ЛИЦО ТЕАТРА им. МГСПС

В

общей системе нашей социалистической стройки театру принадлежит важное и почетное место; он должен присущими ему специфическими средствами разъяснять и подчерки
вать политическую и хозяйственную работу советской власти и партии.
Что может быть элементарнее и проще? И, однако, действительность показывает, что для со
временного театра справиться с этой задачей —
вещь настолько сложная, что даже некоторые театры, выросшие уже на советской почве, не могут хвастаться заметными успехами на пути «социальной реконструкции».
Более того. Если мы возьмем такой театр, как театр Мейерхольда, — первый наш театр, —-
то сможем отметить более чем оригинальное явление: театр уклоняется от современности, что с раз
ными нюансами, но вполне единодушно отмечено
всей коммунистической критикой (по поводу «Горе уму»).
Наоборот, старые, академические театры, пусть часто неудачно, но оборачиваются лицом к эпохе, и, в частности, к советской тематике и советским авторам.
При свете этих фактов, говорящих либо об общественно-театральном застое, либо о неровном,
несколько зигзагообразном продвижении вперед, в сильнейшей степени вырастает значение театра имени МГСПС, пятилетие которого мы в эти дни отмечаем.
Вот театр, который все время находится в движении, театр насквозь политичный, театр, к слову сказать, не страдающий «моднойтеперь болезнью — агитобоязнью, театр, который,
оставаясь квалифицированным художественным организмом, вме
сте с тем умеет быть необходимейшей частью нашей партийносоветской работы наравне с агитатором, организатором, пропагандистом.
Театр имени МГСПС — один из немногих, который знает, чего он хочет, и ведет свою работу планово. Онне находится во власти стихии. Он не сидит у сценического моря и не ждет драма
тургической погоды. Он сам в соответствии с текущим моментом намечает темы, он сам и находит выполнителей своих предначертаний.
Мысль о плановости работы этого театра не может не притти в голову, если посмотреть на его репертуар за последние несколько лет, Револю
ционная романтика и пафос прошлого «(1881 год», «Овод»), гражданская война («Шторм», «Мятеж»),
героика восстановительного периода («Цемент»), болезни нэпа («Штиль», «Константан Терехин»),
проблема молодежи (опять «Константин Терехин»), и, наконец, борьба за индустриализацию, за командные рабочие кадры («Рельсы гудят»).
Эта театральная программа чуть ли не до мелочей совпадает и по времени, и по значенню с уз
ловыми пунктами всей хозяйственно-политической жизни нашей страны. Легко видеть, что здесь
не достает только деревни и международнаго поло
жения для того, чтобы мы были безусловно вправе дать театру имени МГСПС почетнейшее название театрального кружка текущей политики. Самое замечательное, — что коммунистической целеустремленности театр добивается отнюдь не снижением формального мастерства.
Мы знаем, что последнее утверждение может вызвать возражение со стороны многих театральных работников, обвинявших и обвиняющих театр в провинциализме. Эти упреки, пожа
луй, справедливы, но демократический театр, подобный театру имени МГСПС, иначе и не может строить свою работу.
Если к политичности театра, к его демократичности, к его внешнему мастерству прибавить ред
чайшую в наше время коллективность всего театрального организма, то этим, пожалуй, можно будет довершить портрет театра имени МГСПС. Коллективизм театра — это не ансамбль в старом понимании этого слова. Это именно коллективизм исполнения, когда вся труппа, совершенно независимо от качества отдельных исполнителей, играет, как единый актер.
Что ж удивительного, что, обладая такими качествами, театр имени МГСПС— самый популяр
ный театр в трудящихся массах! На идущих сейчас рабочих собраниях на тему о культурной революции, в прениях, рабочие неизбежно затрагивают вопрос о театре. Театр МГСПС нападкам нигде не подвергается. Наоборот, о его поста
новках рабочие говорят с величайшей любовью и восторгом. Это — рабочий театр, и московские пролетарки принимают его целиком и с его достоин
ствами, и с его недостатками. Театр растет вместе с рабочим зрителем, рабочий зритель растет вместе с этим театром. Это — мнение всех организован
ных рабочих. Нужен ли лучшей аттестат театру в день его пятилетия?

о. литовский