Ксения — Мансурова
Швач — ДержавинГодун — КузаТатьяна — Русинова

ТЕАТР ИМ. ВАХТАНГОВА

Пьеса Б. Лавренева

С

реди многих октябрь
ских представлений этот спектакль отличается каким-то особым акцентом, своим собствен
ным почерком, какой-то
особенной актерской манерой.
Революция, выстрелы, восстания и сражения в эти дни вполне законно заполнили наши сцены, но пока только у «вахтанговцев» я почувствовал подлинную простую и мужественную, без особых бенгальских огней и шумих, суровую и, в то же время, страстно-напря
женную атмосферу предоктябрьских дней. Те
атр, как будто сам, гдето внутри, пережил этот «разлом» старой куль
туры и старой души, и вот отчего у этого спектакля такой сосредото
ченный, ушедший внутрь, правдивый и простой, и в то же время острый и трепетный взгляд. Это сразу пе
редалось зрителям — и вот откуда этот боль
шой успех спектакля, эти взволнованные ап
лодисменты зрителей, почувствовавших сразу
внутреннюю значимость этого спектакля именно для тех, кто его делал.
Я бы не сказал, что пьеса Б. Лавренева очень крепко и умело сделана драматургически. Отнюдь нет! Весь путь театра им. Вахтангова за последние годы потому так тя
жел и труден, что, начиная с «Виринеи» и кончая «Разломом», театру приходится ра
ботать на очень рыхлом, рассыпающемся, не оформленном сценически материале. Преодоле
вая бессюжетное слово, собирая воедино куски, эпизоды, отрывки, строит свои последние спектак
ли этот театр. Но зато в этом, по существу, беллетристическом материале театр находит целые россыпи значительных тем, образов, ситуаций. В этом отношении «Разлом» дал театру очень много, облегчив театру задачу показать героические дни «Авроры» не только батально и орудийно, но и в разрезе человеке
ских сердец, стра
стей и порывов, И автор, и театр ушли от хроники, истории, документов — 3 область синтетического, сгущенного и обобщенного вы
мысла, но этот вымысел потому и значителен, что он крепче, лучше
и правдоподобнее передает на театре эпоху революционного Кронштадта, чем это мог бы сделать любой инсценированный исторический факт. Не было в действительности этой попытки офицеров
взорвать мятежный крейсер, идущий на помощь Петрограду,
но она могла быть — и только в том, какими средствами
театр заставляет в это поверить своих зрителей — только в этом и есть существо всякой подлинно художественной работы. А в это театр заставил поверить — и в этом его победа.
Но и не только в этом. На этот раз, в отличие от «Барсуков», театр очень крепко задумался и над внешним оформлением спектакля. То, что
Берсенев — Щукин, Фон-Штубе — Русланов