В НОМЕРЕ: За квалифицированного артиста (передовая).—Что мы ждем от будущего сезона (анкета).— Уголок рабочего зрителя—Н. ГОНЧАРОВА.—Украинский и русский театр в Киеве—Ю. СОБОЛЕВ. «Шахта №10» (рец.) — М. ЗАГОРСКИЙ. — «Головоногий человек (рец.) — ДЕМ. — «Заговор чувств(рец.)—Д. ТАЛЬНИКОВ.—«Проделки Скапепа» (рец.) — К. ЛЕСНАЯ. — «Вот, что осталось от Натальи Тарповой».—В. XАНДРОС. Голос рабочего зрителя. По СССР (корресп.) Театральная жизнь,

ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО АРТИСТА

В настоящее время по всему СССР проводится переквалификация безработных работников искусства.
В условиях культурной революции, задача органов Посредрабиса состоит не только в борьбе с безработицей, но и в снабжении потребителя— рабочего зрителя доброкачественной, художественно и идеологически ценной квалифицированной рабочей силой.
Квалификации должны подвергнуться все безработные и ищущие труда работники искусств,
причем это мероприятие не проводится в порядке кампании, не является временным, а должно распространяться и на всех, желающих зареги
стрироваться вновь в органах Центропосредрабиса.
При сезонном характере большинства зрелищных предприятий, а стало быть, наличии неизбежных периодов безработицы актеров, при исклю
чительно разовом характере труда артистов эстрады и кино, ясно, что квалификация затронет значительные группы членов союза.
Квалификация — не чистка. Ее задача не только в том, чтобы сохранить на учете Посредрабиса лиц, обладающих минимумом квалифика
ционных данных, но и главным образом в том, чтобы уточнить по группам и категориям квали
фикацию безработных, оставленных на учете Посредрабиса.
Наличие объективных признаков для выявления этих квалификационных категорий позволит органам Центропосредрабиса усилить активную посредническую работу, поскольку они смогут предлагать хозорганам уже проверенную рабочую силу, вызовет уменьшение частного посредничества («жучковства») со стороны отдельных режис
серов и администраторов и, таким образом, обеспечит более правильные методы набора рабсилы. С другой стороны — это создаст нормальное квали
фикационное соотношение среди отдельных групп безработных.
В отношении тех, у которых не будет установлен необходимый производственный минимум, не должны применяться какие-либо выводы по линии профессиональной.
Снятие с учет? Посредрабиса в результате квалификации не влечет за собой исключения из числа
членов профсоюза. Перевод на общую биржу труда и регистрация по другой специальности облегчит работнику возможность получения работы, которая для него по явно недостаточным квалифика
ционным данным исключена в художественном производстве.
Положением Центропосредрабиса о методах квалификации установлено, что в результате испытания должны быть выявлены: основные производственные навыки, степень овладения тех
никой данной специальности, подготовка в области подсобных теоретических и практических знаний, степень творческой одаренности, наличие необходимых для работы по данной специальности внеш
них (физических) данных и, наконец, уровень общественного и художественного развития.
Для работников концертно-эстрадной, группы, инструменталистов всех видов, режиссеров, актеров драмы, оперы, балета и руководителей худо
жественных кружков установлены 5 категорий от артистов с минимумом производственной при
годности (1 категория) до артистов мирового значения (5 категория).
Существенно отметить, что «выявление признаков теоретической подготовки должно приме
няться исключительно в отношении лиц, вновь
регистрирующихся, т.-е. впервые ищущих труда по заявленной специальности» (цитируем по директивному письму Центропосредрабиса).
Это означает твердую линию в деле подготовки смены: откуда бы не приходили в Посредрабис новые актерские силы (из школ, студий, драмкружков), они по своему общественно-художественному уровню должны быть на уровне оканчивающих художественные техникумы.
Авторитетный состав экспертных комиссий и возможность повторной экспертизы в порядке обжалования решения комиссии должны обеспечить объективное проведение экспертизы.
Несомненно, что в этой крупной, проводящейся впервые, работе неизбежны ошибки и недочеты,
однако исключительное значение, которое будет иметь проводимая квалификация как для оздо
ровления рынка труда работников искусств, так и оздоровления художественного производства в целом, неоспоримо.