Народная артистка Республики А. А. Яблочкина передала и-ву Теакинопечать воспоминания о своей 40-летней работе в театре. Приводим отрывки из этих воспоминаний, касающиеся первых лет
ее работы в театре Корш и в Малом театре.
Первое мое выступление на сцене было в Тиф
лисе, когда мне исполнилось 6 лет. С этого момента театр властно овладел всем моим существом, и вся моя последующая жизнь была
отдана ему безраздельно.
Весной 1886 г. я получила приглашение от Ф. А. Корша вступить в его труппу. Эти два сезона 1886/87 и 1887/88 гг., пожалуй, сыграли для меня роль лучшей школы. Труппа у Корша в то время была превосходная: В. Н. Давыдов, Киселевский, Градов-Соколов, Рощин-Инсаров, Светлов, И. М. Шувалов, Романовская, Красовская, Мартынова, Рыбчинская, Бороздина и друг. Режиссером в первом сезоне был Аграмов, а во втором Соловцов.
Я с благодарностью вспоминаю сердечное отношение ко мне моих тогдашних старших товарищей, которые с большим вниманием следили за моей артистической работой и напутствовали мои сценические шаги драгоценными советами.
В первый сезон я сыграла 80 раз, а второй сто слишком и за это время освоилась со сценой.
Мой первый выход был в роли Наташи в комедии «Своя семья или замужняя невеста» Грибоедова, Хмельницкого и Шаховского.
Первый выдающийся мой успех, о котором заговорила Москва и пресса, был в роли Софьи в «Горе от ума».
В этой же роли я дебютировала в Малом в апреле 1888 года, причем первый выход был в Большом театре, так как в Малом тогда играла французская труппа.
Когда случались затруднения и роль казалась мне очень сложной и трудной, я всегда обращалась к Фе
дотовой, и она, если была свободная минутка, выслу
шивала меня и давала мне
указания.
Перейдя в Малый театр я изредка занималась с Н. М. Медведевой, необыкновенно талантливой учи
тельницей. Помню —она сама пожелала пройти со мной роль Эболи из трагедии Шиллера — «Дон- Карлос», так как находила, что роль эта была в моих данных. Я конечно с радостью пришла к ней и работала над ролью с упоением, но когда поставили пьесу в Малом, то Эболи играла не я.
В конце 2-го сезона я получила у Корша бенефис и, по совету Н. М. Медведевой, выбрала старинную мелодраму «Лиза Фомина», которую Н. М. играла в молодости. Помню В. Н. Давы
дова, который бесподобно играл моего отца-скрягу, а свою роль плохо помню: — много слез, в конце я топлюсь и меня приносят на сцену мертвой. Но никогда не забуду той радости и счастья, когда я увидела, что мне подают букет и встречают аплодисментами, как настоящую большую артистку.
Я была очень молода, наивна, плакала, когда мне вычеркивали что-либо в роли, выучивала всю свою роль еще до считки, и Киселевский,
утешая меня, говорил, что он с удовольствием прибавит мне слов из своей роли. А он не долюбливал учить их наизусть, а больше шел по суфлеру.
Праздником было для меня играть с В. Н. Давыдовым. Помню, в пьесе «Байбак», я играла роль молодой девушки, в которую он влюбляется, и мы объяснялись в любви, а за кулисами пел Шиловский: «и ночь, и любовь, и луна». И мне казалось, что я воистину была в тот вечер в него влюблена. Как это было хорошо, и как далеко, далеко...
Первые годы службы в Малом были очень тяжелы, приходилось бороться, заявлять роли
в очередь, ждать какого-нибудь случая, когда за отказом или болезнью старшей артистки с одной, двух репетиций приходилось сыграть ответ
ственную роль, а то просто сидеть без дела, или
играть одноактные комедии и водевили. Тем не менее, несмотря на большую конкуренцию, я мало
по малу входила в репертуар: кроме Софьи в «Горе от ума», получила Марию Антоновну в «Ревизоре», сыграла с 2-х репетиций Беатриче в «Много шуму из ничего», с которой успешно справилась только благодаря помощи и указаниям А. П. Ленского.
После М. Н. Ермоловой с двух репетиций сыграла Офелию. Театр бьл переполнен, во всех кулисах стояли не только наши артисты, но и артисты из Большого театра. Не помню, чтобы я когда-нибудь пережила столько волнений, как в тот вечер.
Помню, как в один из сезонов, после блестящей летней поездки я села на мельи— ни одной интересной роли. И. Н. Греков, снявший Одесский го
родской театр, пригласил меня осенью в свою
труппу. Я с большим трудом получила отпуск на 2 месяца без сохранения содержания, о чем не жалела, так как получала в Малом 100 руб. в месяц, а уехала на 500 руб.
Прошли 2 месяца. Греков предлагает остаться на весь сезон, сулит большую прибавку к жало
ванью, бенефис. Посылаю просьбу о продлении отпуска. Ответ: «возвращайтесь немедленно или уходите совсем». Расстаться с Малым? Конечно об этом и думать нечего!..