«Дом на перекрестке» М. Тригера поставлен
сразу в двух московских театрах — в театре Сатире ӀӀ и Замоскворецком театре. Против такого
«параллелизма» не приходится в данном случае возражать, так как оба театра обслуживают разные районы и друг другу не мешают. Не при
ходится возражать и против
самой пьесы, правда, повто
ряющей мотивы
уже знакомые по целому ряду пьес («Землетрясение» П.
Романова, «Любовь Яровая», «Рост»), но сделанную доста
точно ловко, умело.
Любопытен сам по себе за
мысел пьесы — дать своего рода историю Октябрьского 10-летая, отражен
ную в жизни
одного большого дома с жильцами разных классовых прослоек. Действие происходит на Украине. Идущая за стенами дома борьба встречает в раз
ных этажах его различное отношение обитателей, различное их поведение. В связи с этим разыгрывается ряд сцен то комического, то сатирического характера.
Аудитория не видит разворачивающихся за стенами грандиозных драматизмом, местами герои
ческим подъемом событий, но чувствует их, сле
дит за ними по изломам жизни внутри многоэтажного дома.
Пьеса смотрится легко, с интересом, и это заставляет мириться с некоторой штампованностью фигур, не отступающих от выработавшегося и уже порядком приевшегося стандарта: перекра
шивающиеся мещане, кутящие белые офицеры, самоотверженно преданные революции рабочие,
Пьеса М. Тригера. В т. Сатиры II и Замо
скворецком театре.
Замоскворецкий театр
Замоскворецкий театр
растерявшиеся чиновники, воюющие в очередях
женщины — на всем лежит печать готовых характеристик, примелькавше
гося типажа. Но автор умеет этот, неоригинальный, не первой свежест материал занимательно поднести. Притом ему удалось связать своих разношерстных персонажей
некоторым единством фабулы, во всяком слу
чае чем-то вро
де сюжетного скелета. Дейст
вующие лица проходят через
всю пьесу, в
которой есть то «сквозное действие», без которого теат
ральное представление оста
нется только грудой беспорядочно нагроможденных сцен.
Можно разно оценивать пьесу М. Тригера в связи с ее на
значением в обоих театрах для юбилейного спектакля к 10-летию Октября, но, как рядовая пьеса, она имеет бесспорное право на внимание.
Театр Сатиры, изловчившийся на обозрениях и постановке пьес, в которых действие поминут
но переносится с места на место, дал спектаклю (постановка Э. Краснян
ского) необходимый темп, очень способствовавший живости и концентриро
ванности впечатления В Замоскворецком театре (постановка И. Донатова) спектакль вышел несколько длинным, тягучим, несмотря на использование вращающейся сцены (может быть, бла
годаря этому использованию). Театру пришлось даже отказаться от последнего акта пьесы, рисующего судьбу «дома на перекрестке» по окончании гражданской войны. Акт этот, правда, довольно неудачен. Автор имел ввиду дать здесь отражение пафоса строительства, охватившего страну Советов.
Кашинова — Ирина
Летов — рабочий Василий
Дом на перекрестке Театр Сатиры II