Организация уголков рабочего зрителя в театрах и центральных рабочих клубах—один из методов совместной работы со зрителем. Рабочий зри
тель приходит в театр не только для того, чтобы просто посмотреть пьесу, ему хочется разобраться в ней, сказать о ней свое мнение тут же в театре, или на страницах своей газеты, или на диспуте в своем клубе. Ему хочется, если пьеса непонятна, прослушать короткое вступительное слово о пьесе.
Уголок рабочего зрителя, это какое-то постоянное место в театре, или в клубе, где, возле ма
кета и стенной газеты с фотографиями постановки, рабочие зрители задают режиссеру вопросы о спектакле, а в последнем антракте, или после спектакля обмениваются друг с другом мнениями о пьесе и о постановке, об игре актеров и о целеустановке всего спектакля.
Актерам, режиссеру и автору очень полезно прислушиваться к этому обмену мнениями, про
верить на суждениях рабочего зрителя, что в их работе им удалось и что нет.
Тут же могут быть розданы анкеты для заполнения их теми, кто не принимал участия в беседе. Анкета, примерно, должна быть следующей [1)]:
1. Понравился ли вам спектакль в целом.
2. Укажите на достоинства и недостатки пьесы.
3. Соответствует ли пьеса вопросам современности. 4. Что в пьесе непонятного.
5. Что в пьесе лишнего и чего в ней не хватает.
6. Понравилось ли вам художественное оформление пьесы
(декорация, костюмы, грим).
7. Понравились ли вам исполнители и кто в особенности. 8. Какие достоинства вы находите в игре исполнителей
(простота, умение создать правильный тип, хорошая актерская техника) и какие недостатки.
9. Что вы думаете об устройстве в театре или в клубе постоянного уголка, где в антрактах режиссером или ла
борантом спектакля проводились бы беседы с рабочими зрителями.
10. Находите ли вы желательным короткое вступительное
слово перед спектаклем.
11. Понятно ли вам содержание оперы без вступительного
слова и либретто.
12. Какую форму работы со зрителем вы считаете наиболее приемлемой: беседу о спектакле в антрактах, или спе
циальный диспут в театре, в клубе.
13. Часто ли вы посещаете театр и что вам больше нра
вится: драма, опера, балет, комедия, оперетта, цирк. 14. Укажите ваше социальное положение (рабочий, служащий) и ваш возраст.
Вопрос об организации уголков рабочего зрителя впервые был поднят в «Рабочей газете» рабкорами (т. Бурко). Установка была такая: уго
лок рабочего зрителя—1) как реальная помощь зрителю в разборе и оценке спектакля, 2) как учет требований и запросов к театру современ
ного рабочего зрителя и 3) как один из методов совместной работы театра и зрителя над репертуаром.
С этими лозунгами «Рабочая газета» послала передовой отряд застрельщиков в театры и круп
ные клубы. Из театров охотно откликнулись на эту затею театр Революции и Замоскворецкий.
ГОТОБ, Малый театр с филиалом, МХТ‘ы и даже МГСПС хранят угрюмое молчание или от
зываются невозможностью проводить беседы в антракте по техническим условиям.
Губотделы Союзов отозвались на наше предложение дружественно.
[1)] Анкета проработана на редколлегии рабкоров в «Рабочей газете».
Удалось связаться с центральным клубом коммунальников, со всеми рабочими дворцами, с клу
бами полиграфистов, с центр. клубом Всерабземлеса, клубом Кор и т. д. Были проведены беседы в театрах: Замоскворецком и Революции, во Дворце им. Ленина, в клубе Кор и в централь
ном клубе строителей (по собственному почину клуба). Обсуждались пьесы: «Гопля, мы живем», «Ци
линдр» (Замоскворецкий театр), «Ненависть» (раб.
Дворце им. Ленина), «Кармен» (там же), «Орлиный бунт» (клуб Кор железнодорожников), пьеса «Зорька» (Центр, клуб строителей). Беседы прошли с несомненным успехом.
Беседы технически проводятся так: сотрудники «Раб. газеты» заранее сговариваются с директором театра или завклубом о дне беседы. Театр, или, если беседа происходит в клубе, ответств. руководитель выступающего театр. коллектива вы
деляют режиссера или лаборантов для участия в беседе. После 1-го антракта со сцены объявляется сотрудником театра, что в фойэ во 2-м антракте будет проведена беседа о спектакле. В назначен
ный момент у столика в фойэ, где уже вывешен плакат «Рабочей газеты»:
Сегодня здесь редакция «Рабочей газетыc участием режиссера театра проводит бе
седу о пьесе «Гоп-ля, мы живем
собираются: двое сотрудников «Раб. газеты,» режиссер, художник, иногда и автор пьесы. Беседа начинается с краткого пояснительного олова со
трудника газеты о значении и цели таких бесед, затем собравшимся предлагают задавать вопросы по существу пьесы и ее оформления. На вопросы тут же даются ответы режиссером. В 3-м антракте продолжение вопросов и ответов, и обмен мнений.
Собранный материал отзывов очень интересен и обнаруживает подчас очень глубокий подход к пьесе и смелые попытки обнаружить ее подлинную социальную подоплеку.
Незнакомство автора с бытом рабочих, которых он изображает, неумение заострить внимание на классовой борьбе, ненужные подробности разложения, отсутствие внутренней правды и последовательности в поступках действующих лиц — ни
что не ускользает от внимания. Рабочий зритель твердо стоит на почве весьма реальных требований: «изображая жизнь и борьбу рабочего класса, давай нам правду, а не свои измышления».
Работу по организации постоянно действующих уголков рабочего зрителя необходимо про
должать, втягивая в нее все большее и большее число театров, клубов и кино. В особенности необходимо ее проводить на оперных спектаклях, где отсутствие вступительного слова и либретто затрудняет рабочему зрителю понимание спектакля, не говоря уже о понимании музыки, ко
торая требует особого вида работы вроде той, что проводится радио при трансляции оперы (музыкальный показ основных тем и т. п.).
Наша театральная и художественная работа только в том случае будет ценной и нужной, когда она будет строиться на учете подлинных
запросов рабочей массы, неизмеримо выросшей за последние годы.
Н. ГОНЧАРОВА