(CM. «СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР» №№ 47—52 п./г. и 1—10 т./г.
жиссерские постановочные планы обсуждаются разновременно режиссерским управлением, производственной комиссией и худ. советом.
Тройка по смотру: Я. ЯДРОВ, А. РОВНЫЙ, В. ЛЕБЕДЕВ
МОЛОДНЯК ЗА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ В ОПЕРЕТТЕ Если в целом ряде театров художественные со
веты не играли никакой роли в идеологическом направлении театров, то состав художе
ственного совета театра Оперетты, несомненно, содействовал проведению в жизнь решений пар
тийных и советских организаций. Из состава 35 членов художественного совета — 22 чел. чле
ны ВКП(б). Худож. совет рассматривал все оперетты, предполагающиеся к постановке. По
сле принятия той или иной оперетты худ. совету представлялись на утверждение постановочные и режиссерские планы. Члены худ. сов. ежедневно
дежурят на спектаклях, и по окончании дежурства вносят в журнал свои мнения о спектакле. В подавляющем большинстве случаев эти записи носят характер рецензий о спектакле. Они однообразны и бесполезны, так как являются повторе
нием того, что было в прессе. Наряду с этим члены худ. совета присутствуют на генеральных репетициях и принимают участие совместно с ГРК и Гублитом в обсуждении постановок. Ди
рекция театра внимательно прислушивается к голосу худ. сов.; например: худ. сов. считал
неприемлемым для театра две оперетты «К тем берегам» и «Холопка», дирекция не приняла их к постановке. На этом и кончается деятельность худ. совета.
Есть и много недочетов в работе худ. совета. Члены его до сих пор не ознакомились с внутрен
ней жизнью театра, хотя в этом есть надобность, так как среди членов труппы взаимоотношения ненормальные. Подбором и просмотром пьес худ. совет не занимался. Пьесы подбирались художествен
ной частью совместно с дирекцией, и только те из них, которые признавались возможными к постановке, представлялись на утверждение худ. совета. По словам зав. худож. частью он неоднократно обращался к дирекции с просьбой выделить из состава совета специальную репертуарную комиссию, которая помогла бы ему в просмотре и отборе пьес, но до сих пор этого не сделано. Худ. совет абсолютно не интересовался вопросами обслуживания рабочего зрителя, так же, как не обсуждались вопросы выдвижения молодёжи, орга
низации студии, организации филиала, до сих
пор еще не приступили к организации общества «Друзей театра». Совершенно отсутствует плановость в работе худ. совета, заседания его созы
ваются от случая к случаю. Целый ряд членов худ. совета до сих пор не знают о существовании стенгазеты в театре. Ни театром, ни худ. сове
том не организовывались диспуты, на которых обсуждались бы вопросы о путях развития театра. Совершенно отсутствует связь худ. совета с орга
низованным зрителем, производственным совеща
нием, и производственной и культкомиссиями. Учет работы худ. совета ведется безобразно, от
сутствует целый ряд протоколов, благодаря чему совершенно невозможно установить, какое коли
чество заседаний состоялось в прошлом и настоящем сезонах. Директор театра настолько перегружен своей основной работой, что не может уде
лить должного внимания работе худ. совета, в
связи с чем на ближайшем заседании худ. совета стоит вопрос о выборе пред. худ. совета. Неувязка в работе с худ. советом приводит с тому, что ре
13 незначительный промежуток времени состав членов возрос на 100%. Факт отрадный, если бы среди них не было лиц с совершенно невыявленным общественно-политическим обликом. Во
шедших в состав совета персонально, а таковых
35% общего числа членов, никак нельзя считать за представителей низовой советской обществен
ности, так как это в большинстве представители
управленческого аппарата, премьеры и профкритики, успевающие совмещать свою работу с работой в худ. советах других театров. Затем глазки, центры и... один представитель от фабрики. Или
уж действительно наш рабочий зритель настолько еще не воспитан в художественном отношении, чтобы мог разбираться в такой «сложной» форме театрального искусства, какой является оперетта?
Зато какова активность этой верхушки?— Представители ее говорят о каких-то непорядках в театре, что создалась тяжелая атмосфера и «вся
кое промедление в изжитии этих непорядков вызовет вмешательство вышестоящих органов, которые не в пользу театра». Не в пользу некоторых из «главарей», а не театра в целом, может быть? А то, ведь, выходит, что такие высоко
авторитетные органы, как Главискусство, Наркомпрос, Рабис, партия—только и существуют для. того, чтобы вмешиваться не в пользу дела.
Да, работа, правда, не совсем идет нормально. Прения вокруг вопросов производственно-худо
жественного значения граничат порой со сведением личных счетов. В протоколах иногда сущность выступлений не выявлена и не зафиксирована. Нередки случаи вынесения на обсуждение совер
шенно неподработанного вопроса. В одном из протоколов так прямо и говорится: «обсуждение новой оперетты «Луна-парк» отложить ввиду того, что члены совета не читали(!) материала». Каково!
Работа производственной комиссии и культкомиссии недостаточно увязана с работой совета. Театр не несет шефства ни над одной из фабрик. Дневник дежурства ведется недостаточно полно. Часто наблюдаются ничем не оговоренные про
пуски. Выносятся ли указания, сделанные в журнале, на заседания художественного совета—неиз
вестно. Наблюдаются случаи неявки дежурных членов на спектакли.
Все эти недостатки в работе совета объясняются прежде всего объективными условиями—сравни
тельной новизной дела, теми традициями, которые создались за время работы под палкой частника.
Надо надеяться, что с переходом в УМЗП, когда в театр влилась свежая струя общественности, ставится на рельсы работа месткома, выращивается в тяжелых условиях талантливый молодняк, любящий свое дело — окрепнет и работа общественности на этом участке театрального фронта. Этого страстно жаждет молодняк театра, а представители дирекции и администрации, я уверен, пойдут навстречу такому начинанию.
В. ЛЕБЕДЕВ