35 лет театру Москва узнала Н. М. Розен-Санина уже вполне

сложившимся актером: он появился здесь, в труппе театра им. МГСПС в 1924 г., имея за спиной тридцати летний стаж, приобретя крупное сценическое имя в Ленинграде и в провинции.
Своеобразный репертуар театра им. МГСПС не позволил Розен-Санину показать московскому
зрителю ряд интересных образов, созданных им в его тридцатилетней театральной работе, как Франц-Моор («Разбойники»), Шейлок, Строитель Сольнес (Ибсена), Иван Грозный, Царь Борис, Дон-Кихот и ряд ролей из репертуара Островского и дореволюционных драматургов.
Но и в эти последние пять лет Розен-Санину пришлось сыграть целый ряд ролей в пьесах современного репертуара и обнаружить все стороны своего дарования.
Вдумчивый, сдержанный в движениях, уверенно спокойный—он как нельзя больше подхо
дит этими сторонами своего характера к людям прошлого, но работающим в современности или как честные интеллигенты, отдающие свои знания и уменье на строительство социализма (Николай Семенович в «Рельсы гудят») или как «вредители», мечтающие о возврате прежних дней, прежнего своего владычества над эксплоатируемыми. В ряде исторических пьес он дал четкие и согласные с исторической правдой образы Александра II, Победоносцева и пр. Для тех и других образов у него находятся нужные краски. Может быть несколько сухие, но безусловно верные. Его ни
когда нельзя упрекнуть в том, что созданный им сценический образ грешил утрировкой: ни одного лишнего штриха, ни одного резкого жеста, все в меру, все на месте.
Сценический опыт М. Н. Розен-Санина громадный. Он начал свою сценическую деятельность в Таганроге в труппе Е. В. Любова в 1893—94 г. Последующие сезоны он служил: в Ростове на Дону, Харькове, Кременчуге, Минске и др. В 1898 г. получил предложение вступить в труппу с.-петербургских народных театров и с первого спектакля начинает работать в составе этих театров, а впоследствии был назначен режиссером. В 1914 г. он перешел
служить к К. Н. Незлобину в Ригу.
После этого служил, как актер и режиссер—у Н. А. Шухмина—в Гель
сингфорсе, у Э. Э. Берже в Екатеринодаре, у П. П.
Медведева — Екатеринбург, Пермь, у А. А.
Сумарокова—Ярославль, у С. А. Светловой в Архангельске и др.
В 1919 г. в Краснодаре, служа в драм. труппе ПОАРМ IX, М. Н. основал студию искусств
«Красная звезда» и был ее художественным руководителем и преподавателем по классу драмы.
Кроме того, в том-же Краснодаре два года был преподавателем по классу
На совещании представителей УЗП был поднят вопрос о создании «курсов» администраторов и директоров театра.
Осуществление этого дела тормозится отсутствием средств; что этот вопрос больной и давно волнует театр, явствует из того, что в последнее время наблюдается большая разруха на админи
стративно-хозяйственном фронте театров, вплоть до закрытия их на сезоны. Центропосредрабис при предстоящей переквалификации подвергнет таковой состоящих на учете биржи администра
торов и бывших директоров, желающих вновь вернуться к этой работе.
Этого однако недостаточно. Необходимо при театральных ВУЗ‘ах Москвы и Ленинграда, примерно при ЦЕТЕТИС (Москва), ввести, как обя
зательный, курс административно-хозяйственного дела. Ведь не все кончающие драматические или оперные курсы настолько талантливы, что их
можно использовать как артистов, но они могут быть отлично использованы, как уже настоящие спецы в качестве театральных администраторов и директоров.
Тогда вторая часть театрального аппарата— административная как неотъемлемая от первой, т.-е. художественной, и будет итти рука об руку.
ЕВ. А. БЕЛЯЕВ
Слева направо, вверху: Александр II („1881-ый год») Фр. Моор («Разбойники») Ник. Семенович («Рельсы гудят») Н. М. Розен-Санин (в жизни) Монтанелли («Овод») Протопопов («Заговор Императрицы»), внизу: Победоносцев, Шейлок, адмирал
Нахимов (Севастополь), пр. Бартеньев («Ненависть»)

В ПОРЯДКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

драмы при Кубанской Государственной Консерва
тории и преподавал в Пролеткульте.
В 1921 г. вернулся в Ленинград, где стоял во главе коллектива драм. артистов и основал драмстудию при клубе им. тов. Молотова.
В 1924 г. М. Н. был приглашен в труппу театра М.Г.С.П.С., где и продолжает служить по настоящее время.
12 марта Н. М. Розей-Санин празнует 35-ти
летний юбилей своей работе на сцене.