Негритенок и обезьяна в Московском театре для детей
БОЛЬШАЯ ПОБЕДА МАЛЕНЬКОГО ТЕАТРА

С

олнце! Очень много
солнца!
Сцена — кусочек африканской пустыни: мно
го песка, и одинокая пальба залита знойным, не нашим, тропическим солнцем.
Тоненькие солнечные лучи светятся в чутьчуть насмешливых, бесконечно ласковых глазах Доброй Негры, рассказывающей бесхитростно и просто несложную пантомиму.
И яркое солнце самой настоящей, неподдельной искристой радости горит в удивленных глазенках нескольких сотен малышей.
Последняя работа Московского театра для детей — настоящий большой детский праздник.
Собрались негритятки, состязаются в танцах, ловкости и силе. Побеждает Нагуа и его выбирают вождем. Отправляются на охоту. Бес
страшный Нагуа гонит целые стада носорогов, львов и слонов. Усталый, хочет напиться из ручья. Сзади на него нападает огромная змея. Из пасти змеи его спасает прыгнувшая с высокого дерева обезьяна. С тех пор Нагуа и обезьяна неразлучные друзья. Вместе едят, пьют, играют и спят. Однажды Нагуа заснул чересчур крепко, и злые белые люди заманивают конфетами и похи
щают обезьянку. Далеко вдаль увозят они ее на жирафе. Верхом на страусе пускается за ними в погоню Нагуа. Стремительная скачка по африканской пустыне. Дорога преграждена широким ручьем, в котором живет большей кро
кодил. Но страус издавна дружен с крокодилом. Крокодил вылезает из воды, показывает дорогу
и переправляет путников через ручей. Страус с Нагуа достигают порта как раз в ту минуту, когда пароход со «злыми белыми», похитившими обезьяну, отчаливает. Нагуа в отчаянии. Ка
питан большого советского судна принимает в нем участие и берет к себе на борт. Сперва морем, потом по железной дороге Нагуа едет в
СССР. Москва. Большая шоколадная фабрика. Нагуа в белой прозодежде, поварском колпаке и пионерском галстуке деятельно помогает шоколаднику. Активный пионер, он учится, читает
книжки, занимается спортом и изредка ходит в цирк. Однажды в цирке, где показывают «очень хорошего музыканта», «самого страшного укротителя» и много других интересных вещей, Нагуа узнает на манеже ту самую свою обезьянку, которую так безжалостно отняли у него злые белые люди. Громко зовет он ее с высокой галерки,и обезьянка, узнав своего друга, стремглав бросается к нему.
Этот любопытный, доходчивый спектакль интересен не одним только детям. «Негритенок и обезьяна» — большая победа театра, нашедшего совершенно новую, острую, интересную форму детского спектакля.
Композиционно спектакль слагается из пантомимы — музыкальная иллюстрация и конферанс Доброй Негры, — отличной кино-мультипликации на двух экранах, перед сценой и позади нее, и чисто цирковых приемов.
Одни и те же действующие лица и в пантомиме, и на экране, и в цирке. Сложные установки заменены лаконичными фрагментами: маленькая избушка на тонких сваях дает картину негритянского поселка, пальма и две-три свешивающиеся лианы — тропического леса.
Солнечный, яркий спектакль! Он обязан своим успехом интересному режиссеру. — Наталии Сац, сорежиссеру — Елене Менес, художнику — Гольцу и автору великолепных мульти
пликаций — художнику Н. П. Ходатаеву. Из отдельных исполнителей трудно кого-либо отме
тить, настолько дружно, тепло и искренне сыгран этот спектакль.
ВЛ. МАНУХИН