К постановке ,,Бронепоезда
Вс. Иванов
К постановке,,Взятие Бастилии“
Ромен Роллан в молодости
фотографирования — или раствориться в беспредметной игре театральными приемами. Суженный бытовизм грозит снижением высокого вну
треннего уровня, требуемого эпохой. Формализм отдаляет от постижения современности. Если актер благополучно и легко изображает мнимо сатирическую комедию о современном быте, сквозь пышный слой мнимо современных красок которой просачивается мещан
ское мироощущение — это есть снижение той установки на творчество, которая требуется современностью. Если актер
упорствует в эксцентрическом штампе или застывшей маске при изображении глубочайших потрясений страны — это лишь художественная и общественная реакция. И быт можно изобра
зить обобщенно и патетически, рассматривая его внутренний смысл; и классику можно свести к анекдоту.
Так, одним из определяющих требований к актеру стало: что он несет зрителю со сцены и ч т о он раскрывает в играемом образе.
Вахтанговская теория одновре
менной игры и образа и «своего отношения к нему» пыталась формулировать это требование.
Оно же в иной форме проводилось Мейерхольдом в его «социо-механике». Наступившие годы стали испытанием для актера, и они должны обнару
жить, что сохранил актер от прошедших лет — художественно, внутренно, общественно. Это есть вопрос о внутреннем образе актера, и для его выявления служат все достижения технического мастерства последних лет. От них невозможно отказаться — им нужно найти принадлежащее им место. Глубоко взрыхленная жизнь — мощь со
бытий — не могла не захватить актера. Актер начал погружаться в эту жизнь со всею страстностью художника. В самых замечательных достижениях актер шел от внут
реннего опыта этих лет — от своеобразного романтизма в его восприятии. Оттого и оживали новым смыслом классические произведения, и так неистово волновали иные из спектаклей на темы современности. Перво
начальные ощущения человека, глубокая и грубая правда, исто
ки человеческой психологии, смысл социальной борьбы — рас
крыты эпохой. Они и подлежат эстетическому оформлению со стороны актера: в форме ли трагедии, драмы, буффонады, комедии, в зависимости от его уме
ния и его личности. Зритель хочет осознать, что с ним вну
тренно произошло за эти годы — и дело актера ему на это отве
тить в образах живых и человеческих.
Замечательно, что все сложившиеся к концу десятилетия крупнейшие системы игры ведут актера но этому основному пути — различными приемами и порою противоположными способами. Они и служат противоядием против снижения актера в скуку формализма и мелочность быто
визма. Система Станиславского, освободившись от всего балласта всех мелочных подробностей,
не убивая игры, ведет актера к раскрытию основ
ной внутренней линии образа — вне какого-либо насилия над личностью актера. Она закрепляет путь к рождению в актере радости творческого
состояния на основе точного учета психических и физических данных актера. Через раскрытие психологии образа — она приходит и к раскрытию его социаль
ных качеств. Она раскрывает эпоху через человека. Мейер
хольд пытается довести актера до создания обобщенных, почти символических, внутренно - на
полненных образов большого
социального масштаба. Таиров подчиняет свою эстетику звука и движения тому же намерениюразоблаченного человека с акцентом на свое бразном романтизме.
Театр отдает сейчас накопленные им приемы актеру. Их ценность определяется тем, на
сколько они доносят до зрителя
внутренний замысел актера, не искривляя и не снижая его. Так возобновляется значение актера на театре. Тем значительнее воз
растает требование актерского мастерства в области внутренней и внешней техники. Оно недостижимо без повышения общей актерской культуры — общественной и художе
ственной. Оно зовет его слушать и понимать и
жить современной жизнью. Актеру принадлежит право сделать ее художественной, волнующей, веселящей или потрясающей реальностью. На
чав с ученичества актер, действительно, начинает занимать первенствующее положение на. сцене. За время революции создалось несколько прекрасных молодых коллективов (МХАТ с его мо
лодой труппой, вахтанговцы, мейерхольдовцы), а в их числе — ряд отличных актеров. Ансамбль,
сейчас выковающийся на разных сценах, свидетельствует об об
щем мироощущении и едином стиле каждого театра. Исполнители «Бронепоезда», «Разло
ма», «Барсуков», «Мятежа» де
монстрируют полную готовность перенести на сцену внутренний опыт революции, своими художественными путями разрешая во
прос о создании социального типа. Молодое поколение целиком воплотилось в нашей эпо
хе и заражено ею; старшее поколение дало ряд замечательных исполнений. Суд над акте
ром не мог быть строг в годы первых исканий. Сейчас он становится необходим и требо
вателен. Только глубочайшее и живое понимание современ
ности, подлинная внутренняя культура и законы мастерства помогут преодолеть стоящие перед акте
ром опасности напрасного беспредметничества и мертвого натурализма.
П. МАРКОВ