы все без исключения части государ
ственного механизма были в исправности. А они могут быть такими лишь при энергичной и большой инициативе самих трудящихся. Обывательский девиз: «моя хата с краю» в советском обще
житии не только не пригоден, но и вреден для любой категории граждан, независимо от того,
в какой отрасли производства они работают. В частности для роста нашего хозяйства в высшей степени важен ход и темп развития культуры. Все связано и сцеплено между собой, все находится в тесном взаимодействии.
Это положение в отношении наших театров, как определенной отрасли производства, реши
тельно уничтожает позицию некоторых, главным образом, квалифицированных кадров работников театра, хотя и начинающих уже забывать об идеа
листическом тезисе, что «искусство аполитично», но тем не менее продолжающих думать, что достаточно хорошо работать по линии своего собственного производства, чтобы корректно выполнять гражданский долг в отношении советской страны.
Подобная ограниченность кругозора еще существует и особенно распространена в актерской среде, несмотря на несомненный рост обществен
ного начала в ней. Это с большой убедительностью подтвердили предвыборные собрания в московских театрах. В целом ряде случаев актеры, обсуждая доклады, связанные с выборами в советы, прямо ставили вопрос, что все, что происходит во вне, их мало интересует и трогает, что для них важно лишь положение театрального дела в стране. Обо всем же остальном пусть, мол, думают дру
гие,—т.-е. кто непосредственно связан с данной конкретной отраслью народного хозяйства. В наказах делегатам предлагают ставить в советах лишь вопросы о театральном строительстве, добиваться определенных достижений только в этой области.
Люди не научились еще понимать, что оттого, как проходят хлебозаготовки, есть ли мануфак
тура, изжит ли бумажный кризис и так далее,— зависит и то, как пойдет дальше сама театральная
жизнь. Повидимому, актерская масса далеко еще не усвоила, что депутат-актер в совете должен интересоваться вопросами дорожного строи
тельства не меньше, чем расценкой на места или суммами дотаций на зрелища.
Над этим должен хорошенько призадуматься профсоюз.
Наличие в актерской среде политической ограниченности и отсталости не может не отзываться отрицательно на самом развитии театра по линии
его советизации. Мало того, что факты, подобные имевшим место на предвыборных собраниях, сни
жают общественно - удельный вес актерства, роняют его гражданский авторитет в глазах широких пролетарских масс, — они способны еще сильнее углубить довольно крепкое пока еще предубеждение против старого актерства вообще.
Где же все-таки основная причина столь выпуклой общественной отсталости части актерства? Помимо
ряда обстоятельств прошлого, еще висящих над актерским бытом сегодняшнего дня, несомненно,
главную роль играет неликвидированная до сих пор чисто кастовая замкнутость большинства деятелей сцены. Отрыв актерства от масс — факт, не требующий специальных доказательств. Ак
терство попрежнему варится в собственном соку, иногда продолжая еще купаться в кулисных помоях. Свежий воздух с улицы, ветер живой пролетарской общественности проникает в театр туго. И он не проникнет туда, не создаст сквоз
няка до тех пор, пока не будут сделаны какие-то решительные шаги для живой, а не бутафорской смычки актерства с пролетариями других произ
водственных категорий, пока актер не перешагнет по-настоящему через порог фабрики и завода, рабочего клуба и красноармейской казармы.
Отсутствие этой смычки дает и, так сказать, производный грех. Не видя новых людей, не сталкиваясь с ними и, следовательно, не зная, тех, кто строит первое в мире социалистическое государство, актеры фактически не умеют изображать их и на сцене. Величайшие актеры прош
лого всегда черпали материал для крупнейших
своих образов из гущи жизни. Для современного же актера эта жизнь большей частью остается за семью печатями. И иногда, когда приходится давать на сцене новый быт с новыми людьми, актер сплошь и рядом рисует их по необходимости застарелыми приемами, ибо для нового у него нехватает ни знаний, ни опыта, ни даже минимального количества наблюдений.
Таким образом, с какой стороны ни подходить к вопросу, проблема теснейшей связи актерства с новой жизнью, проблема активнейшего уча
стия актерства во всем строительстве в целом —- проблема вовлечения актера в деятельную общественную жизнь становится актуальнейшей задачей дня.